Краткое Содержание «Гуттаперчевый мальчик» (Д.В. Григорович)

Краткое Содержание «Гуттаперчевый мальчик» (Д.В. Григорович) Краткое содержание

Краткое содержание рассказа «Гуттаперчевый мальчик», который написал Дмитрий Васильевич Григорович, помогает в короткое время узнать основные моменты произведения и познакомиться с главными героями. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, который будет необходим при изучении данного произведения.

Главные герои

  • Гуттаперчевый мальчик – сирота, мальчик по имени Петя.
  • Варвара – прачка, которая помогала Пете.
  • Беккер – наставник Пети.
  • Эдвардс – клоун, которого Петя очень любил.

Глава первая

Погода резко испортилась, хотя на дворе и стоял третий день масленицы. К вечеру началась сильная метель. Работники цирка очень нервничали по этому поводу, потому что резкая непогода могла отразиться на вечернем представлении.

А за кулисами царила обычная обстановка. Здесь артисты каждый день рисковали своей жизнью, но, казалось, что это им только доставляет удовольствие.

Эдвардс, который исполнял роль клоуна, старался быть незаметным для своего окружения. Он не участвовал в разговорах и старался держаться в стороне. Даже когда появился режиссер – он хотел улизнуть, но не успел. Режиссер разыскивал некую фрау Браун. Фрау подошла с девушкой, которой было едва лет пятнадцать. Обе женщины были очень бедно одеты. Режиссер начал выговаривать фрау, что ее дочь Мальхен отвратительно выступала и даже несколько раз упала. Он напомнил, что за выступления платит деньги, поэтому девушка должна будет выступить еще и вечером.

Еще и клоун Эдвардс собирался запить так не вовремя. Публика обожала его. Он был безумно талантлив, и мог бы при случае заменить любого. Но была у него тяга к запоям во время депрессии. Во время выступления он полностью отдавался публике, но стоило ему закончиться, как клоун начинал хандрить.

Режиссер пытался уговорить Эдвардса не пить ещё два дня. Поэтому, чтобы отвлечь его от дурных мыслей, спросил про гуттаперчевого мальчика. Клоун рассказал, что у того все очень плохо со здоровьем, и что он может не отработать эти два дня.

Клоун хотел взять гуттаперчевого мальчика, которому было лет восемь, с собой на прогулку, но Беккер – его наставник и учитель, не отпустил его. Мальчик очень огорчился этому.

Глава 2

На самом деле гуттаперчевого мальчика звали Петей. И судьба у ребенка была очень несчастливой. Его мать умерла, когда ему исполнилось пять лет. Звали женщину Анна, и она работала кухаркой. Но ни на одном месте она не могла задержаться надолго, потому что то влюблялась, то выходила замуж. Она вышла замуж за русского швейцара, от которого и родила ребенка. Жильцы же, которые проживали в доме вместе с Анной, её супругом и маленьким Петей, начали жаловаться на постоянный плач ребенка. Это было не правдой, потому что ребенок был очень маленьким и слабым, что плакать попросту у него не хватало сил.

Вскоре отец Пети погиб, а мать начала снова искать работу. Это было непросто, имея годовалого ребенка. Жили они очень бедно, поэтому денег не всегда хватало даже на то, чтобы купить хлеб. Мать устроилась работать прачкой, и мальчик был с ней постоянно. Петя считал это время лучшим в жизни, о чем очень часто рассказывал клоуну.

И все бы было хорошо, но Анна снова засобиралась замуж. Началась ужасная жизнь. Новый отчим постоянно пил, бил мать и грозился утопить Петю. Вскоре отчим пропал, а мать разрывалась между работой. Однажды её нашли на улице обессилившую от голода. Её отправили в больницу, где она вскоре и умерла.

Теперь стал вопрос о дальнейшей жизни мальчика, куда его деть. Мальчик скитался по всем знакомым, но однажды ему помогла прачка Варвара, которая неоднократно помогала его матери.

Глава 3

Варвара часто забирала ребенка к себе на несколько дней. Жила она рядом с циркачами, которые хорошо знали судьбу ребенка. Варвара не раз говорила о том, что было бы очень хорошо, если бы кто-то из них взял его к себе в ученики. И только один Беккер, который был акробатом, заинтересовался ребенком.

Карл Богданович стал осматривать мальчика, чем очень того напугал. Варвара как могла, успокаивала Петю. Акробату мальчик понравился, и он согласился взять его к себе на воспитание. Петя очень боялся и не хотел идти к Беккеру, но выбора у него не было.

Постепенно мальчик начал осваиваться и привыкать к работникам цирка, но его наставник все же внушал страх. Особенно, когда началось само обучение. Пете было очень трудно, поскольку акробат был груб с ребенком. Нередко на защиту Пети становились другие работники. Лучше всего было, когда за мальчика вступался клоун Эдвардс. Он умудрялся мирным путем уладить конфликт. Все понимали, что если бы наставником Пети был Эдвардс, то толка было бы намного больше.

Похвалы мальчик никогда не видел, зато наказывал его Беккер весьма охотно. Он не заботился о внешнем виде ребенка и не покупал ему вещи.

Глава 4

  Дети графини Листомировой с самого начала масленицы вели себя хорошо, за это их пообещали отвести в пятницу в цирк. Их тетя Соня, сестра матери, заботилась о них как о родных.

Когда тетя Соня сказала им о предстоящем походе в цирк, они накинулись на неё от радости. Детей было немало. Старшая восьмилетняя Верочка, после шла шестилетняя Зина, потом пятилетний Павел, которого за пухлость называли то Бутузом, то Булкой. Но больше всего прижилось имя Паф.

Но больше всего в семье любили старшую Верочку, за её покладистый характер и ангельскую внешность. Верочка очень любила сочинять басни, чем и увлекалась с шести лет. Верочке очень хотелось пойти в цирк, поэтому она старалась занять брата с сестрой, чтобы те вели себя хорошо и их поход ни в коем случае не сорвался.

Тетя Соня собралась купить детям игрушки, поэтому пришла узнать, чего бы им хотелось. Верочка заказала рабочий ящик, Зизи – куклу, а Паф попросил купить ему собачку, но непременно без блох.

Глава 5

В пятницу утром, когда все собрались за завтраком, графиня начала беспокоиться о том, стоит ли отпускать детей в цирк. Но тетя Соня начала успокаивать её, что данное представление ничем не испугает детей, тем более, что те вели себя очень хорошо и заслужили развлечение. Графиня хотела услышать мнение мужа, но тот по обыкновению молчал.

Граф был личностью увлеченной, но редко когда доводил какое-то дело до конца. Он отличался чрезвычайной аккуратностью, которая порой граничила с педантичностью. Он очень требовательно относился к порядку, и очень нервничал, если кому-то вздумалось его нарушить. Он был молчалив, и во всем придерживался порядка. Он не любил шум, поэтому ему не нравилось, когда дети начинали шуметь и кричать.

Но Верочка, которой очень уж хотелось попасть в цирк, предупредила брата с сестрой, чтобы те вели себя хорошо. Когда мать сказала, что ложа на вечер забронирована, Верочка больнее не могла себя сдерживать от радости.

Верочка попросила у мамы афишу на предстоящее представление, и, получив утвердительный ответ, помчалась с детьми в игровую комнату, чтоб прочитать все-все, что им предстояло увидеть. Больше всего девочку заинтересовал гуттаперчевый мальчик, и она попросила тетю рассказать о нем.

Погода резко испортилась, началась сильная метель, и дети очень испугались, что из-за этого могут не пойти в цирк. Но к их счастью родители отпустили их на представление.

Глава 6

В цирке все начинали рассаживаться, готовясь смотреть представление. Народ торопился купить билеты и занять места, чтобы не пропустить представление. Вскоре практически все места были заняты, а в первых рядах сидели дети. Даже здесь, среди огромного количества детей, Верочка все равно выделялась своей красотой.  Дети были очень нарядно одеты, и все время перешептывались. Они все не могли дождаться, когда же все начнется.

Наконец-то представление началось! Появился всеми любимый Эдвардс, которому люди начали кричать фразы приветствия. Но клоун был в странном расположении духа, поэтому выполнив пару трюков – быстро удалился за кулисы.

За клоуном на сцену выбежала пятнадцатилетняя наследница, которую ругали утром. Но вечернее выступление ей удалось.

Один за другим сменяли артисты друг друга. Но маленькая Верочка все ждала гуттаперчевого мальчика.

Наконец-то на сцене появился акробат Беккер, который вел за руку гуттаперчевого мальчика.

Они начали выполнять очень опасные трюки, которые приводили в шок публику. Народ с замиранием сердца следил за каждым движением мальчика, которому необходимо было выполнять трюки под куполом цирка на шесте, который держал Беккер.

И вот внезапно что-то сорвалось, послышался удар, после чего прибежали люди, началась суматоха. Народ начал кричать и нервничать, артисты же быстро унесли что-то за кулисы.

На сцену выбежали клоуны, но народ не хотел на них смотреть. Люди быстро пробивались к выходу. Лишь маленькая Верочка истерически плакала. Тетя Соня надеялась, что когда они выйдут на улицу и сядут в карету – дети успокоятся. Но нет.

Когда они приехали домой, то граф с графиней узнали о случившемся. Граф как всегда начал возмущаться и говорить, что он так и знал, что случиться что-то неладное. Уже поздно вечером, когда тетя Соня прошла к детям в комнату — она увидела, что Верочка спала очень беспокойно, а на её щеках еще не высохли слезы.

Глава 7

И вот, в полутемном помещении лежал мальчик, у которого были множественные переломы. Клоун Эдвардс уже изрядно выпил, поэтому так и не смог сдержать обещание, данное директору не пить до воскресенья.

В будущем имя гуттаперчевого мальчика никогда более не упоминалось на афишах, потому что его вскоре не стало.

Чему учит данное произведение

Рассказ «Гуттаперчевый мальчик» в первую очередь учит тому, чтобы люди были более милосердны друг к дугу. Проявляли больше отзывчивости и сострадания. Так же в данном рассказе на контрасте хорошо показывается два варианта детства. Первый вариант – это детство Верочки, Зизи и Пафа. Их детство действительно было сытым и счастливым. У них были прекрасные игрушки, вкусная еда, теплая постель и любящие родители. Главной проблемой детей было не попасть на представление.

Параллельно же показывается детство гуттаперчевого мальчика Пети, который всю свою очень короткую жизнь видел лишь побои, упреки и слезы. Рано лишившись родителей, он остался круглым сиротой, который в этом мире был никому не нужен. От постоянного недоедания он имел очень слабое здоровье, но вынужден был трудиться наравне с взрослыми. Маленькому мальчику приходится каждый день рисковать своей жизнью.

Данное произведение так же учит тому, что детский труд ни в коем случае не должен быть использован. Тем более в столь опасной профессии. У детей должно быть счастливое, беззаботное и полноценное детство.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий