Команда Литеровед.ру предлагает краткое содержание пьесы «Фауст», которую написал Иоганн Вольфганг фон Гёте. Именно эта философская драма считается одним из главных трудов немецкого писателя.
- Главные герои
- Посвящение
- Театральное вступление
- Пролог в небе
- Часть первая
- Ночь
- У городских ворот
- Рабочая комната Фауста
- Кабинет Фауста
- Погреб Ауэрбаха в Лейпциге
- Кухня ведьмы
- Улица
- Вечер
- На прогулке
- Дом соседки
- Сад
- Беседка
- Лесная пещера
- Сад Маргариты
- У колодца
- Ночь. Улица перед домом Гретхен
- Собор
- Вальпургиева ночь
- Пасмурный день. Поле
- Тюрьма
- Часть вторая
- Действие первое
- Живописная местность
- Императорский дворец. Маскарад
- Сад для гулянья
- Темная галерея
- Рыцарский зал
- Действие второе
- Кабинет Фауста
- Лаборатория в средневековом духе
- Классическая Вальпургиева ночь
- Действие третье
- Перед дворцом Менелая в Спарте
- Внутренний двор замка
- Действие четвертое
- Горная местность
- Действие пятое
- Открытая местность
- Сад
- Дворец
- Глубокая ночь
- Полночь
- Большой двор перед дворцом
- Положение в гроб
Главные герои
Фауст – главный герой драмы Гете, доктор, который мечтает найти смысл бытия.
Маргарита – девушка, в которую влюбляется Фауст, чем ломает ей судьбу.
Мефистофель – один из центральных героев пьесы. Он воплощает всю нечистую силу. Именно с ним Фауст заключат договор.
Елена — неземная красавица, которая сумела влюбить в себя Фауста.
Вагнер – полная противоположность Фауста, поскольку он уверен, что всего можно достичь благодаря своим знаниям и книгам.
Посвящение
Начинается данная трагедия с посвящения, в котором автор описывает то, что ему являются тени из прошлого. Он придается воспоминаниям, которые связаны с дорогими ему людьми. Он испытывает к ним чувство благодарности за то, что они были с ним рядом. Ностальгия настолько захватывает автора, что он мечтает вернуться в прошлое и заново все это пережить.
Театральное вступление
В самом начале действия мы видим обращение директора театра к Поэту. Он обращается к нему с просьбой сотворить произведение, которое сможет охватить огромную публику и будет интересно всякому. Соответственно, благодаря популярности и интереса к произведению, люди будут массово посещать театр. Он не мечтает о том, что люди смогут оценить то прекрасное, что он планирует им представить. Его целью является заработать на том, что народ потянется в театр. Что же касается поэта, то его мечты разнятся. Он ставит перед собой цель написать действительно бессмертный шедевр, который будет переходить из поколения в поколение. Комик скептически относится к цели поэта, потому что видит успех лишь в том, чтобы развлечь народ, поэтому настаивает на том, что пьеса должна пестрить шутками. Директора же интересуют приключения. Зритель все равно приходит в театр не затем, чтобы насладиться действием. Но Поэт в корне не согласен с тем, что ему придётся писать, чтобы угодить зрителю. Поэт считает, что наделен редким даром, который нельзя просто так растрачивать в никуда. Комик ему дает совет делать то, что от него хотят. Ведь он пишет не Богу, а глупым людям, которые не способны оценить великое творчество. Поэт просит у юности вернуть ему прежнюю бесшабашность, когда хочется жить и творить. На что Комик возражает ему, что эти качества необходимы лишь для увеселения юности. Директор же советует быть проще, и приступать к выполнению своих обязанностей, если у Поэта есть желание завлечь зрителя. Перед Поэтом и Комиком открываются все двери театра.
Пролог в небе
В то время как архангелы воспевают Бога, к нему приходит Дьявол, который начинает глумиться над ним. Он придается рассуждениям, которые касаются жизни людей. Даже одаренные люди, которых Бог наделил талантом, не отличаются от животных своим образом жизни. Дьявол не видит никакого смысла в том, что Бог потратил так много времени на их создание. Бог решает уточнить у Мефистофеля знаком ли ему Фауст? Да, Дьяволу знаком этот человек. Это ученый, который не останавливается не перед чем, поэтому покоряет все новые и новые вершины. Он очень преданно относится к Богу, и с гордостью занимается своим делом, которое у него получается выше всяких похвал.
Дьявол склоняет Бога к спору. Дьявол утверждает, что сможет по средствам искушений переманить Фауста. Бог не верит в это. Он уверен полностью в Фаусте и знает, что тот выстоит перед любыми искушениями. В чем-то Бог даже испытывает некую радость от того, что Дьявол сможет растормошить очень спокойного Фауста.
Часть первая
Ночь
Все происходящее сконцентрировано в небольшой комнате, которая является весьма темной и мрачной. Фауст борется с бессонницей, коротая время за книгой. Его мысли направлены на то, что познав большое количество наук, он по-прежнему едва сводит концы с концами и весьма не уверен в своих умственных достижениях. У него появляется идея раскрыть смысл бытия, обратившись к магическим силам. Неожиданно судьба сама подкладывает ему подсказку – он находит в книге некий знак Макрокосма. Он решает, что это и есть тот самый знак, который натолкнет его на раскрытие тайн. Преградой на его пути становится то обстоятельство, что божественная гармония остается для него закрытой и неизвестной. Он находится в полной растерянности, поскольку не имеет понятия своей конечной цели. Когда он видит знак земли, то понимает, что данная стихия ему намного ближе всех остальных. Он готов рискнуть многим, чтобы, наконец, познать её. Прибегнув к потусторонним силам и вызвав духа, он получает лишь насмешку над своими страхами. Фауст пытается настоять на том, что они абсолютно равны, но дух с ним в корне не согласен, поэтому предпочитает исчезнуть.
Пришедший Вагнер – ученик Фауста – не соглашается с Фаустом, когда тот начинает ему рассказывать о том, что люди не имеют никаких знаний о древности. Фауст весьма разочарован в такой точке зрения Вагнера, потому что он убежден – человек не может понять сложность мироздания.
После ухода Вагнера, Фауст дальше придается рассуждениям о том, что ранее был очень самоуверен и считал себя равным Богу. Хорошо, что позже смог убедиться, что это не является истиной. Если разобраться, то, что такое знания? Это тот самообман, который рассыпается на глазах при встрече с той самой стеной, которая стоит между людьми и Богом.
Он начинает понимать всю бесполезность своих действий, поэтому решает выпить яд. Он решается на этот отважный поступок, хотя понимает, что тем самым обрекает себя на муки. И вот когда от смерти его отделял один лишь глоток, Доктор слышит песню, которую поет ангельский хор. Их песня о Воскресении Христа. После услышанного, Фауст решает повременить с самоубийством.
У городских ворот
В городе проходят массовые гуляния, в числе которых принимают участие Фауст и Вагнер. Из толпы к Фаусту подходит человек, который очень благодарен Доктору и его отцу за то, что тем удалось освободить город от чумы. Но Доктору становится не по себе от слов благодарности, потому что, к сожалению, правда не такая прекрасная, как все думают. Его отец не только лечил людей, но так же и ставил на них опыты, давая отраву. Получается, что одних людей он спас и им помог, других же попросту убил. Ему становится очень неловко от этого, ведь он оказывал отцу помощь. Он даже готов пожертвовать всеми своими знаниями ради простой прогулки. Вагнер и здесь не согласен с Доктором. Он полностью доволен своей судьбой и ни на что не собирается её менять. Доктор сетует на то, что внутри него находятся две абсолютно полярные души. Одна мечтает о небе, а другая о земле. Больше всего на свете он хочет обрести наряд, благодаря которому у него бы появилась возможность исследовать обе из этих стихий.
Но тут к ним прибивается черная собака. У Фауста складывается впечатление, что следом за собакой несется огонь. Это все очень отдает мистикой, но одновременно и притягивает.
Рабочая комната Фауста
Собаку Доктор решает забрать с собой. Все действие показывается в рабочем кабинете Фауста, где тот занят переводом. Он переводит Новый Завет на немецкий язык. Пес же все это время сходи с ума, поэтому Фауст просит его успокоиться и лечи около печи. Доктора немного смущает дословность перевода, но его начинает опять отвлекать пес. Он не на шутку разыгрался, и Фауст видит, как тот превратился в Дьявола. Доктор пытается применить на нем свои знания в области магии, но у него ничего не выходит. Мефистофель предстает перед ним в образе мудреца. Фауст решает уточнить у него, кто он такой, на что получает весьма странный ответ:
«Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла».
Дьявол начинает рассказывать Фаусту о том, что тьма – это и есть венец всего. В то время как свет лишь способен сотворить тела, но они не вечны и разлагаются, так же как и он. Мефистофель высмеивает страхи Фауста, считая их беспочвенными. Он решает уйти, но его останавливает начерченная на полу пентаграмма. Тут уже приходит очередь Фауста, посмеяться над попытками Дьявола уйти. Он не хочет его отпускать, но Мефистофель настроен решительно. Он делает так, чтобы доктор уснул, а сам исчезает. Помощь ему оказала крыса, которой он приказал выгрызть начерченный знак.
Кабинет Фауста
Вторая их встреча произошла иначе. Дьявол выбрал для своего повторного визита богатые одежды. Прибегнув к соблазну, Мефистофель заманивает к себе Доктора. Он обещает ему исполнение всех его желаний, если он покинет свой кабинет и пойдет вместе с Дьяволом. Фауст не может решиться. С одной стороны он устал от жизни, но с другой стороны он все ещё хочет жить. Он не верит и проклинает все те чувства, которые придают силу другим людям – любовь, слава, власть. Дьявол же вместе с духами продолжают свои уговоры, чтобы Доктор все начал сначала.
Фауст, после долгих раздумий, все же дает свое согласие и подписывает кровью договор. Суть договора заключается в том, что при жизни черт становится слугой Фауста и выполняет все его желания. Но все кардинально меняется в загробной жизни – там они будут вынуждены поменяться местами. Но Фауста не беспокоит то, что будет после смерти. Воскликнув фразу: «Остановись мгновенье: ты прекрасно!», он попадет полностью во власть к Дьяволу. Но Доктора совершенно не интересуют наслаждения. Для него на первом месте стоит жизненный опыт, которого ему так не хватало. На что Дьявол ему ответил, что опыт не сможет помочь познать тайну. Что Бог создал мир для себя, а люди будут всегда маяться в неведении.
Когда же к Доктору приходит его ученик, Фауст не знает, как лучше ему сказать нет. Но тут ему на помощь приходит Дьявол, который в красках описывает ученику, что знания – ничто и не несут в себе никакой ценности. В жизни они совершенно никак не помогут, потому что ныне в цене другие вещи. Сейчас всего добиваются благодаря своим внешним данным, а так же умению угождать.
Ученик удовлетворен ответом Мефистофеля, после чего их покидает. Доктор же с Дьяволом отправились в путешествие.
Погреб Ауэрбаха в Лейпциге
Во время увеселительной прогулки Мефистофеля с Доктором с ними происходит следующее: Дьявол всех угощает вином из бочки. И тут один из выпивающих разливает часть вина , которое тут же превращается в пламя. Гуляка, хоть и навеселе, но начинает кричать, что это пламя адское. Дьявол во всем поддерживает его и постоянно поддакивает, продолжая спаивать гуляющих выпивох, и получая удовольствие от их пьяного поведения.
Когда же отдыхающие узнали, кто он есть на самом деле, то набросились на него с кулаками. Но Мефистофель вовремя вмешивается в их сознание, заставив представить себя в прекрасном саду. Этого времени достаточно Фаусту с Дьяволом для побега.
Кухня ведьмы
Мефистофель с Фаустом находятся в очень странном месте – рядом с ними кипит в котле какое-то зелье, которое мешает обезьянка. Доктор жалуется Мефистофелю на свои глупые мысли, а так же на то, что он совершенно не верит в колдовские чары. Дьявол дает ему совет прибегнуть к работе в деревне, но Фауст не готов пойти на это. Он не хочет просто трудиться, он хочет какого-то размаха.
У него начинают появляться желания. Например, когда ему померещилась некая девушка в зеркале – он захотел обладать ею. Мефистофель дает ему обещание, что как только с помощью ведьмы он вернет молодость, так сразу же найдет Доктору такую же красавицу.
Пришедшая колдунья проводит весь необходимый ритуал. Мефистофель обращается к ведьме с просьбой вернуть молодость Фаусту, хотя тот и скептически относится к чарам. Но, к его удивлению, зелье не только подействовало и вернуло ему молодость, но и дало эффект того, что во всех женщинах он видел идеальных красоток.
Улица
Выйдя на улицу освежиться, Фауст встречает Маргариту. Она настолько запала ему в сердце и поразила красотой, что он непременно просит Мефистофеля помочь. Он жаждет обладать ею и быть рядом с ней. Но Дьявол оказывается бессилен в данной ситуации, поскольку Маргарита является невинной девушкой, над которой у Дьявола нет никакой власти. Доктор идет на отчаянный шаг и ставит Дьяволу условие: иди он выполняет его требование, или же договор можно считать недействительным.
Мефистофель просит Доктора запастись терпением. Он сможет провести Фауста в комнату к Маргарите во время её отсутствия.
Вечер
Фаусту не удалось остаться незамеченным. Маргарита, находясь в своей комнате, мучается в догадках о том, кто же это такой был. Но стоит ей только лишь выйти из комнаты, как Фауст и Мефистофель оставляют ей подарок. Подарок у них был очень хорош – драгоценности, которые лежали в шкатулке.
В душе доктора начинают зарождаться сомнения о том, правильно ли он поступил, возжелав Маргариту? Он понимает, что не достоин её. Хотя сомнения и терзают его, но он все равно решает оставить презент. Маргарита, когда нашла оставленный ей подарок, тут же решила примерить серьги. Она была достаточно бедной девушкой и не могла сама себе позволить подобного.
На прогулке
Мать Маргариты, догадавшись от кого этот подарок, поэтому забрала его у Маргариты и отнесла священнослужителю. Священник забирает украшения и сулит взамен манну небесную. Девушка очень огорчена этим поступком, но не может противиться.
Тогда Доктор решает сделать Маргарите ещё один подарок, но на этот раз собирается действовать с помощью соседки девушки. Мефистофель обещает помочь Доктору в его замысле.
Дом соседки
Соседка Марта разбита пропажей своего супруга, и основным её желанием является получения свидетельства о смерти. С этой жалобой она и обращается к Богу.
Маргарита же получает ещё одну шкатулку, и приходит к соседке, чтобы получить от неё совет. Марта говорит, чтобы девушка ничего не ставила в известность свою мать. Она начинает рассматривать украшения, пытаясь определить их цену.
Когда к Марте приходит Мефистофель, он врет ей, что муж её погиб. На самом деле это является выдумкой. Дьявол прибегает ко лжи, чтобы свести Маргариту с Фаустом. Марта же просит у него бумагу, которая бы подтвердила смерть её мужа. Выслушав рассказ о том, как жил последние дни её супруг, у Марты просыпается чувство жалости. Но данное чувство относится лишь к тем деньгам, которые были у него. Но, к её глубочайшему сожалению, он потратил их на других женщин. Женщина хочет вновь связать себя узами брака, но для этого ей необходимо официальное подтверждение кончины супруга. Мефистофель обещает привести к ней человека, который сможет засвидетельствовать смерть мужа. Так же он просит Маргариту так же присутствовать при этом, рассказывая какой хороший у него товарищ. Фауст негативно воспринимает отведенную ему роль, так как не хочет обманывать Марту. Но тут Мефистофель напоминает ему, что при его врачебной практике, он так же неоднократно прибегал к обману.
Сад
Встреча Маргариты и Доктора происходит в саду, где девушка рассказывает ему все подробности, касающиеся её семьи. Ей очень неловко от своего материального положения, ведь рядом с ней находится очень обеспеченный господин. Она же вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы обеспечить свое существование. Она очень переживает, что может показаться скучной и неинтересной. Но Фауст неустанно нахваливает её скромность и простоту, потому что мудростью он уже пересытился.
После того, как девушка гадает на цветке и получает ответ «любит», Доктор так же признается её в своих чувствах. Но Маргарита решает убежать от него, хотя их чувства и взаимны.
Марта так же не теряет время, а во всю флиртует с Мефистофелем, предлагая ему связать себя узами брака.
Беседка
Догнав Маргариту в беседке, Фауст запечатлел на её губах поцелуй. На что получил жаркий ответ. В самый разгар их счастья, Мефистофель зовет Доктора, говоря, что им пора. Маргарита так же торопится домой, опасаясь разгневать мать. Она теряется в догадках от того, что же в ней нашел столь успешный господин.
Лесная пещера
Фауст пытается найти укрытие в пещере. С одной стороны он счастлив союзу с Дьяволом, с другой же стороны он, наконец-то, начал познавать настоящее счастье. Между ним и Мефистофелем начинается неприятный разговор, потому что черт не может понять, что делает Фауст в пещере и зачем ищет уединения.
Дьявол рассказывает ему о том, что его любимая сильно переживает. Она начинает думать о том, что Фауст попросту охладел к ней. Дьявол так же не понимает поведения Доктора, почему тот оставил возлюбленную, которую так долго добивался. Но Фауста терзают изнутри чувства раскаяния. Он винит себя в том, что из-за него Маргарита лишилась божественного покровительства. Его любовь к Маргарите оказалась губительной для неё. Он выбрал своего рода бегство, чтобы не портить жизнь девушке и дальше. Но его сердце разрывается лишь при мысли о ней. Мефистофель упрекает Фауста в трусости, высмеивая то, что тот отступил на половине пути. Фауст не выдерживает натиска и отправляется к Маргарите.
Сад Маргариты
Во время прогулки по саду, Маргарита интересуется, во что верит её избранник? Ведь он не посещает церковь. На что Доктор отвечает ей, что не видит необходимости кричать о своей вере. Верить нужно душой, а не словами. Таким образом, он уходит от прямого ответа на вопрос Маргариты. Маргарита признается Фаусту в том, что ей совершенно не нравится Мефистофель. В его лице она видит предателя. Так же она жалуется на то, что когда рядом находится Мефистофель, она не может читать молитвы, что её очень пугает.
Фауст передает Маргарите снотворное, которое ей необходимо дать своей матери. Таким образом, Доктор хочет иметь возможность провести с девушкой больше времени наедине. Маргарита принимает пузырек с радостью, потому что давно хочет отдать всю себя Фаусту.
У колодца
Встреча со знакомой наносит свой отпечаток на Маргариту. Та рассказывает девушке о том, что соседка забеременела от парня, который её бросил. В глазах всех она теперь была падшей женщиной. Но Маргарита испытывала к ней чувство жалости. Соседка же ясно давала понять, то подобная девушка не нуждается в жалости. Она не разделяет взглядов Маргариты на этот счет.
Раньше Маргарита с таким же рвением относилась к падшим девушкам, осуждая и не понимая их. Но теперь, когда она сама придалась греху, она не имела права их укорять. Единственный выход Маргарита видит в молитве.
Ночь. Улица перед домом Гретхен
Не понимает Маргариту и её брат. Валентин осуждает сестру за связь без брака, считая, что этим она подвергла позору всю их семью. Ещё не так давно он гордился своей сестрой, ставя её в пример. Но теперь все изменилось. Их семья поддавалась жесткой критике и насмешкам в глазах его однополчан. Валентин решает наказать виновника, поэтому, когда встретил Фауста – вызвал его на поединок. К сожалению, данный поединок закончился смертью для Валентина, после чего Мефистофель с Фаустом вынуждены были скрыться из города.
Перед своей кончиной Валентин сказал Маргарите, что в позоре, который теперь не смыть с их семьи, виновата лишь она. Он считает её продажной девкой, к которым всегда относился с презрением.
Так же брат обвиняет в случившемся Марту, которая свела его сестру с Фаустом.
Собор
Данные события происходят в церкви на службе. За девушкой находится злой дух. Он неустанно повторяет ей слова о позоре, на который она всех обрекла. Маргарита начинает винить себя в гибели родных. Брат погиб в поединке с Фаустом, а её мать не проснулась, после принятого снотворного. Более того, Маргарита беременна.
Дух продолжает ей нашептывать то, что ей не место здесь. Она уже не невинна. Девушка лишается чувств.
Вальпургиева ночь
Мефистофель с Фаустом направляются на празднование. По пути они ведут разговор не о чем. Доктор говорит, что ему больше по душе весна, черт же предпочитает зимнее время года. Они веселы и беззаботны.
На шабаше они встречают большое количество нечистой силы, ведьм, колдунов. Мефистофель веселится и ведет себя достаточно развязно.
В одной из фигур Доктору мерещится Маргарита, которая почему-то без головы. Но черт вовремя успокаивает его, объясняя, что тому просто привиделось.
Пасмурный день. Поле
До Фауста доходит слух о том, что Маргарита находится в тюрьме. Мефистофель не говорил ему эту информацию. Он рассказывает Доктору о том, что дела Маргариты очень плохи. Она очень долго находилась за гранью нищеты, а после чего оказалась в тюрьме.
Фауст возмущен тем, что черт скрывал от него эту информацию. Он пытался обвинить Мефистофеля во всем том, что случилось с Маргаритой, но Дьявол вовремя сумел напомнить ему о том, что вина полностью лежит на Фаусте. Это он сломал жизнь Маргариты. Но он обещает помочь в спасении девушки. Он сможет усыпить смотрителя, и в это время унести Маргариту и Фауста. Но основную работу все равно придётся проделать самому Доктору.
Тюрьма
Когда Фауст попал в тюрьму, он увидел, что его любимая безумна. Она не понимает, кто находится перед ней и решает, что это палач. Она просит его не казнить её до утра. Фаусту приходится объяснять Маргарите кто он такой и что ему нужно. Но ум её сильно помутнен. Она начинает говорить, что у неё отняли дочь. Хотя в действительности Маргарита сама утопила ребенка. Девушка очень счастлива тому, что Фауст пришел за ней. Но не торопится убегать. Больше всего её огорчает то, что Фауст охладел к ней. Маргарита начинает рассказывать Фаусту о том, как она убила собственную мать. После чего утопила в пруду свою дочь. Она начинает просить Доктора, чтобы тот выкопал могилу для всей её семьи.
В конечном итоге Маргарита не соглашается бежать. Она начинает просить помощи у Бога. Мефистофель объясняет ей, что теперь она обречена на муки. Но в этот момент сверху доносится голос Бога: «Спасена». Благодаря искреннему раскаянию Маргариты, Бог простил её. Девушку казнят, тем самым освободив от мучений.
Часть вторая
Действие первое
Живописная местность
Доктор находится в прекрасной долине, где он лежит и видит летающих духов. Они благотворно влияют на него, помогая восстановиться после происшествия с Маргаритой. Он растворяется в природе и наслаждается ей.
Императорский дворец. Маскарад
Когда в дворце императора проходит собрание, Мефистофель решает явиться в образе шута. Ведутся серьезные разговоры, в которых идет речь об упадке страны и проблемах государства. Но Мефистофелю нет дела до этих проблем, он жаждет веселья. Тогда генерал становится в поддержку канцлера, объясняя, что дальше игнорировать проблему не представляется возможным.
Тогда черт предлагает обогащаться за счет природы. На что ему отвечают, что это большой грех. Другие же начинают упрекать в том, что это только лишь слова, которые никогда не перейдут в дело. Дьявол же входит в сговор с астрологом, которому удается всех убедить в правильности данного решения. Дьявол даже решает объяснить суть своего предложения, что только лишь мудрец способен найти клад, которые хранятся в недрах земли.
Сад для гулянья
Все проблемы, с которыми пришлось столкнуться государству, решились благодаря Мефистофелю. Дьявол использует те ценные бумаги, которые были залогом драгоценных металлов, хранящихся в земле. Люди, которые поверили в обещания Дьявола, вынуждены будут расплачиваться деньгами. Именно это и покроет все расходы государства. А золото, которое находится глубоко под землей, возможно, когда-то будет найдено.
Главная цель достигнута – денежные проблемы решились.
Темная галерея
Фауст представляется своего рода волшебником, и обещает правителю показать Париса и Елену, которые были античными героями. Он опять обращается к Мефистофелю за помощью. Дьявол снова выручает Доктора, дав ему ключ от мира богов.
Рыцарский зал
Все собираются при дворе в ожидании Париса и Елены. Мефистофель берет на себя обязанность руководить всем происходящим. Когда появилась Елена, все присутствующие женщины не оставили без внимания её сильные и слабые стороны. Мужская же часть собравшихся людей, во всю обсуждали Париса. К нему, почему то, у них были особо высокие требования, которым он не соответствовал.
Фауст влюбляется в Елену, как и половина мужчин. Когда была разыграна сцена, где Парис похищает Елену, Доктор пытается спасти столь прекрасную девушку. Он понимает, что снова влюбился как мальчишка. Но духи решают резко исчезнуть. Мефистофель не доволен тем, что Фауст настолько быстро способен влюбиться.
.
Действие второе
Кабинет Фауста
Доктор возвращается к себе в комнату, где предпочитает отдохнуть. В это время один из студентов посвящает Дьявола в то, что ученик Фауста Вагнер добился небывалых высот. Он теперь серьезный ученый, но тем ни менее он очень ждет, что его учитель вот-вот вернется, поскольку на данный момент Вагнер в предвкушении огромного открытия.
Далее происходит встреча Мефистофеля со студентом, которому он давал ещё в самом начале совет. Теперь этот мужчина относится к людям очень пренебрежительно, даже к своему кумиру Фаусту.
Лаборатория в средневековом духе
Вагнер приходит к Дьяволу, чтобы рассказать о своем открытии. Оно заключалось в том, что ученый планировал изобрести сразу взрослого и сформировавшегося человека, потому что считает, что дети неполноценны. Ему удается создать искусственную копию человека. Данная копия носит название Гомункула.
Искусственный человек дает совет Дьяволу, чтобы тот взял с собой Фауста, когда будет происходить праздник.
Классическая Вальпургиева ночь
На праздновании Фауст возвращается в свое обычное состояние. Его мозг начинает работать ясно, и он решает отправиться искать Елену.
Действие третье
Перед дворцом Менелая в Спарте
Когда Елена прибывает на один из берегов Спарты, она весьма расстроена тем, что её похитили. Она скучает о семье и хочет вернуться. Правда, поведение её мужа было весьма настораживающим. Он с тоской взирал на супругу, и от былой приветливости не осталось и следа. Девушка размышляет о своей дальнейшей судьбе. Супруг готовится к жертвоприношению, но скрывает от жены то, кого именно принесут в жертву. Ей становится страшно, но она берет себя в руки.
Позже девушке становится известно то, что жертва это она и есть. Ей об этом рассказывает Форкиада, которая исполняет роль ключницы. Она помогает Елене остаться в живых, сбежав в замок, который находится по соседству. Вожак – прекрасный и сильный мужчина, который отличается благородством. Елена решает просить у него помощи.
Внутренний двор замка
По интересной воле судьбы этим замком владеет Фауст. Он с радостью принимает девушку у себя, давая ей все полномочия, что касается замка. Доктор не скрывает своих чувств, на что Елена жалуется, что по воле богов была лишена счастья.
Менелай – муж Елены, не может простить подобный поступок, поэтому решает идти на замок войной, направив свои войска. Влюбленные скрываются от Менелая в подземном мире. Они счастливы и наслаждаются обществом друг друга.
У пары появляется на свет сын, которого назвали Эвфорионом. Этот ребенок не похож на остальных, поскольку обладает способностями, которых лишены остальные люди. Доктор пытается защитить ребенка от всего, но тот просит отца не вмешиваться. Ему нравится постоянно подвергать себя риску.
Когда родителей не было рядом, их сын погибает, после того как прыгнул со скалы. Мать убита горем. Она вспоминает старое пророчество, и сетует на судьбу, что не видать ей никогда счастья. Когда тело Елены исчезло, то Фаусту остались лишь её вещи. Она не смогла жить без своего ребенка, поэтому добровольно решает отправиться за ним в подземный мир. А её одежда, превратившись в облако, уносит Фауста. Тут становится ясно, что в роли доброй ключницы Форкиады, все это время был Мефистофель, который очередной раз помог желанию Фауста сбыться.
Действие четвертое
Горная местность
Облако доносит Доктора до скалы, которая раньше исполняла роль дна преисподней. Фауст понимает, что он не смог сохранить свои самые лучшие качества, они растворились так же, как и его любовь. Когда к Фаусту прилетает Мефистофель, то он рассказывает Доктору о том, что большинство природных явлений появились именно благодаря бесам, а не Богу, как принято считать. Мефистофелю не дает покоя то, что же именно задумал Фауст. Он считает, что тот захочет уединения.
Но цели Фауста гораздо масштабнее. В его планы входит отвоевать часть земли у моря. Его совершенно не интересует слава, как таковая. Он хочет власти.
Внезапно раздаются звуки борьбы. Это идет война у императора, которому в свое время Фауст с Мефистофелем пришли на помощь. Но помощь они оказали не честно, прибегнув к обману. И вот теперь народ взбунтовался и требует нового правителя.
Дьявол дает совет Доктору прийти на помощь императору, тем самым получить желанную часть земли у моря. Именно так и оборачиваются события.
Действие пятое
Открытая местность
Семья, состоящая из Бавкиды и Филемона, несмотря на немолодой возраст, продолжают испытывать друг к другу светлые чувства. Пара проживает вблизи моря. Однажды к ним на порог приходит некий человек, которому они оказали помощь в свое время. Мужчина благодарит их за оказанную услугу.
Филемон решил поведать мужчине о том, что благодаря одному господину, который был очень умен, удалось победить стихию. Поэтому море теперь отодвинуто плотиной. Он так же принимал в этом участие, но в силу возраста не так сильно, как хотелось бы.
Сад
Так же супружеская пара рассказывают то, что все строения появились за одну ночь. У них есть опасения того, что новый правитель имеет какое-то отношение к темным силам. Они так же жалуются на то, что теперь князь жаждет того, чтобы освободить берег и выгнать их. Они не дают свое согласие. Им очень нелегко, потому что все повинуются новому правителю. Они находятся в растерянности. Их единственным желанием является умереть в том месте, где прошла их жизнь.
Дворец
К причалу постоянно пристают все новые и новые корабли, которые привозят богатства. Благодаря Мефистофелю, Фауст очень богат. Он уже очень стар, и выиграл бой у моря.
Семейная пара ни в какую не желает покидать насиженное место. Фауста же напрягает звук колокола, который располагается на часовне рядом с домом Бавкиды и Филемона. Ему не нравится так же внешний вид, которое создает их жилище. Доктор возмущен тем, что они не хотят убираться с его земли. Ведь теперь он здесь полноправный хозяин. Мефистофель снова обещает помочь Фаусту с данной проблемой.
Глубокая ночь
Жилище стариков уничтожено огнем, в котором сгорает и роща из лип вместе с колокольней, которая так не нравилась Фаусту. Дьявол посвящает в это все Доктора, объясняя, что старики не поддались на мирные уговоры. Они, находясь в страхе, не выдерживают натиска и умирают. Странник, который оказал сопротивление, был убит слугами.
Мефистофель пытается оправдаться, что не имеет отношения к пожару, который возник внезапно и не был запланирован изначально.
Доктор не верит ни единому слову. Его начинают терзать муки совести. Он всем сердцем ненавидит черта и проклинает того. Ему больше не приносит радость его владения, о которых он так мечтал изначально.
Полночь
Доктор замечает четырех сестер, которые носят имена Греха, Порока, Нужды и Заботы. Но в его комнату приходит лишь забота, вдали которой он отчетливо видит их брата – Смерть. Он начинает ненавидеть то, что полностью погряз в чарах, и нет никакого выхода. Поэтому заводит диалог с Заботой.
За столь большой промежуток времени его взгляды полностью изменились. Он больше не хочет делать выбор в пользу неба или земли. Фауст верит лишь в то, что можно попробовать наощупь. Он понимает то, что необходимо трезво смотреть на мир, а не витать в облаках, растворяясь в своих мечтах. Что самым главным в мире является не пустые слова, а то, что подтверждается действием. Забота объясняет ему, что все те, с кем она вела диалог, были несчастливы, и их не устраивала их жизнь. Она придается воспоминаниям о тех временах, когда Фауст был именно мечтателем, который строил планы, но не имел возможности их осуществить. Фаусту неприятен данный разговор, поэтому он выгоняет Заботу из своего дома. Забота же, лишив его зрения, проклинает его. Она разочарована тем, что Доктор так и не смог признать её власть над ним. Но Фаусту нет до этого дела, потому что он уверен в бессмертии своего дела.
Большой двор перед дворцом
Доктор превращается в старика, лишенного дара видеть. Но слух у него по-прежнему есть. Поэтому когда он услышал стук лопат, он уверен в том, что это строится замок, тем самым воплощая его мечту в реальность. Но это далеко от правды. Мефистофель распорядился о том, чтобы призраки выкопали могилу для Доктора
Фауст продолжает верить в то, что его мечта воплотится, и на его владениях будут жить свободные и трудолюбивые люди. Одним из последних его деяний становится уничтожение болотистой местности, которая негативно сказывается на окружающей среде. В последние дни он, наконец-то, обретает истинный смыл жизни, который заключается в помощи людям.
Фауст осознает всю суть своей жизни и понимает, что данной время – это то, к чему он шел всю свою жизнь. Поэтому восклицает: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!», после чего умирает.
Положение в гроб
Доктор умирает. Дьявол же находится в ожидании того, когда его душа покинет тело, чтобы, наконец, получить обратную часть договора. Ведь он ждал этого много лет. Но душа все никак не хочет покинуть тело, тем самым заставляя бесов ждать. Дьявол уже открыл зев ада, и находится в предвкушении всех тех мук, на которые обречет Фауста. Он готов сражаться с ангелами за его душу и даже вступить в бой.
Когда же появились ангелы, то они просто оттолкнули бесов, чтобы спокойно забрать душу Доктора. Они возносят его душу на небо. Ангелам удалось отвлечь чертей, чтобы те пропустили то, чего так долго ждали. Мефистофель очень огорчен этим.