Краткое содержание пьесы «Кабала святош» (М.Булгаков)

Краткое содержание пьесы «Кабала святош» (М.Булгаков) Краткое содержание

Всего за несколько минут можно прочитать краткое содержание пьесы Михаила Булгакова «Кабала святош», чтобы подготовиться к уроку или заполнить читательский дневник. Произведение, написанное в 1929 году, не лишено автобиографического мотива. В нём отражены сложные взаимоотношения Булгакова с властью.

Главные герои

Мольер – французский актёр и драматург.

Людовик XIV – покровительствовавший Мольеру французский король.

Мадлена Бежар – женщина, которая в прошлом была любовницей Мольера, актриса.

Арманда – супруга Мольера, дочь Мадлены, тоже актриса.

Краткое содержание

Действие первое

Театр Пале-Рояль бурлит: начинается спектакль, на который приедет сам Людовик XIV. Все волнуются, особенно драматург и актёр Мольер. Спокоен только Лагранж, молодой и красивый актёр по прозвищу Регистр. Он не играет в этой пьесе, поэтому сидит один в уборной, задумавшись о чём-то.

 После успешного представления король аплодирует, вместе с ним рукоплещет весь зал. На сцену выбегает Мольер и декламирует тут же придуманные строки, в которых сравнивает короля с солнцем. Людовик благодарит талантливого автора и остаётся на следующее представление.

В это время за кулисами происходит серьёзный разговор. Лагранж пытается уговорить юную Арманду бросить Мольера, с которым у неё связь. Когда девушка отказывается разорвать отношения, Лагранж готов её убить. Но девушка что-то шепчет ему в оправдание, и незадачливый поклонник отстаёт от неё. Причина нежелания расставаться заключается в том, что Арманда ждёт от Мольера ребёнка.

Красавица Арманда и Мольер остаются в уборной одни, они клянутся друг другу в любви. Мольер заклинает её не предавать их чувство, потому что в противном случае он лишится всего. К Мольеру заходит маркиз по прозвищу Одноглазый, известный дуэлянт, не знающий промахов. Он передаёт ему плату короля за место в зале и вознаграждение за хвалебные стихи, равное пяти тысячам ливров. Оставив себе пятьсот ливров, Мольер распределяет деньги между всеми актёрами. Затем он выходит за королём. Оставшись с юной Армандой наедине, Одноглазый не упускает случая и начинает флиртовать с ней. Увидев это, верный слуга Мольера Бутон мешает их разговору.

Мольер вызывает к себе Мадлену, объявляет ей о разрыве многолетних отношений и скорой женитьбе на её младшей сестре Арманде. Мадлена падает на колени перед Мольером и умоляет его не жениться на Арманде. Когда она понимает, что вопрос решён, хочет уйти из театра. Женщина признаётся в том, что Арманда приходится ей не сестрой, как все думают, а дочерью. У неё остаётся одна просьба: девушка не должна знать, что между Мадленой и Мольером был роман.

Обо всём этом знает Лагранж. Он ведёт записи о происходящих событиях в своей книге-регистре. Он как обычно зафиксировал события этого неспокойного дня, а затем вслух проговорил, что случилось ужасное: Мольер собирается взять в жёны собственную дочь. Такое в регистре писать нельзя, но в знак несогласия и ужаса Лагранж ставит на белом листе чёрный крест. В тот момент в помещении находится Захария Муаррон, пятнадцатилетний красавец, игравший в спектаклях героев-любовников.

Действие второе

В королевском дворце обычные будни. Людовика развлекают карточными играми. Затем наступает время обеда. Приходит архиепископ Шаррон и просит аудиенции для бродячего проповедника Варфоломея, который выглядит и ведёт себя подобно безумцу. Он рассказывает королю о Мольере, настоящем антихристе, написавшем богопротивное произведение «Тартюф». Проповедник потребовал наказать еретика Мольера, сжечь на костре. Разгневанный король приказывает посадить проповедника в темницу на три месяца. Через три дня он отпускает его на волю, предупредив, чтобы тот больше никогда не смел требовать чего-либо от короля.

Людовик спрашивает у архиепископа, разделяет ли тот мнение Варфоломея. Шаррон называет актёра сатаной и обвиняет его в оскорблении религии. Священник тоже хочет, чтобы король наказал преступника, но говорит мягко. Тогда Его Величество обещает наказать Мольера, если он провинится ещё в чём-нибудь. Он отзывается о нём как о талантливом авторе, который может послужить на благо государства. Людовик хочет перевоспитать Мольера и приглашает его к себе на ужин.

В королевском дворе появляется Мольер. Он выглядит больным, постаревшим. После беседы с драматургом король понимает, что он не безбожник, и даёт разрешение на постановку новой пьесы. Он ставит одно условие: в следующих пьесах не должно быть никаких неуважительных намёков на духовенство. В знак своего одобрения и покровительства Его Величество разрешает актёру постелить королевскую постель.

Архиепископ Шаррон и отец Варфоломей недовольны таким поворотом событий. Они решают отомстить автору ненавистной пьесы и задумывают против него интригу.

Тем временем в доме Мольера кипят страсти. Его двадцатидвухлетний приёмный сын Муаррон соблазняет красавицу Арманду. Об измене узнаёт верный слуга Бутон. Затем и сам Мольер догадывается о предательстве возлюбленной. Мольер выгоняет молодого человека, который в ответ грозится раскрыть его тайну.

Арманда защищает Муаррона. По её словам, они всего лишь репетировали сцену из спектакля, и никакой измены не было. После долгих уговоров Мольер соглашается вернуть Муаррона домой.

Действие третье

Муаррон хочет отомстить приёмному отцу. Он встречается с архиепископом Шарроном, одним из членов Кабалы Священного писания. Муаррон открывает сектантам ужасную тайну Мольера: он женился на родной дочери. На заседании членов Кабалы все одеты в чёрное, на лицах маски.

Уже старую и седую Мадлену ведут в исповедальню. Здесь архиепископ рассказывает ей, какие мучения ждут её в загробной жизни за грехи. Он заставляет женщину признаться в том, кто является отцом Арманды. Мадлена вспоминает, что у неё одновременно было два любовника и что она не знает, кто из них приходится Арманде отцом. В Париже она всем сказала, что Арманда – это её младшая сестра. Со временем дочь выросла и закрутила роман с одним из кавалеров матери. Шаррон рассказывает обо всём Арманде и советует ей уехать из города навсегда.

Шаррон тут же докладывает о проступке Мольера королю. Людовик разочаровывается в любимце и лишает его своей милости. Архиепископ подговаривает Одноглазого, не имевшего себе равных на дуэли, вызвать на поединок и убить Мольера, осмелившегося высмеять духовенство в своей пьесе. Чтобы разжечь в нём ненависть к актёру, Шаррон обманывает его, говорит, что шутовская роль Дон-Жуана написана с него. Теперь во дворе все смеются над маркизом. Архиепископ добивается нужного эффекта: Одноглазый в ярости.

Мольера всюду преследуют неприятности и потери: Мадлена умирает, Арманда уходит из дома, его произведения становятся невостребованными. Драматург понимает, что все его неудачи – месть священников за пьесу «Тартюф».

Действие четвёртое

Муаррон возвращается к приёмному отцу, признаётся в своём подлом поступке и просит простить его. Мольер прощает, потому что считает главной причиной травли своё произведение, а не донос сына. Он называет своего бывшего покровителя Людовика тираном, идолом. Всю жизнь он боялся, как бы король «не раздавил его». Но тот всё же раздавил: запретил ставить какие-либо серьёзные произведения, играть можно только комедии, чтобы актёры не умерли с голоду. Самому Мольеру запрещено отныне появляться при дворе.

Лагранж чувствует свою вину в происходящем: это от него Муаррон узнал о тайне Мольера. Он набрасывается на молодого человека и хочет задушить его. Мольер и Бутон удерживают его. Захария Муаррон готов искупить свою вину и сразиться с Одноглазым вместо приёмного отца. Мольер простил сына, Лагранж считает, что отец слишком мягок с ним. Лагранж и Муаррон уходят караулить дом Мольера.

Очередной спектакль на сцене Пале-Рояль. В зале много королевских мушкетёров. Бутон опасается за жизнь хозяина и предлагает ему бежать. Мольер решает доиграть свою роль, где он должен изображать больного, а потом скрыться через тайный ход и уехать в Англию. Одноглазый тоже находится в театре. Он собирается расправиться с Мольером после представления.

Мольер выходит на сцену, но неожиданно падает в нелепой позе и умирает от сердечного приступа. Зрители покидают зал. Лагранж записывает в своём регистре, что Мольера погубили чёрная Кабала и опала короля.

Поделиться с друзьями
Марьям Оздоева

13 лет преподаю в школе русский язык и литературу. Своей главной задачей считаю воспитание думающих читателей, для которых чтение – это не тяжёлая повинность, а удовольствие.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий