Трагедия совести в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

Трагедия совести в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский) Сочинения по литературе

Трагедия столкновения чувств и совести занимает основное место в пьесе А.Н. Островского «Гроза». В этом произведении автор изображает жизнь купеческого сословия и отведённую в нём роль женщине на примере семьи Кабановых.

Катерина – единственный луч света в окружающем её темном царстве. Она росла в атмосфере любви и заботы. Её родители не были тиранами, поэтому предоставляли дочери полную свободу. Благодаря этому она смогла стать полноценной личностью, воплотившей в себе лучшие черты русского характера. Её доброта, искренность и стремление к справедливости – результат достойного воспитания, что было редкостью в купеческом сословии того времени. Катерина сама говорила, что она не умеет ни обманывать, ни скрывать что-либо.

Наивысшая правда и красота представлялась Катерине в духовной жизни. Бог для неё был тем нравственным законом, который нельзя переступить. В молитвах она находила то умиротворение, в котором нуждается душа любого человека. Больше всего Катерина любила ходить в церковь на службу, где она ощущала Божью благодать, окружающую её и всё в этом мире.

Не случайно, главная героиня была названа Н. Добролюбовым «лучом света в тёмном царстве». Она действительно не вписывалась в окружающий её купеческий мир с его ценностями. Катерина отличалась от всех своей любовью к Богу, людям, природе, своей чистой душой и отзывчивостью. В ней присутствует что-то неземное, бросающееся сразу в глаза. Её контраст с остальными жителями Калинова настолько велик, что сразу становится понятно – произведение окончится трагедией.

После замужества с Тихоном Катерина попала в семью Кабановых, где главой семейства была её свекровь Марфа Игнатьевна, привыкшая к почтению и беспрекословному подчинению. Кабаниха была очень жестокой и лицемерной женщиной, беспричинно унижающей даже родных детей. Все жители Калинова отмечали крутой нрав купчихи, живущей по патриархальным устоям.

Кабаниха, пользуясь своей властью, держала всю семью в страхе. Её неоспоримый авторитет превратил Тихона в безвольного «маменькиного сыночка». Но главной жертвой Марфы Игнатьевны стала Катерина, которую она ежедневно обижала своими беспричинными подозрениями и незаслуженными упрёками. Кабаниха была твёрдо уверена в том, что семейное благополучие основывается именно на страхе, а не на любви и уважении.

Катерине никто не мог помочь в её трудном положении. Её безвольный муж сам стал жертвой тирании, процветающей в их доме, поэтому не мог защитить от неё жену. Тихон никогда не перечил своей матери, он покорно сносил все издевательства, не смея протестовать. И со временем Катерина перестала что-либо к нему испытывать, кроме жалости. Но никто и не догадывался, насколько сильно она была несчастлива, ведь если посмотреть со стороны, у неё было всё, о чём только можно мечтать: любящий муж, хороший достаток, просторный дом и большое хозяйство. Но ничто не заменит заботу и любовь.

Катерина была одна в этом мире, и, страдая от этого одиночества, в атмосфере лжи, притворства и жестокости, она встретила и полюбила племянника Дикого – Бориса, который тоже оказался безвольным человеком, неспособным на решительные действия. Несмотря на то, что он был лучше большинства окружающих, он всё равно не смог вырваться из-под их власти. Это единственный человек, который понимает Катерину, но из-за слабохарактерности оставляет её, советуя покориться судьбе.

Любовь к Борису полностью изменила жизнь Катерины. Она больше не может продолжать жить в своей клетке, ей необходима свобода. Катерина мечтает стать птицей и полететь высоко в небо, но осознание собственной греховности не отпускает её. Изменив мужу, Катерина нарушила Божью заповедь. Познав счастье земной любви, она стала грешницей.

Это искреннее глубокое чувство оказалось настоящим проклятьем. Катерина понимала, что трагедия неизбежна. Она предчувствовала скорую смерть: «Я умру скоро… Что-то недоброе со мной делается». Катерина предала не Тихона, она предала саму себя, свой нравственный долг. И это предательство ни на секунду не даёт ей покоя, она всей душой хочет быть чистой и непорочной, но понимает, что это уже невозможно.

Чувство собственной вины и страх перед Божьим наказанием побудили Катерину публично признаться в своём грехе. Она боялась грозы не потому, что была не готова уйти из этого мира, а потому, что смерть застанет её такую, какая она есть, со всеми грехами. Поэтому раскаявшись, она отдаёт себя на людской суд, отрезая себе все пути к спасению. И такое покаяние, доказавшее наличие правдивой и совестливой души, должно было бы повлечь за собой великодушное прощение, но Катерина его не получила.

Пьеса завершается гибелью главной героини. Именно эта смерть стала развязкой всего произведения и несёт особую смысловую нагрузку. Не желая оставаться в этом ужасном мире, Катерина наложила на себя руки, зная, что самоубийство – это самый страшный грех. Она пошла против самого Бога, лишь бы освободить себя от ненавистных оков и внутренних терзаний. Только в смерти несчастная девушка видела умиротворение и долгожданный покой.  

Но совесть мучила не только Катерину. В конце пьесы видно, как переживает из-за произошедшей трагедии Тихон. Не выдержав, он впервые в жизни упрекнул свою мать, сказав ей, что именно она виновата в смерти его молодой жены. Но Тихон понимает, что часть вины лежит и на нём.  

Таким образом, следует, что в основе сюжета пьесы «Гроза» лежит не трагедия любви, а трагедия совести. Гибель Катерины – это результат отчаяния, когда смерть уже не страшит, а воспринимает только как избавление от душевных мук.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий