Аркадий и Борис Стругацкие: Краткая и полная биографии.

Аркадий и Борис Стругацкие: Краткая и полная биографии. Интересные факты Биографии

Аркадий и Борис Стругацкие – известные русские советские прозаики, кинодраматурги, а также самые известные советские писатели-фантасты, которым удалось добиться популярности за рубежом. Братья Стругацкие являются классиками современной фантастики, влияние которых на ее развитие очень сложно переоценить. Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вы сможете как можно ближе познакомиться с жизнью и творчеством этих замечательных людей.

Краткая биография

Имена братьев Стругацких – Аркадий и Борис. Аркадий родился 28 августа 1925 года, а Борис – 15 апреля 1933 года. Получили известность как российские и советские писатели, также пробовали себя в роли сценаристов и соавторов с другими писателями. Братья Стругацкие считаются классиками современной социально-научной фантастики в области литературы.

Полная биография

Аркадий Натанович Стругацкий

Аркадий Натанович Стругацкий появился на свет 28 августа 1925 года в городе Батуми, позже переехал жить в Ленинград. Отец работал искусствоведом, а мать – учительницей. Когда началась Великая Отечественная Война, он начал заниматься строительством укреплений, а чуть позже переходит работать в гранатную мастерскую. Ближе к концу января 1942 года он вместе со своим отцом эвакуируется из блокадного Ленинграда. Буквально чудом он единственный остается живым из всего вагона. Своего отца он похоронил в Вологде, а сам отправляется в город Чкалов (в нынешнее время Оренбург).

В городе Ташле Оренбургской области устраивается работать на молокоприемный пункт, откуда позже был призван в армию.

Аркадий Стругацкий проходил обучение в Актюбинском артучилище, но в 1943 году, перед самым выпуском, его откомандировали в Москву, в Военный институт иностранных языков. Аркадий заканчивает данное учебное заведение в 1949 году, получив специальность переводчика с английского и японского языков.

Работал преподавателем в Канской школе военных переводчиков, а также был дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. В 1955 году был демобилизован.

Какое-то время работал в «Реферативном журнале», а чуть позже занимал пост редактора в Детгизе и Госполитиздате.

Умер Аркадий Натанович Стругацкий 12 октября 1991 года.

Борис Натанович Стругацкий

Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в городе Ленинград. В этот же город он вернулся и после эвакуации. Закончил механико-математический факультет ЛГУ, получив диплом астронома. Одно время работал в Пулковской обсерватории. С 1960 года становится профессиональным писателем. Является Членом Союза Писателей. Чаще всего печатал произведения в соавторстве с братом Аркадием.

Борис и Аркадий известны своими переводами американской научной фантастики, которые они публиковали под псевдонимами С. Победин и С. Витин.

В 1986 году становится лауреатом Государственной премии РСФСР за сценарий фильма «Письма мертвого человека», вместе с В. Рыбаковым и режиссером К. Лопушанским.

Является руководителем семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Проживает в Санкт-Петербурге.

Семья и происхождение

Родители братьев Стругацких – Натан Залманович Стругацкий (1892-1942) и Александра Ивановна Литвинчева (1901-1981). Отец работал искусствоведом, мать – из семьи сельского торговца, была талантливым учителем русского языка и литературы.

По имени отца можно сказать, что он был евреем. Родители Александры были против ее брака с Натаном. Причиной того была его национальность. Они не хотели, чтобы их дочь связывала свою жизнь с мужчиной еврейского происхождения. Девушка вышла замуж против их воли, поэтому отношения с ними были разорваны.

Натан Стругацкий – сын провинциального юриста, учился в Петроградском университете, в гражданскую войну был красным комиссаром, в 1920-е годы занимался народным образованием и партийной печатью. В 1930-е годы профессионально занимался искусствоведением. Вершина его карьеры – назначение в 1936 г. начальником управления искусств Сталинградского крайсполкома, однако за неортодоксальность взглядов в октябре 1937 г. он был исключен из партии. Был вовремя предупрежден об аресте и срочно уехал в Ленинград, где занял должность главного библиотекаря отдела эстампов Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В январе 1942 года командир роты народного ополчения и сотрудник Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина трагически погиб, в то время как его жена скончалась в глубокой старости, вскоре после получения звания заслуженной учительницы Российской Федерации и кавалера ордена «Знак Почета».

Детские годы

Братья Стругацкие с ранних лет очень любили читать, но больше всего им нравились фантастические произведения. С одной стороны, подобная литература в то время считалась «несерьезной», а с другой – она была очень популярна.

Впервые с серьезными испытаниями семье пришлось столкнуться во времена ленинградской блокады. В 1942 году семья была вынуждена разделиться. Мать и маленький Борис остались в городе, а отец с Аркадием, которому на тот момент было шестнадцать лет, эвакуировались по Дороге жизни.

7 февраля в Вологде отец умер, где и был похоронен. Аркадий, после вологодской больницы и скитаний, в январе 1943 г. был призван в армию, а из армии в мае откомандирован в Военный институт иностранных языков в Москве. В 1949 г. он получил диплом переводчика с японского и английского. Борис окончил математико-механический факультет ЛГУ в 1955 г., получил специальность звездного астронома, много лет работал в Пулковской обсерватории, не защитил кандидатскую диссертацию потому, что тема оказалась уже разработана в зарубежной науке. В студенческие годы начал заниматься литературным творчеством, сохранились его стихи, написанные в первые годы работы в обсерватории.

После демобилизации в 1955 г. Аркадий Стругацкий работал в Москве в Институте информации, а затем – редактором в издательстве «Детская литература», где занимался переводами.

Творческий путь

Первые попытки

Впервые мир фантастики братья Стругацкие начали создавать еще до войны. Точнее, первым пробовать свои силы на поприще литературы начал Аркадий. Как говорил Борис, первое прозаическое произведение, написанное братом, называлось «Находка майора Ковалева». Но оно, к огромному сожалению, было утеряно во время блокады Ленинграда.

Первый рассказ аркадия, который дошел до наших дней, является произведение «Как погиб Канг». В 1950-х годах он решил продолжить свою творческую деятельность, поэтому в скором времени появилась повесть «Четвертое царство».

Первой реальной публикацией Аркадия Натановича стала повесть «Пепел Бикини», которую он создал в соавторстве со Львом Петровым в ходе служения в армии. Ее автор посвятил печальным событиям в ходе испытаний водородной бомбы на атолле Бикини.

Борис пополнил писательскую братию тоже где-то в 50-х. Братья поддерживали тесный контакт, переписывались, так как в то время Аркадий продолжал служить в армии.

Совместное творчество братьев Стругацких

Первой совместной работой братьев Стругацких считается произведение, получившее название «Извне». Изначально это был совсем небольшой рассказ, но после братья решили превратить его в целую повесть. Произведение было опубликовано в 1958 году в журнале «Техника молодежи».

Через год выходит первая книга совместных усилий, которой они дали название «Страна багровых туч». Существует мнение, что Аркадий поспорил со своей супругой Еленой. Спор он выиграл, создав свою первую книгу. Спустя время он даже перенес некоторых героев книги в другие свои произведения – «Стажеры», «Путь на Альметью», а также в рассказы, которые вошли в первый совместный сборник братьев, называющийся «Шесть спичек». Это положило начало длинному циклу о мире будущего, который носил название Мир Полудня. Как позже признались братья, то они и сами были бы не против пожить в столь идеальном мире.

Долгое время братья Стругацкие занимали лидирующие позиции среди других писателей-фантастов, поскольку смогли стать лучшими из лучших в данном жанре. С каждым днем они все больше и больше оттачивали свое мастерство, формируя особое собственное мировоззрение.

Они смогли добиться того, что ни одно из их произведений не осталось незамеченным. Каждая их работа вызывала жаркие споры и многочасовые дискуссии.

Что же касается критиков, то они неоднократно пытались провести параллель между творчеством братьев Стругацких и Ивана Ефремова, который был известен читателям по своему произведению «Туманность Андромеды».

Начало творчества братьев Стругацких велось в соответствии с канонами соцреализма. Но даже в то время они старались наделить своих героев характером и придать им индивидуальность. Если посмотреть на главных героев братьев Стругацких, то мы увидим интеллигентов, гуманистов, смелых и отважных исследователей, главная цель которых развить окружающий мир и двигать научно-технический прогресс.

Кроме этого, отличительной чертой героев является своеобразный язык. Благодаря этому нехитрому, но очень действенному приему, они получились очень реальными и узнаваемыми, как будто мы знаем их всю свою жизнь.

Рождение этих героев пришлось на хрущевскую «оттепель», когда люди жили надеждой на улучшение жизни и продвижение научно-технического прогресса, а также улучшения межполитических отношений.

Самой значимой книгой того времени оказалась повесть «Полдень, XXII век», герои которой – счастливые высокоинтеллектуальные люди, смело исследуют космическое пространство.

Но в скором времени в творчество братьев Стругацких закралось некое напряжение. В своем произведении «Далекая Радуга» братья описывают катастрофу, которая накрыла определенную планету. Данная катастрофа была результатом неудачного эксперимента ученых, который поставил людей перед очень сложным выбором. Выбирать было особо не из чего, поскольку один вариант был хуже другого.

Если же взять повесть «Попытка к бегству», то здесь мы видим иную картину. Герои повести увидели свое прошлое, и всеми усилиями стараются стареть данную информацию из собственной памяти.

В романе «Трудно быть богом» один на один с той же проблемой оказываются сотрудники Института экспериментальной истории. Актуальные вопросы современности поднимают авторы и в повести «Хищные вещи века». Это первое произведение в отечественной литературе, антиутопия в утопии, что достаточно актуально в советской литературе.

Советская цензура

В 1960-х годах братья Стругацкие пишут и другие не менее оригинальные произведения. Хорошим примером является произведение «Понедельник начинается в субботу». Здесь мы видим добродушный, но в то же время злободневный юмор. Читателям данное произведение пришлось по вкусу, поэтому в скором времени появилось продолжение, которое называлось «Сказка о Тройке». Здесь уже было отчетливо видно, что это далеко не юмор, а прямая и неприкрытая сатира.

Данное произведение вызвало настоящий скандал, а альманах «Ангара», который опубликовал данный рассказ, в скором времени пришлось закрыть. Рассказ очень долгое время после этого не попадал в печать.

Подобная участь постигла и повесть «Улитка на склоне». В данном произведении читатель переносится в Лес и в Управление по делам того же Леса: вся ситуация, описанная в книге, сильно напоминала бюрократическую ситуацию в Управлении. Советская критика не разглядела куда более важные мысли о надвигающемся прогрессе, который сносит с пути все, что мешает ему мчаться еще быстрее.

«Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» также является сатирическим произведением, которое не было встречено критиками добродушно. Даже имена персонажей, позаимствованные у героев греческих легенд, не смогли завуалировать аллюзию на актуальную сейчас ситуацию. Авторы ставят серьезный вопрос о чести и личном достоинстве человека и всего человечества. Похожая тема звучит и в повести «Отель «У Погибшего Альпиниста»: готов ли человек к встрече с инопланетной расой? Это же произведение стало экспериментом братьев Стругацких по смешению научно-фантастического романа и детектива.

В 1970-х годах братья Стругацкие практически не печатаются, потому что советская цензура очень крепко взялась за их творчество.

Самой известной повестью братьев является «Пикник на обочине». Изначально она была напечатана в журнале, но потом на протяжении восьми лет была под запретом. В 1979 году на ее основе братьями был написан сценарий, а режиссер Андрей Тарковский снял свой знаменитый фильм «Сталкер».

После того, как на Чернобыльской АС произошла авария, эта же история была отражена в компьютерной игре, носящей аналогичное название.

Лишь в 1980 году, при подготовке к выпуску сборника «Неназначенные встречи», братья Стругацкие смогли включить в него свое произведение «Пикник на обочине», но при этом им пришлось существенно его сократить. Молодые авторы продолжали чувствовать на себе влияние строгой советской цензуры.

Они начинаю выпускать одно за другим свои произведения – повесть «За миллиард лет до конца света» и роман «Град обреченный». Спустя время братья Стругацкие выпускают роман «Хромая судьба», главные герои которого очень похожи на их самих.

Свою последнюю совместную работу под названием «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» Стругацкие выпустили в 1990 году.

После смерти брата, Борис продолжил самостоятельную деятельность. Он начал писать под псевдонимом С. Витицкий и опубликовал еще два романа – «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Поиск предназначения».

Личная жизнь

Что же касается личной жизни писателей, то они предпочитали ни с кем ею не делиться. Известно лишь то, что Аркадий был женат, что же касается личной жизни его брата Бориса – то данных по этому поводу никаких нет.

Похожая ситуация происходит и с детьми авторов, о которых также нет никакой информации ни в одном из источников.

Смерть

Аркадий Стругацкий скончался 12 октября 1991 года в Москве, Борис Стругацкий пережил брата на двадцать лет, и умер 19 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге. Могил братьев не существует, так как они завещали развеять свой прах по ветру, причем, в точно указанном месте. Прах старшего брата развеяли в районе Рязанского шоссе, прах младшего – над Пулковской обсерваторией.

Интересные факты

  1. Общий тираж произведений братьев Стругацких превышает 40 миллионов экземпляров.
  2. В повести братьев Стругацких «Полдень, XXII век» упоминается система Каспаро-Карпова — метод, который использовали для снятия «копии» мозга и построении его математической модели. Повесть была опубликована в 1962 году — Анатолию Карпову тогда было только 11 лет, а Гарри Каспаров ещё не родился.
  3. В романе «Гадкие лебеди» фактически предсказано появление поколения «детей индиго», а в романе «Отягощенные злом» — движение антиглобалистов и агрессивные экологические группировки.
  4. Часто братьев Стругацких спрашивали: «Как же вы пишете вместе?» Мало того, что они жили в разных городах, так еще и братья, и гонора у каждого хоть отбавляй. Действительно, противоречия случались, но до ссоры не доходило. Секрет прост – братья изначально придумали схему как «разруливать» конфликты, если сюжеты одного произведения у Аркадия и Бориса, так сказать, не сходятся. Просто бросали жребий. Кто побеждал – того и правда.
  5. Одевались братья как заштатные советские инженеры. Эти фланелевые рубашки, эти нейлоновые куртки, эти кроличьи ушанки и поношенные штаны. Ничего от небожителей, от блеска звезд. И квартирки по хрущевским малогабаритным стандартам в спальных районах. Автомобиль «запорожец» достойно завершит портрет гения в интерьере.
  6. Первые художественные тексты Аркадий Стругацкий написал еще до Великой Отечественной войны. К несчастью, все рукописи пропали в блокадном Ленинграде. Первый законченный рассказ «Как погиб Канг» датируется 1946 годом. Его опубликовали в 2001 году.
  7. По сюжетам их романов снято 17 фильмов. В числе их — «Сталкер» Тарковского, «Дни затмения» Александра Сокурова, «Гадкие лебеди» Константина Лопушанский, «Обитаемый остров» Федора Бондарчука.
  8. Борис Стругацкий пережил своего старшего брата Аркадия на 21 год, но за это время выпустил только два собственных романа — все главные произведения были созданы братьями совместно.
  9. «Отель «У погибшего альпиниста» обрела множество поклонников и по праву считается крайне нетипичным произведением для братьев Стругацких. Сами они называли его «провалившимся экспериментом профессиональных фантастов, попытавшихся написать детектив нового типа».
  10. В романе «Жук в муравейнике» можно встретить прообраз современного интернета — Большой Всепланетный Информаторий, который впервые упоминается в цикле Полдень, XXII век. В нем содержится вся известная человечеству информация. В отличие от Глобальной Сети, находить данные в БВИ занимает немало времени, порой измеряемого в часах. Зато полученным данным можно безоговорочно доверять.
Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий