«Что делать?», краткое содержание (Н. Г. Чернышевский)

«Что делать?», краткое содержание (Н. Г. Чернышевский) Краткое содержание

Литеровед предлагает познакомиться с кратким содержанием романа русского писателя 19 века Н. Г. Чернышевского «Что делать?», повествующем об обществе будущего.

Главные герои

Вера Павловна Розальская – главная героиня романа, сны которой раскрывают идею автора.

Лопухов – студент-медик, муж Верочки, который знакомит ее с революционными идеями.

Кирсанов – друг Лопухова, влюбленный в Верочку.

Рахметов – новый человек, герой своего времени, воплощающий идеал автора.

Краткое содержание

11 июля 1856 года в одной из петербургских гостиниц прислуга встревожена тишиной в номере постояльца, попросившего разбудить его утром. Вызвали полицию. Двери выломали, номер оказался пуст. В записке, оставленной постояльцем, было сказано, что его услышат ночью на Литейном мосту, виновных не искать.

Полицейский рассказал, что ночью на Литейном раздался выстрел. Сбежались караульные, прохожие, на мосту никого не было. Попробовали искать с сетями, с баграми, никого не нашли. Может быть, никого и не было. Кто-то сказал, что это какой-то дурак выкинул шутку. Все с этим согласились.

В это же утро в домике на Каменном острове молодая дама, шила, напевая французскую песенку. Девушка принесла ей письмо. Вера Павловна, так звали даму, прочла, побледнела и зарыдала. В комнату вошел молодой человек. Дама указала ему на письмо. Когда он прочел, она попросила его зайти позже. Через час она приняла его и объявила, что они должны расстаться. Она виновна в смерти человека. Верочка попросила прощения у молодого человека и ушла в свою комнату.

В предисловии автор признается, что применил хитрость, чтобы заманить читателя трагической любовной историей. Далее он рассказывает о событиях, предшествовавших трагической развязке.

Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе

Вера Павловна получила обычное воспитание. Она жила в доме Сторешникова на Гороховой. Ее отец был управляющим домом. Мать зарабатывала тем, что давала деньги под залог. Марья Алексеевна мечтает выдать дочь за богатого человека. Для этого она воспитывает ее как благородную. Верочке нанимают учителя музыки, ее наряжают, водят по театрам. Старания матери были не напрасны. На девушку обращает внимание хозяйский сын, офицер. Он пытается соблазнить Верочку, делает ей подарки. Верочка не хочет ссориться с матерью, но и выполнять ее требования ей тоже не очень приятно. Ситуация становится напряженной. Разрешилась она неожиданно.

Глава 2. Первая любовь и законный брак

Для Верочкиного брата Феди был нанят учитель-студент. Дмитрий Сергеевич Лопухов учится на последнем курсе медицинского факультета. Молодые люди познакомились и стали разговаривать о книгах, музыке.

Марья Алексеевна стала присматривать за дочерью и учителем. Лопухов нравился ей тем, что не пил чай. Он казался ей человеком «солидным, основательным». Из подслушанного разговора она узнала, что у него есть богатая невеста., что также говорило в его пользу.

Лопухов рассказывает Верочке о том, как он понимает жизнь. Его «теория  холодна, но учит человека добывать тепло». Он объясняет Вере Павловне «суть разумного эгоизма». Чтобы поступать правильно, нужно выбирать то, что полезнее. Не нужно обращать внимания на людское мнение. Умные люди не осудят.

Узнав о том, в каком положении оказалась Верочка, Лопухов предлагает ей помощь. Верочка делится с ним своей мечтой о сцене. Лопухов знал о том, сколько преград существует на пути к этой мечте. Он полагал, что твердый характер поможет пробиться. Поговорив со знающими людьми, он оставил эту мысль и посоветовал Верочке больше не думать об этом. Если выбирать между сценой и браком со Сторешниковым, то уж лучше второе.

Лопухов пытается найти ей место гувернантки. Он потратил на это две недели, но безуспешно. Один шанс все-таки появился. Он подарил Верочке надежду.

В это время Вере Павловне снится ее первый сон.  Ей видится, что она находится в темном подвале. Дверь отворилась, и она оказалась в поле. Потом ей кажется, что ее разбил паралич. Она удивляется, но какой-то голос говорит ей, что она поправится. Болезнь проходит, и Верочка снова бежит в поле. Ей навстречу идет девушка, чье обличье и национальность постоянно меняются. Она представилась Верочке как невеста ее жениха, чем очень ее удивила. Девушка признается, что это она выпустила Верочку из подвала и вылечила ее. Вера Павловна обещает, что будет делать то же самое с другими девушками. Верочка спросила, как ее зовут. Девушка сказала, что ее можно звать любовью к людям.

Лопухов встретился с женщиной, которая обещала помочь Верочке с работой. Узнав, что девушка собирается убежать из семьи, та отказала. Лопухов с сожалением сообщает об этом. В этот день Лопухов и Верочка вместе пришли в ее дом. Марья Алексеевна была очень удивлена. Молодые люди усыпили ее бдительность и в спокойной обстановке решили свои дела.

Лопухов предлагает Верочке выйти за него замуж. Она согласилась, и они тайком от родителей обвенчались. Верочка уезжает из родительского дома как законная жена Лопухова. Через несколько дней Лопухов пришел к родителям жены с извинениями. Расстались они миролюбиво. Автор произносит похвальное слово Марье Алексеевне.

Глава 3. Замужество и вторая любовь

Жизнь молодых устроилась. Они нашли работу, сняли квартиру. Квартирную хозяйку супруги немало удивили тем, что спали в разных комнатах, перед тем, как войти, стучали. Верочка объяснила, что они боятся надоесть друг другу.

Вера Павловна задумала открыть швейную мастерскую. Лопухов дал объявление в газету. Сама она поехала к давней знакомой Жюли. Через несколько дней та заказала много нарядов для себя и дала адреса своих приятельниц. Вера Павловна нашла нескольких девушек, которые умеют шить. Они стали совладелицами мастерской. Доходы делили между собой по справедливости. Девушки не только трудились вместе, но и отдыхали, выезжали на пикники, вели разговоры.

Вере Павловне снова приснился сон. Она увидела поле с растущими на нем колосьями. На поле Верочка видит грязь фантастическую и реальную. Реальная грязь – это движение, труд, а значит и жизнь. Из нее вырастают колосья. Фантастическая грязь – отсутствие движения, застой, из нее ничего хорошего не растет. Появившаяся во сне мать рассказывает историю своей жизни. Она низкого происхождения, но детям желала лучшей судьбы и все делала для этого. Она делает вывод, что если бы она не была злой, Верочка не смогла бы вырасти такой доброй и хорошей.

Мастерская Веры Павловны разрасталась. Все были заинтересованы в успехе, потому что прибыль делилась поровну. Все девушки были вынуждены о ком-то заботиться, поэтому деньги им были нужны. Прибыль делили раз в месяц. Девушки жили в общей квартире. Вера Павловна приучила их к чтению. Позже она организовала преподавание по предметам.

Так прошло почти три года с того дня, как Вера Павловна открыла мастерскую. Она очень счастлива. Жизнь не бывает безоблачной, после одной из загородных прогулок Дмитрий Сергеевич заболел воспалением легких. На помощь другу приходит Кирсанов. Они с Верочкой по очереди дежурят у постели больного. Кирсанов, влюбленный в Верочку, долго пытался держаться подальше от нее. Ему казалось, что он справился со своей влюбленностью. Однако болезнь Лопухова сблизила их. К тому моменту, как Дмитрий Сергеевич выздоровел, отношения в любовном треугольнике изменились.

Вера Павловна зовет друзей посетить ее мастерскую. Там Кирсанов встречает свою давнюю знакомую Настеньку Крюкову. Девушка больна чахоткой. На следующий день она пришла к Верочке, чтобы рассказать историю их знакомства с Александром Матвеевичем. Оказывается, у них были отношения. Они даже жили вместе, потом Крюкова ушла от него. Кирсанов, встретив снова Настю, предложил ей переехать к нему. Заботы о Насте отвлекли Кирсанова от чувств к Верочке, но ненадолго. Он снова стал искать повод отдалиться от Лопуховых.

Вере Павловне снится третий сон. Она читает свой собственный дневник. Из него становится ясно, что к мужу она испытывает скорее благодарность, чем любовь. По-настоящему она любит Кирсанова.

Проснувшись, героиня понимает, что сон показал реальное положение вещей. Вскоре это начинает замечать и Лопухов. Он поговорил с другом, Кирсанов не мог поступить бесчестно. Он не делает попыток сблизиться с Верочкой, но однажды она сама признается Лопухову, что любит Кирсанова. Она говорит, что попросит Кирсанова перестать бывать у них. Лопухов ответил, что это ее выбор.

В один из дней Лопухов собирается проведать родственников в Рязани, он не зовет жену с собой. Она порывается поехать с ним, но ее вещи не собраны. Вера Павловна провожает его на поезд и возвращается домой.  Это было в конце апреля. Вернувшись, он едет в Москву в командировку. Потом произошло это странное происшествие в гостинице.

К Вере Павловне приходит знакомый Лопухова и Кирсанова Рахметов. Его называют особенным человеком. Он дворянин по происхождению, вырос, не зная материальных трудностей. После знакомства с Кирсановым он прочитал нужные книги и изменил жизнь. Он продал имение, раздал деньги стипендиатам. Сам ведет аскетический образ жизни, не пьет вина, не знает женщин. За его необыкновенную физическую силу его прозвали Никитушкой Ломовым. Жизнь Рахметова окутана ореолом таинственности. У него много дел, по-видимому, связанных с какой-то тайной деятельностью. Рахметов – «экземпляр очень редкой породы», «соль соли земли».

Рахметов передает Вере Павловне записку от Лопухова. Она успокаивается, прочитав ее. Рахметов замечает, что они с Лопуховым очень разные, поэтому ее потянуло к Кирсанову. Через несколько недель Верочка выходит замуж за Александра Матвеевича.

Глава 4. Второе замужество

Вера Павловна получает из Берлина письмо от друга погибшего Лопухова. Он объясняет ей причины поступка Дмитрия Сергеевича и пишет адрес, на который она может писать ему письма.

Вера Павловна живет с Кирсановым, как прежде жила с Лопуховым. Кирсанов интересуется ее жизнью, предоставляя ей полную свободу. Героиня начинает изучать медицину, под руководством мужа.

Снится ей четвертый сон. Перед Верочкой проходят картины жизни женщин в разные тысячелетия. Сначала женщина была рабыней мужчины. Потом мужчины начинают поклоняться женщинам, но они не равны им. Потом появляется образ прекрасной дамы, за которую сражается рыцарь. Когда он ее завоевывает, она снова превращается в рабыню. Девушка из первого сна объясняет смысл женского равноправия и показывает картины будущего. Люди утром работают, вечером веселятся. Следует работать в настоящем, чтобы построить будущее.

Вера Павловна расширяет производство. У нее появляется еще одна мастерская и магазин на Невском проспекте. Вместе с Натальей Мерцаловой они строят новые планы. Следующие несколько лет проходят без особых происшествий.

Глава 5. Новые лица и развязка

Катя Полозова была дочерью отставного ротмистра, который прокутил родовое имение. Опомнившись, он взялся за ум, вышел в отставку и занялся «устройством себе нового состояния». Он занялся хлебной торговлей и сколотил «изрядный капитал». Было ему тогда сорок лет, он женился, родилась дочь. Пока жена была жива, они жили в провинции. После смерти Катиной матери они переехали в Петербург. Полозов стал миллионером. Однажды он поссорился не с тем человеком и потерял состояние. Но даже в этом положении они не бедствовали.

Екатерина  Васильевна благодарна Кирсанову за то, что он помог ей успокоить нервы. Благодаря ему улучшились ее отношения с отцом, которые расстроились было из-за увлечения Кати ловеласом Соловцевым.

Василий Полозов решил продать завод Чарльзу Бьюмонту. Катя познакомилась с ним, он был приглашен на обед к Полозовым. Он-то и рассказал девушке о Вере Кирсановой. Вскоре Бьюмонт сделал предложение Кате. Она вышла за него замуж.

Однажды они пришли на вечер к Кирсановым вместе. Выясняется, что Бьюмонт не кто иной, как Лопухов. Инсценировав самоубийство, он уехал в Америку и стал предпринимателем. Все счастливы.

Глава 6. Перемена декораций

 Дама, сидящая в коляске, собирается ехать в Пассаж. Она сняла траур и одела яркое розовое платье. Вместе с ней едут мужчины. Она говорит, что два года ждала этого дня. Автор ведет диалог с читателем, в котором говорит о том, что откладывает продолжение истории до других времен.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий