Краткое содержание повести «Чудак из шестого «Б»» (В. К. Железников)

Краткое содержание повести Краткое содержание

Всем интересующимся детской психологией и просто книгами про детей будет полезно читать краткое содержание повести «Чудак из шестого «Б»» — поучительного произведения В. К. Железникова о простом советском мальчике. Книга вышла в свет более полувека назад, но затронутые в ней темы актуальны и в наше время.

Назначение главного героя вожатым над октябрятами развивает в нем чувство ответственности, способствует взрослению мальчика и развитию у него положительных человеческих качеств.

Главные герои

Боря Збандуто — обычный шестиклассник, назначенный вожатым во второй класс. Под влиянием общения с малышами Боря невольно обращает внимание на собственные недостатки и старается их исправить.

Сашка Смолин — одноклассник и лучший друг Бори, который сначала насмехался над «должностью» товарища, а потом и сам захотел стать вожатым.

Нина — девочка из второго «А», сильнее всех остальных малышей привязавшаяся к вожатому.

Леонид Сергеевич — тренер по фигурному катанию; одинокий человек, потерявший жену во время войны. Леонид Сергеевич хорошо разбирается в людях и понимает, что искренняя любовь детей к Боре намного важнее еще не искорененных до конца недостатков вожатого.

Наташа — пионервожатая; строгая, беспринципная, «политически подкованная» девушка, которая на самом деле не умеет воспитывать детей.

Краткое содержание

Борю Збандуто назначили вожатым над второклассниками. Весь класс, в том числе его лучший друг Сашка Смолин, со смехом встретил это назначение. Боря считался легкомысленным безответственным человеком, которому нельзя доверить такое серьезное дело. Мама мальчика сказала, что работа вожатым налагает большую ответственность. Соседка Ольга Андреевна засомневалась, сможет ли мальчик чему-нибудь научить малышей, ведь он сам имеет большое количество недостатков. Збандуто с уверенностью заявил, что начал исправляться.

Вскоре пришел Сашка. Мальчики помирились и отправились играть в футбол.

Через несколько дней в шестой «Б» пришли две маленькие девочки. Боря сразу же догадался, что это его подопечные. Он пообещал зайти к ним после уроков.

Готовясь к встрече с октябрятами, Боря написал торжественную речь. После занятий он пришел в класс к малышам и кое-как, запинаясь и сбиваясь на шепот, прочитал свою речь. Мальчик сам понял, насколько неуместными были его высокопарные слова.

Затем Збандуто предложил октябрятам познакомиться. Каждый ребенок вставал из-за парты и называл свое имя. Боря, естественно, никого не смог запомнить. Шестиклассник уже начинал понимать, что быть вожатым — непростая задача, к которой он был совершенно не готов.

Боря стал избегать новых встреч с второклашками. Девочка по имени Нина сама пришла к нему и попросила помочь с арифметикой. Боря сгоряча согласился позаниматься с ней после уроков.

В этот день должен был состояться важный футбольный матч между шестиклассниками. Боря решил, что футбол гораздо важнее работы вожатым. Команда класса Збандуто вела со счетом 15:10. По уговору победа присуждалась за 20 голов. Боря вспомнил о Нине и покинул поле, не сомневаясь в том, что одноклассники доведут игру до победного конца.

Нина уже давно сидела в классе одна и ждала вожатого. Она показала арифметические примеры, которые не могла решить. Боря не отличался широкими познаниями и сам просидел над примерами больше часа, но все же справился со всеми заданиями.

Збандуто проводил девочку до дома. Ему уже начинало нравиться заботиться о малышах. Радостное настроение Бори испортил Сашка, встретивший его возле дома. Он был очень зол и заявил, что из-за «предательства» друга команда проиграла матч.

На следующий день пионервожатая Наташа поинтересовалась успехами Збандуто. Боря рассказал о том, как помог Нине с примерами. Наташа посоветовала ему расширить работу и организовать танцевальный кружок.

Боря сводил второклашек в ГУМ, где они все сфотографировались. Эти фотографии он наклеил в тетрадь и под каждой подписал фамилию ребенка.

В выходной день Збандуто повел детей в бассейн с намерением записать их в кружок по плаванию. Тренер приказал всем раздеться, внимательно осмотрел малышей и заявил, что может взять в кружок лишь одну девочку — Зину Босину.

Второклассники крепко привязались к своему вожатому и прибегали к нему на переменах и после уроков. Из-за этого Боря даже поссорился с Сашкой, который издевался над другом, связавшимся с малышами.

Приближался день рождения мамы Бори. Папа уехал в командировку и выдал сыну три рубля на подарок. Одного рубля уже не хватало. Мальчик потратил его на пирожки, когда водил второклашек в ГУМ.

Боря все же пошел выбирать подарок подешевле и по дороге в магазин встретил Нину с отцом — Иннокентием Иннокентьевичем. Мужчина пригласил вожатого дочери в кино. Мальчик согласился и был вынужден потратить еще рубль на билет и мороженое. Затем Иннокентий Иннокентьевич свозил детей во Внуково, где они с увлечением наблюдали за самолетами.

Оставшегося у Бори рубля явно не хватало на приличный подарок. В день рождения мамы он просто поздравил ее утром. Вскоре позвонил папа, который хотел узнать, что сын подарил матери. Не успев ничего придумать, Боря выпалил, что потратил деньги на мороженое. Затем он притворился, что ничего не может расслышать и бросил трубку.

Вечером Збандуто позвонил Нине. На звонок ответил Иннокентий Иннокентьевич и пригласил вожатого в гости.

Иннокентий Иннокентьевич показал Боре свою большую коллекцию эмблем от разных автомобилей и подарил ему пять штук. Затем он попросил мальчика присмотреть за Ниной и объяснил, что он вместе с женой скоро уедет в командировку в Африку. Боря вспомнил про потраченные деньги на подарок и заявил, что не может этого обещать.

С наступлением зимы Боря решил записать своих подопечных в кружок по фигурному катанию. Гена Симагин не смог пойти на каток, потому что вместе с матерью чистил снег. Вожатый нашел выход и повел малышей на помощь однокласснику.

Быстро закончив работу, дети во главе с вожатым побежали на каток. Запись в кружок уже была прекращена, но тренер по фигурному катанию сжалился над малышами и сказал, что будет заниматься с ними сверхурочно.

Сашка Смолин тоже вызвался стать вожатым и был назначен Наташей во второй «Б». Вскоре он заявил Боре, что его малыши лучше и показал журналы с отметками. У второго «Б» действительно успеваемость была выше, чем у второго «А».

После отъезда родителей Нины в Африку Боря стал за ней присматривать: будил по утрам, отводил в школу и провожал обратно, помогал с домашними заданиями. Девочка жила с бабушкой, но пожилая женщина часто хворала и сама нуждалась в присмотре.

Однажды Боря, как обычно, зашел за Ниной и узнал, что бабушка настолько разболелась, что даже не может встать с постели. Мальчик сходил за хлебом, приготовил завтрак и накормил девочку. Придя в школу, он рассказал обо всем второклассникам и предложил им оказать посильную помощь.

После уроков все малыши пришли к Нине. Боря разделил их на несколько групп и отправил с разными поручениями: за сахаром, крупой и за доктором.

Врач сказал, что бабушка должна соблюдать постельный режим и диету. Боря и малыши стали за ней ухаживать.

Сашка вызвал Борю на «соревнование по учебе и чистоте» между двумя классами. Збандуто принял вызов и рассказал об этом малышам. Дети единогласно заявили, что не подведут своего «наставника». О соревновании узнала Наташа и потребовала, чтобы оба вожатых в первую очередь занялись исправлением собственных недостатков.

Однажды Боря случайно встретил на улице тренера по фигурному катанию Леонида Сергеевича, который имел очень печальный вид. Тренер пригласил мальчика в гости и рассказал о своей жизни. До войны он выступал вместе со своей женой в парном катании. Они одержали немало побед в спортивных состязаниях и имели множество наград. Жена погибла на фронте. С тех пор Леонид Сергеевич живет один.

Боря предложил тренеру вступить в их «октябрятскую организацию», надеясь, что малыши скрасят его одиночество.

 На следующий день учительница попросила Борю посидеть вместо нее на контрольной у второго «А» и проследить за дисциплиной. Заметив, что его подопечные не справляются, мальчик пустил по рядам листок с правильными ответами. В итоге по результатам контрольной класс Збандуто опередил класс Смолина.

Боря гордился победой, но не смог удержаться и признался другу, что помог своим малышам. Сашка обиделся, назвал Борю обманщиком и рассказал об этом Наташе. Та сняла Збандуто с должности вожатого и заявила, что его низкий поступок будет разбираться на сборе пионерского отряда.

Вечером к Боре заглянул Леонид Сергеевич и сразу же заметил, что мальчик чем-то расстроен. Вскоре пришла Наташа, чтобы поговорить с родителями обманщика. Мамы не было дома, поэтому пионервожатая обсудила поступок Бори с тренером. Мальчик ушел к соседке, но через тонкую стену слышал весь разговор.

Леонид Сергеевич осудил обман с контрольной, но добавил, что Борю можно простить. Он напомнил строгой Наташе, с какой любовью относятся к вожатому малыши. Поступок мальчика легко объяснить тем, что он сам привязался к детям и просто искренне хотел им помочь.

После ухода Наташи тренер сказал Боре, что маме лучше пока ничего не знать о случившемся.

Боря с тревогой ждал разбора своего проступка на сборе пионерского отряда. Вожатым мальчик уже не являлся, но ученики второго «А» по-прежнему прибегали к нему со своими бесхитростными проблемами. Одноклассники были удивлены такой привязанностью малышей и даже не дразнили Збандуто.

Однажды двое второклассников примчались к Боре на перемене и сообщили, что Нину прямо во время урока увезли в больницу. Збандуто сильно встревожился и узнал от учителей, что девочке будут делать операцию по удалению аппендицита.

После уроков вместе со всеми ребятами из второго «А» Боря отправился в больницу. Хирург успокоил мальчика, сказав, что Нина хорошо перенесла операцию, и с ней все будет в порядке. Врач очень удивился, увидев в окно, что перед больницей стояли все одноклассники девочки.

Вечером Боря возвращался назад с малышами и думал о том, что вокруг них ходят по улице и сидят в домах самые разные незнакомые люди, у которых есть свои дети. Все они тоже в какой-то степени переживают за Нину.

Поделиться с друзьями
Владислав Тараненко

Закончил историко-филологический факультет. Восемь лет проработал в театре. Последние три года работаю в интернете, специализируясь на статьях по литературной и исторической тематикам.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий