Аргументы из жизни и литературы на тему «Что такое правда»

Аргументы из жизни и литературы по теме Банк аргументов

Людям часто приходится в жизни искать правду, говорить, бояться ее, считаться с ней, поэтому стоит однажды задуматься над вопросом «Что такое правда?», к которому мы подобрали аргументы из жизни и литературы, так как этот вопрос часто становится  темой для итогового сочинения, для сочинений-рассуждений на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Мы обратились к произведениям известных классиков литературы, высказываниям великих людей, народной мудрости, а также привели примеры из жизни. Они помогут в подготовке к важному испытанию в жизни любого выпускника школы.

Проблема

Что такое правда? Может ли человек прожить без нее?

Отношение автора к проблеме

Правда – это то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Это то, что является для человека величайшим добром и заставляет его жить дальше, и величайшим злом, которое способно убить самого сильного человека.

Аргументы

  1. Правда – это ничем не искаженная, не приукрашенная истина.
  2. Правду говорить не всегда легко.
  3. Иногда правда способна убить человека.
  4. Правда имеет огромную силу.
  5. Чтобы биться за правду, нужно быть стойким человеком.
  6. Правду любят люди нравственно чистые, а бегут от нее духовно нищие.
  7. Правда бессмертна, она способна ждать своего часа долгие годы.  

Синонимы к слову правда

Справедливость, истина, добро, право, сермяга.

Эпитеты к слову правда

Беспощадная, беспристрастная, бессмертная, бесспорная, бесценная, большая, великая, вечная, вселенская, всенародная, всечеловеческая, вымышленная, глубокая, голая, горькая, грозная, грубая, жгучая, жестокая, живая, жизненная, житейская, знакомая, истинная, историческая, кровоточащая, мудрая, мужественная, нагая, народная, настоящая, невеселая, незабываемая, неискоренимая, немеркнущая, неопровержимая, неоспоримая, неотразимая, непреложная, непререкаемая, неприкрашенная, неприкрытая, неприятная, несомненная, нетленная, обличительная, обыденная, оголенная, очевидная, печальная, подлинная, реальная, резкая, светлая, святая, священная, совершенная, страшная, строгая, суровая, сущая, точная, трагичная, трезвая, ужасная, утешительная, холодная, человеческая, чистая, ясная, враждебная, всеразрешающая, маленькая, правденская, пылкая, разрозненная, роковая.

Аргументы из литературы

  1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». У каждого человека свое представление о правде. Кто-то в течение всей жизни ищет ее, борется за нее, страдает и даже умирает, а кто-то подстраивается под всеобщую ложь и никогда не вспоминает об истине.  К такому выводу мы приходим, читая произведения художественной литературы. Одним  из писателей, которого волновали вопросы правды, являлся М.А. Булгаков. В своем знаменитом закатном романе «Мастер и Маргарита» автор рассказывает об отношении писателей и поэтов, своих современников, к правде. С горечью он пишет о том, что среди творческой братии есть такие представители, которые подделываются под указания сверху. Их произведения бездарны, неинтересны, но соответствуют духу времени и идеологическим принципам. Таких литераторов М.А.Булгаков показал в образе членов МАССОЛИТА. Для них главное не поиски правды, а получение заветного удостоверения члена литературной ассоциации, которое дает им право пользоваться разными благами: путевками в санаторий или летний отдых в подмосковном поселке литераторов, возможностью улучшить жилищные условия, попасть в «Грибоедов» и отведать судачков. Они искренне считают, что Пушкину, Достоевскому, Толстому и другим великим писателям повезло, точно так же, как повезло красноармейцу, которому прострелили ногу и этим обеспечили бессмертие. Среди них процветает зависть, обман, ложь, кляузничество, поэтому для них, нищих душой, поиски правды – всего лишь пустой, ничего не значащий звук. Этим «служителям искусства» противостоит Мастер. У него нет ни имени, ни фамилии, так как этим М.А. Булгаков подчеркивает, что его герой – настоящий гений, талант. Мастер пишет роман о Понтии Пилате, произведение, которое не соответствует общепринятым стандартам и шаблонам того времени и идеологии государства. Но для Мастера  важна истина. Он ее мучительно ищет, страдает за нее, так же, как герой его романа Иешуа Га-Ноцри.  Его не привлекает проторенная дорога ложного искусства, поэтому никакие мучения не смогли заставить Мастера отказаться от изображения правды. Читая роман М.А. Булгакова, приходишь к выводу, что истина и настоящее искусство неотделимы. Чтобы быть настоящим мастером, нужно не бояться говорить правду. 
  2. А.Т. Твардовский «По праву памяти».  А.Т. Твардовский – поэт, которого, бесспорно, читать интересно и полезно всем поколениям. В поэме «По праву памяти» он обнажает суровую и беспощадную историческую правду о раскулачивании, о расправе «вождя народов» со своими же военнопленными и об изгнании из родных мест целых народов. Правда, которую он рассказывает, долгие годы жгла его душу, не оставляла в покое, тревожила его, поэтому он и не в силах умолчать о ней. Эта правда выстрадана поэтом, так как речь идет не только о судьбе народа, но и о судьбе его семьи и его собственной судьбе. С горечью А.Т. Твардовский  рассказывает о трагедии «клейменых сыновей», чьи отцы объявлены «врагами народа». Рассказывает о тех самых отцах,  крестьянах-тружениках. Их  руки были покрыты вечными мозолями, потому что приходилось зарабатывать хлеб тяжелым трудом. Нелегко было этим людям сорваться с насиженного места и по «слепому и дикому приговору» оказаться там, где, как говорит автор, «виснет иней с барачных стен и потолка». Поэт обвиняет в трагедии тысяч сыновей и отцов, среди которых был он сам и его родитель, Сталина и его последователей, предлагающих забыть об этих страшных страницах истории. Но забыть о них невозможно, потому что они оставили страшный след в его душе. Рассказывает правду поэт и о тех, кто хотел во время войны снять с себя клеймо сына врага народа и заслужить свою долю славы, но не завидна была доля тех, кто попадал в плен. Такие получали двойное клеймо. Читая произведение-исповедь, удивляешься, сколько пришлось пережить и выстрадать поэту, какой горький «целительный настой» жизни пить и какие страшные уроки получать. Именно поэтому, считает он, правду должны знать все.
  3. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Правда имеет огромную силу, она способна убить самого сильного человека, довести до трагедии, до смерти. Известный русский писатель Н.М. Карамзин, основоположник русского сентиментализма, в повести «Бедная Лиза» рассказывает трогательную историю любви бедной крестьянки Лизы и богатого дворянина Эраста. Главная героиня произведения – красивая, добрая, внимательная и трудолюбивая девушка. Она наделена не только внешней красотой, но и внутренней. У Лизы чистая, невинная и честная душа. Она искренне полюбила Эраста – доброго и щедрого молодого человека. Он умный, воспитанный, учтивый юноша, с нежным лицом и прекрасными глазами. Эраст тоже искренне полюбил Лизу, и они встречаются тайно. Он обещает девушке уехать из города, поселиться с ней в деревне и жить счастливо. Но, будучи человеком легкомысленным и безрассудным, он проиграл в карты все свое состояние, поэтому вынужден жениться на пожилой, но богатой вдове. Лизе Эраст сказал, что едет на войну. Девушка скучала без возлюбленного, постоянно о нем думала, мечтала о его возвращении, а однажды встретила его на улице города живого и невредимого. Эрасту пришлось сказать ей всю правду. О том, что ни на какой войне он не был и что собирается жениться на другой. Для Лизы предательство возлюбленного стало сильным ударом. Для нее правда была настолько горькой и страшной, что она не смогла справиться с ней и бросилась в реку. Действительно, не всякую правду можно пережить, принять. Иногда она безжалостно сбивает человека с ног, лишает смысла жизни и подталкивает к трагедии.
  4. Л.Н. Толстой «После бала». Нередко бывает так, что, живя рядом с человеком долгие годы или часто сталкиваясь с ним, мы не подозреваем о его истинных человеческих качествах, и лишь случайные обстоятельства открывают нам всю правду об этом человеке. О таком случае повествует Л.Н. Толстой в рассказе «После бала». С большим интересом читатель слушает историю любви главного героя. Он рассказывает о Вареньке, своей возлюбленной, и ее отце. Петр Владиславович (так звали отца Вареньки) был полковником.  Это был высокий, статный и красивый старик. Несмотря на возраст, он оставался бойким, живым и ловким  мужчиной, который по-прежнему хорошо танцевал. В обществе о нем сложилось мнение, что это милый, ласковый и очень любезный человек. Видно, что он очень любит свою дочь, тратит на нее все деньги, чтобы вывозить ее в свет, хотя сам ходит в старомодных сапогах. Николаю Васильевичу и в голову не приходит, что любящий отец, веселый, любезный Петр Владиславович может быть совершенно другим человеком. Рассказчику пришлось однажды утром увидеть полковника на улице во время наказания провинившегося  татарина. Петр Владиславович своей сильной рукой в замшевой перчатке со всей жестокостью бил по лицу невысокого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно бил татарина. При этом слышался гневный, самоуверенный голос полковника. Галантный, любезный, милый и добрый отец Вареньки на самом деле был жестоким и деспотичным человеком, который не стыдился поднять руку на того, кто бесправен и слаб. Открывшаяся Николаю Васильевичу правда была так жестока и неприглядна, что она не только разочаровала его в военной службе, но и убила его чувства к Вареньке.

Аргументы из жизни

  1. Правда бессмертна. Сколько бы ни прошло лет, она обязательно дождется своего часа. Жили два друга. Всю жизнь вместе: в школе за партой, после школы на курсах трактористов, потом вместе на работу устроились. Работали дружно, а после работы, как и следовало молодым, на танцы в местный клуб бегали. Парни видные, поэтому сразу и девушек себе нашли. Сначала Иван познакомился с Натальей, а потом и Семен нашел себе Веру. Крепкая любовь зародилась у Семена и Веры, поэтому через некоторое время они решили пожениться. Справили веселую деревенскую свадьбу и зажили своей маленькой семьей, не забывая и о друзьях. А у Ивана с Натальей разладилось все. Будто сам не свой ходил он, все реже и реже заглядывал в гости к Семену с Верой, а потом огорошил их новость: уезжает на Север, уже и подходящую работу нашел. Уехал зимой, перед самым Новым годом. Телефонов тогда не было, поэтому сначала писал изредка друзьям, что и как, а потом и вовсе пропал. Долго не женился, а потом взял в жены женщину с ребенком, дочкой. Потом общий сын родился у них. В деревню приехал через двадцать пять  лет после уезда. Все там было по-другому, не так, как в годы его юности. Навестил он и старых друзей и за разговором признался Семену, что уехал он тогда, потому что полюбил его Веру. Никак не смог сладить он с этим чувством, но и портить дружбу, разрушать чужое счастье не стал, поэтому и уехал. Сейчас уже все в прошлом. Он любит свою семью и вполне счастлив. Вот так правда дала о себе знать через много-много лет, потому что она не умирает.
  2. Правду говорить не всегда легко, особенно тогда, когда от нее зависит твоя дальнейшая судьба. Но всегда были и есть люди, которые не боятся открыто высказать ее. Среди таких людей и русский поэт и писатель А.С. Пушкин. Говорить и «петь правду» он начал почти сразу после окончания Царскосельского лицея. Его вольнолюбивая лирика рассказывала об истинном положении народа, невыносимых жизненных условиях простого крестьянина. Это стало причиной для отправления поэта в ссылку. Сначала это была Южная ссылка, потом через несколько лет она сменилась Михайловской. В 1826 году состоялась аудиенция у царя, который в разговоре с ссыльным поэтом задал ему вопрос: «Где бы он был во время декабристского восстания, если бы не был в ссылке?» А.С. Пушкин ответил честно: «Среди декабристов». Не каждый смог бы на его месте, в его положении  сказать правду царю, а поэт не испугался. Мне думается, на такое способны люди смелые и честные, обладающие внутренним стержнем. Лживые и трусливые, то есть люди без моральных принципов,  ради исправления своего положения соврали бы.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Правдивое слово сильнее льва, а правдивый человек дороже золота», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что правда сильна, а правдивый человек бесценен.
  2. «Даже когда над головой твоей занесен меч, говори правду», — гласит русская пословица. В ней советуют говорить правду, не отрекаться от нее даже в минуты опасности.
  3. «Кто за правду стоит смело, тот совершает большое дело», — говорили наши предки в русской пословице. По их мнению, стоять за правду, защищать ее — значит, совершать большое дело. 
  4. «Правдивое слово камень раздробит», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что правдивое слово обладает огромной силой, способной раздробить даже камень.
  5. «Всяк правды ищет, да не всяк ее творит», — говорится в русской пословице. Она утверждает, что каждый человек ищет правду, но не всякий человек способен говорить правду и поступать по правде.
  6. «Держись за правду — будут за тебя держаться все добрые люди», — советовали наши предки. Они понимали, что все добрые люди будут понимать и поддерживать правдивого, честного человека.
  7. «Перед правдивым и гора склонится, а лжеца все будут ненавидеть», — говорится в русской пословица. В ней заключается следующий смысл: правдивого человека уважают и почитают, а лживого, нечестного – ненавидят.
  8. «Кто за правое дело дерется, у того и сила двойная берется», — говорили в русской пословице наши предки. Они заметили, что у человека, который берется за правое дело, увеличивается сила не только физическая, но и внутренняя, духовная.
  9. «Правда стара, да не умирает, ложь помоложе, да недолго поживет», — гласит русская пословица. Она отмечает одну особенность правды: она хоть и стара, как мир, но не умирает, а ложь, не успев родиться на свет, сразу же покидает этот мир.
  10.  «Кто правду теряет — свою жизнь сокращает», — говорили наши предки в русской пословице. По их мнению, человек, который живет без правды, сторонится ее, сокращает свою жизнь.

Афоризмы

  1. «Правда — это значит победа совести в человеке», — писал известный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин. По его мнению, настоящая правда связана с чистой совестью. Правдив тот человек, у которого совесть одерживает победу.
  2. «Если вы говорите только правду, вам не нужно ни о чем помнить», — считал американский писатель Марк Твен. Он утверждал, что человеку, который всегда говорит правду, не нужно иметь крепкую память, чтобы помнить все, о чем он говорил. Крепкая память нужна лживым натурам, чтобы не попасть впросак.
  3. «Никто не мог бы жить с человеком, постоянно говорящим правду, слава богу, никому из нас эта опасность не угрожает», — утверждал американский писатель Марк Твен. Известный классик считал, что с человеком, который говорит только правду, трудно жить. И он радуется, что никому не угрожает такая опасность, потому что человек все же иногда лжет.
  4. «Каждый хочет, чтобы правда была на его стороне, но не каждый хочет быть на стороне правды», — говорил английский философ и экономист Ричард Уэйтли. Он справедливо заметил, что каждый человек  желает, чтобы правда была на его стороне, но не все встают на сторону правды в случае необходимости.
  5. «Правду всегда трудно сказать, ложь всегда легко слушать», — утверждала французская актриса Сюзанна Броан. По ее мнению, бывает, что правда настолько горька и жестока, что ее совсем  непросто сказать, зато ложь слушать легко всегда.
  6. «Мой способ шутить  — это говорить правду. На свете нет ничего смешнее», — писал  ирландский драматург и романист Бернард Шоу. Он утверждал, что правда – самое смешное, что есть на свете, поэтому он часто шутит.
  7. «Правда — точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье», — говорил французский писатель Оноре де Бальзак. Он сравнивал правду с горьким лекарством, которое пить очень неприятно, зато полезно, так как оно восстанавливает здоровье.
  8. «Правда может ждать, так как у неё впереди долгая жизнь», — писал немецкий философ  Артур Шопенгауэр. По его мнению, правда бессмертна, поэтому она может ждать момент своего торжества очень долго.
  9. «Где правда проступает сквозь туман, там терпит поражение обман», — писал персидский и таджикский поэт Фирдоуси. По его утверждению, обман всегда сдается, когда проступает правда.
  10. «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться — истину надо искать», — утверждал русский писатель Михаил Михайлович Пришвин. Он считал, правда всегда требует стойкости, так как, чтобы ее добиться, нужно за нее или биться, или висеть на кресте. Но когда правда вырвана в бою, нужно за нее держаться.
Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий