Анализ рассказа «Размазня» (А.П. Чехов)

Анализ рассказа «Размазня» (А.П. Чехов) Анализ произведений

«Размазня» — рассказ Антона Павловича Чехова, который славился своими небольшими и юмористическими рассказами. В своих произведениях автор частенько высмеивал главные пороки человечества. Рассказ «Размазня» не стал исключением. В произведении небольшого размера автору удается показать огромную проблему слабых людей. 

История создания

Произведение было написано в 1888 году. Можно сказать, что именно с рассказа «Размазня» начался переход Антона Павловича к более серьезным и сложным произведениям. Впервые произведение было опубликовано 19 февраля 1888 года в юмористическом журнале «Осколки». 

Кто выступал прототипами главных героев произведения — доподлинно неизвестно. Но стоит отметить, что во время написания рассказа, на месте каждого из героев мог оказаться практически любой человек, у которого попросту не было средств к существованию, поэтому он был вынужден работать. 

Автору удается передать ту характерную особенность своего переходного века, когда женщина уже не являлась бесправным товаром, но до конца еще не получила полных прав работающего человека, соответственно не умела их правильно отстоять. 

Жанр, направление 

Если говорить о творчестве Чехова, то оно относится к реалистическому направлению, следовательно анализируемое произведение написано в направлении реализма. 

Жанр произведения — юмористический рассказ. Подтверждением этому выступает тот факт, что в тексте произведения сочетаются все особенности: рассказ имеет короткое название, вступление также получилось максимально коротким, основа произведения -диалог. 

Литературные приемы

  1. Психологический портрет. Писатель делает акцент не на внешности героев, а на их состоянии. Хорошим примером является момент, когда он описывает реакцию гувернантки: «вспыхнула и затеребила оборочку», «левый глаз…покраснел и наполнился влагой», «подбородок задрожал», «Она нервно закашляла, засморкалась» и многое другое. 
  2. Драматический/трагический контекст. Автор умело его скрывает за комичной ситуацией. Например, за бесхарактерностью гувернантки он скрывает не только ее собственную слабость, а и все изъяны общественного устройства. 
  3. Контраст с подтекстом. На фоне сильного хозяина Чехов показывает слабую подчиненную. Но в тоже время он подчеркивает, что просто быть сильным, когда у тебя есть власть и деньги. 
  4. Лексические средства, с помощью которых усиливается эффект: жестокий урок, кислая улыбка и прочие. 

Суть произведения

Весь сюжет произведения закручен вокруг эксперимента, который решил провести герой над своей гувернанткой — Юлией Васильевной. Мужчина вызвал к себе гувернантку, чтобы выплатить ей жалование, но при этом решил ознакомить ее с расчетами. 

Отработав два месяца, гувернантке полагалось получить 80 рублей. Но она узнала, что не 80, а уже 60. Женщина не стала возражать, а лишь молча кивнула головой в знак согласия. При этом хозяин отметил, что у него все записано. После этого он начинает высчитывать с гувернантки по 5-7 рублей за каждую мелочь. Он высчитал из ее жалования деньги за разбитую чашку, за прогулы, больничные, а также за украденные ботинки и многое другое. В конечном итоге женщина получила за два месяца всего 11 рублей, вместо обещанных 80. 

Женщина покорно кладет деньги в карман и даже благодарит хозяина, хотя руки ее при этом дрожали. Тогда хозяин сорвался с места и принялся кричать на гувернантку. Его невероятно возмутило подобное поведение женщины, поскольку он практически обокрал ее. Но женщина не принялась отстаивать заработанные ею деньги и спорить с хозяином. Тогда мужчина отдал ей полную сумму жалования в размере 80 рублей и попросил прощения за подобный эксперимент. Но при этом он начал говорить ей, что ни в коем случае нельзя оставаться подобной размазней, и свои интересы всегда необходимо отстаивать. 

Темы

Темы, которые поднимает Антон Павлович в рассказе «Размазня» достаточно просты. Главная из них — это как живется слабому человеку в мире, полном несправедливости. Автор затрагивает весьма актуальную в то время тему «маленького человека», который все никак не может побороть в себе навсегда поселившееся рабство. 

На примере гувернантки Юлии автор пытается показать всю нелепость и несправедливость ситуации, в которой может оказаться любой слабый человек. Гувернантке повезло, что это все оказалось всего лишь шуткой, и хозяин вернул ей честно заработанные деньги. Но сплошь и рядом встречались ситуации, исход которых был не столь радостным. 

Женщина не может бороться, поскольку является слабой и беззащитной. Она молча соглашается с несправедливостью, а отстаивает свои права. 

Антон Павлович пытается призвать людей быть сильными и бороться за свои права. Если же этого не делать, то человек так и останется безвольным рабом. 

Еще одна не менее актуальная тема произведения — это тема гордости и смирения. Чехов умело противопоставляет эти качества друг другу, чтобы таким образом показать то, что кротость не всегда является благом, а умение отстаивать свою точку зрения и свои права, не всегда является гордыней. 

Люди обязательно должны иметь чувство собственного достоинства, пытаясь во всем добиваться справедливости. Они не должны мириться с обстоятельствами, относясь к неудачам как к должному. 

Проблемы

Одной из проблем, которую поднимает автор в своем произведении — это проблема духовного рабства личности. Народ настолько привык к тому, что его постоянно унижают, что готов мириться с любой несправедливостью и обидами, лишь бы получить хоть какие-то деньги за свою работу. Люди совершенно не умеют и не хотят бороться за собственные права, поскольку так и не смогли искоренить в себе рабство. 

Подобное поведение полностью развязывает руки сильным мира сего, поскольку они начинают ощущать сообщенное превосходство и безнаказанность. 

Еще одна проблема произведения — проблема социальной несправедливости. Женщина вполне способна найти работу, но только вот никто не может дать гарантии того, что там ее не обманут и обойдутся с ней честно, оплатив ее труд. В тот период времени судебная практика по данному вопросу была совершенно не развита, отсутствовали профсоюзы, а материальное положение обычных рабочих оставляло желать лучшего, поэтому никакие судебные разбирательства они попросту бы не осилили. 

Также в рассказе Чехов поднимает проблему отчаяния и бессилия. Гувернантка Юлия далеко не всегда была такой слабой и безвольной личностью. Но жизнь заставила ее научиться мириться с несправедливостью, даже не пытаясь бороться. Женщина привыкла к тому, что окружающий мир очень подлый и несправедливый, поэтому она понимает, что любая борьба — бесполезна. Совокупность этих факторов и приводит женщину к внутреннему рабству. 

Проблема силы и слабости тоже достаточно ярко представлена писателем в произведении. стоит обратить внимание хотя бы на финальную фразу: «Легко на этом свете быть сильным». Данное утверждение звучит из уст самого повествователя, и именно в нем отражается главная проблема произведения. 

Действительно ли он является таким уж сильным, а гувернантка Юлия такой уж слабой? Если углубиться в данный вопрос, то стоит заметить, что по-настоящему сильный человек никогда не будет насмехаться над слабым. 

Да, хозяин вернул в итоге женщины честно заработанные ею деньги, но при этом он мог бы и не ставить эксперименты над гувернанткой, поскольку это было очень жестоко. 

Мужчина хотел показать таким образом, кто из них сильнее в этом мире. Но по-настоящему сильному человеку нет необходимости доказывать кому-то свою силу, он в ней уверен и без всяких доказательств. 

Действительно сильным человеком является тот, кто силен своим духом и способен преодолеть все испытания. Такой человек никогда не будет себя превозносить выше других людей, тем более демонстрировать это таким жестоким способом. Более того, сильный человек в первую очередь постарается помочь слабому, даже не афишируя это, чтобы не поставить последнего в неловкое положение. 

Из этого можно сделать вывод, что на самом деле хозяин является не таким уж и сильным человеком, каким хочет казаться. 

Идея и пафос

Рассказ «Размазня» хоть и маленький, но очень назидательный. Произведение наполнено юмором и драматическим пафосом. На первый взгляд, в том эксперименте, который хозяин решает поставить над гувернанткой, проглядывается шуточный контекст. Но стоит присмотреться получше, и мы видим, что это грустная шутка, если можно обосновать человеку, по какой причине наниматель может его ограбить и совершенно не считаться с его правами. 

На примере гувернантки Юлии, писатель старается показать человека, который сам себя заключил в духовное рабство и даже не пытается найти выход из сложившейся ситуации. 

Урок, который хозяин хочет преподать гувернантке, не в состоянии в один момент изменить сложившееся положение вещей. Чтобы в человеке проснулось желание бороться за свои права и отстаивать свою точку зрения, необходимо провести долгую и упорную работу. 

Основная мысль

Главной мыслью рассказа Антона Павловича Чехова «Размазня» является необходимость бороться за собственные права и за справедливость. Не нужно просто плыть по течению, молча принимая все удары судьбы. Таким образом вы никогда и ничего не добьетесь, а лишь усугубите собственное положение, постепенно превращаясь в бесправного раба. Необходимо постоянно и неустанно продолжать свою борьбу, возражать, когда становится ясно, что к вам относятся не справедливо. 

Если такие «маленькие люди», как гувернантка Юлия, не станут идти против всего произвола, то своим поведением они лишь усугубят и без того сложную ситуацию. 

Автор старается осудить культ жертвы, который в то время был невероятно популярен в русской литературе. Большинство писателей страшись оправдать ту нелепую жертвенность и слабость, которую все старались оправдать. Они с непонимание относились к жестокости мира по отношению к «маленьким людям», но в тоже время сами же поощряли происходящее. 

Не стоит забывать о том, что человек, позволивший себя обмануть, также виновен, как и обманувший. Он молча проглотил обиду, даже не пытаясь исправить сложившуюся ситуацию и начать бороться. 

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий