Полный анализ стихотворения “Фабрика” (А. А. Блок)

Полный анализ стихотворения Анализ стихотворений

Полный анализ стихотворения «Фабрика», которое написал А.А. Блок, показывает, что это произведение отличается от его раннего творчества. В нём явно прослеживаются мотивы, которые характерны для его позднего творчества.

История создания

Написано стихотворение 24 ноября 1903 года, оно вошло в заключительный цикл лирики. Основными темами данного цикла были социальные проблемы, которые были очень важны для автора. Блок отличался от многих своей безумной любовью к Родине. Это хорошо прослеживается во всей гражданской лирике поэта. Острое непонимание поэта обществом граничит с философским размышлением на тему бытия.

«Фабрика» стала достаточно памятным стихотворением. Александр испытывал достаточно приподнятые и радостные чувства, в предвкушении грядущих перемен. Данное стихотворение послужило переходом поэта от романтических веяний к суровым реальностям.

Александр Блок был патриотом. Данное время для России стало переломным и далеко не самым простым, поэтому и его творчество подверглось переменам. Люди ещё не могли точно знать, что именно ждет Россию и ждут ли их перемены к лучшему. Но практически все осознавали, что менять существующий строй остро необходимо.

Приступая к написанию «Фабрики», Блок предчувствовал революцию. В дальнейшем Александр Блок будет всеми путями добиваться социальной справедливости и полностью разделять идеи революции.

Тема

Тема в стихотворении поднимается очень актуальная на то время. Здесь показано неравенство слоёв населения, из-за которого в дальнейшем и произошел бунт. На примере жизни самых низов населения, благодаря которым вышестоящий класс живет очень хорошо, Блок показывает свое отношение к такому вот классовому разделению.

Так же поднимается не менее актуальная тема – это человеческая апатия. Когда люди жаждут перемен, но ничего для этого не готовы делать.

Основная проблема, поднятая в данном стихотворении, это жизнь обычных рабочих.

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

В этих строках явно прослеживается то, что обычный рабочий народ обречен на тяжелый ежедневный труд. Постоянное чувство усталости и изнеможения, ранняя смерть от элементарной выработки – это далеко не весь список всех «прелестей» рабочего народа. Так же автор показывает параллельно жизнь людей «за желтыми окнами», которые никогда не опустятся до того, чтобы наваливать куль на свои плечи.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Именно на сравнении этих двух классов людей и прослеживается жесткое деление. Так же автор пытается показать, что тяжелый труд не дает на самом деле никаких гарантий карьерного роста. Это две абсолютно разные касты людей, которые существуют в «разных мирах».

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам – по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

 Как две параллельные линии, которые никогда не пересекаются. Человек за желтым окном никогда не окажется за забором в толпе рабочих. Точно так же и рабочий человек, который работает всю жизнь не покладая рук, никогда не окажется за желтым окном.

Композиция

Композиция данного произведения достаточно проста. Здесь автор показывает нам два мира, которые существуют параллельно.

Мир рабочего класса, которые трудится без отдыха на благо богачам. И мир тех самых богачей, живущих за желтыми окнами. Они со смехом и глумлением наблюдают за рабочим классом. Ни капли сочувствия или уважения нет в них.

Лирический герой сопереживает рабочему классу, тем бедным людям, которые вынуждены выполнять тяжелый труд на благо довольных богачей.

Жанр

Это произведение можно отнести по жанру к философской лирике. Хотя в стихотворении встречаются элементы гражданской лирики, но взгляды автора еще к тому моменту были не до конца сформированы.

Для написания автор воспользовался четырехстопным ямбом, который сам по себе задает ритм марша. Этим Блок еще раз доносит до нас настроение нищих.

Серебряный век вообще отличается тем, что его авторы – творческие люди, деятели культуры, параллельно были активными общественными деятелями. Мимо них не проходили государственные проблемы. Они всегда принимали очень активное участие в жизни и проблемах государства.

Средства выразительности

В этом стихотворении Блок практически не прибегает к использованию средств выразительности. Несколько эпитетов были им взяты для того, чтобы подчеркнуть тяжесть того бремени, которое несут на себе нищие. Так же с помощью них он передает отношение лирического героя ко всему происходящему, поскольку в этом произведении он выступает в роли обычного наблюдателя.

Практически отсутствуют в тексте и метафоры, в них нет необходимости. Автор не хочет отвлекать читателя от созерцаемой картины красивыми словарными оборотами.

Основная мысль произведения

Основная мысль данного произведения актуальна и по сей день. Борьба за справедливость и равенство – это то, чего автор хочет добиться от народа. Но пока «нищие» будут покорно гнуть спину перед богатым классом, и зарабатывать им на сытую жизнь, до тех пор наш мир и будет делиться на бедных и богатых.

Автор пытается донести до читателя ту несправедливость и несовершенность нашего мира, что богатым стать нельзя. Им можно только родиться. А бедному рабочему человеку так и суждено умереть ни с чем. Богатая каста передается по наследству, поэтому обычному человеку попасть в мир «желтых окон» не представляется возможным. Это и является главной мыслью стихотворения «Фабрика».

Автор призывает бороться с теми, кто плевать хотел на проблемы низшего класса. Полное безразличие и насмешки – вот что видит рабочий народ от богачей. Так может быть хватит гнуть спины и обеспечивать комфортную жизнь господам? Чем они больше заслуживают такую жизнь? Может, стоит и им взвалить мешки на спины и поработать?

Александр Блок полон революционных идей, к которым он призывает людей. Он хочет, чтобы люди начали себя ценить и уважать. Перестали обеспечивать кому-то комфортное существование ценой своей жизни и здоровья.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему прийдется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий