Краткое содержание рассказа “Уроки французского” (В. Распутин)

Краткое содержание рассказа Краткое содержание

Представляем Вашему вниманию краткое содержание рассказа “Уроки французского” – известного автобиографического произведения В. Распутина. Автор описал собственное непростое детство: столкновение со злобой и несправедливостью, а также встречу с женщиной, чья доброта и поддержка запомнились ему на всю жизнь.

Главные герои

Мальчик – автобиографический образ, одиннадцатилетний ребенок, покинувший родную деревню ради продолжения учебы. Мальчик очень застенчивый, робкий. Его нелюдимость во многом вызвана бедностью и голодом. Способный и жадный к знаниям ученик. Мальчик уже в детстве вступает в суровую борьбу за выживание и проявляет упорство и стремление добиться жизненного успеха.

Лидия Михайловна – классная руководительница и учительница французского языка. Очень добрая и отзывчивая молодая женщина. В отличие от строгого и бездушного директора (да и других учителей) она с сочувствием относится к тяжелому положению главного героя. Сталкиваясь с гордостью голодающего ребенка, Лидия Михайловна находит хитрый способ помочь ему.

Краткое содержание

Главный герой – маленький мальчик, который растет без отца. Кроме него в семье еще двое детей. В послевоенное время жизнь очень тяжела. Люди часто голодают.

В 1948 г. главный герой переезжает из деревни в райцентр, чтобы продолжить школьное обучение в пятом классе. Он считается односельчанами очень умным мальчиком. По их советам мать и решается впервые отпустить сына одного так далеко от дома. В одиннадцать лет начинается его самостоятельная жизнь.

Мальчик учится очень хорошо, получая по всем предметам, за исключением французского языка, одни пятерки. Серьезную проблему для него представляет произношение. Учительница французского Лидия Михайловна, которая одновременно является классной руководительницей, с огромным сожалением наблюдает за бесплодными попытками способного ученика справиться с иностранными звуками.

Главный герой испытывает острую тоску по родному дому. Мать навещает его очень редко. Однажды она приезжает на попутной машине и приходит в ужас от вида сына, который сильно похудел. Мальчик бросается бежать за машиной, когда мать отправляется домой. Женщина хочет взять сына с собой, но тот все же решает остаться.

Тоска главного героя усугубляется постоянным голодом. Мать через знакомого шофера отправляет ему продукты (хлеб и картошку) раз в неделю. По идее, их должно хватать. Однако, мальчик замечает, что еда куда-то бесследно исчезает. Он подозревает в воровстве свою квартирную хозяйку – знакомую матери тетю Надю и ее троих детей.

Получая очередную посылку из деревни, главный герой наедается до отвала. Он уже знает, что через пару дней, как обычно, обнаружит пропажу продуктов.

Мальчик невольно вспоминает деревенскую жизнь. Там голод был не так страшен: дети ловили рыбу, охотились, подкармливались сердобольными соседями. В райцентре мальчик никого не знает, добыть хоть какую-нибудь еду “на стороне” у него не получается.

Однажды сын тети Нади Федя отводит главного героя на окраину райцентра, где несколько детей играют на деньги в “чику”. Мальчик быстро разбирается в правилах азартной игры. Главная задача игроков – перевернуть ударом каменной шайбы монеты на “орла”. В этом случае они становятся выигрышем.

Победителем чаще всего оказывается мальчик из седьмого класса по имени Вадик. Наблюдая за его обдуманными действиями, главный герой убеждается, что мог бы играть не хуже. В деревне он часто играл в “бабки” и отличался хорошим глазомером и выверенным броском.

Мальчику не терпится самому принять участие в игре. Вместе с продуктами мать присылает ему каждую неделю пять рублей. На эти деньги главный герой покупает молоко, которое ему нужно пить от малокровия. Он решает пожертвовать этими деньгами в надежде на выигрыш.

Первые попытки оказываются неудачными. Мальчик проигрывает треть денег, но чувствует, что начинает играть все лучше и лучше. Вечерами он в одиночку тренируется, отрабатывая бросок шайбы.

Однажды главный герой впервые остается в выигрыше, и с этого дня удача неизменно ему сопутствует. Каждый день мальчик выигрывает рубль и тут же выходит из игры. Именно столько стоит пол-литровая баночка молока.

Вадика и его приятеля Птаху начинает раздражать чересчур удачливый игрок. Однажды они запрещают ему уйти сразу же после выигрыша очередного рубля и приказывают продолжать игру. Мальчик не понимает, что ему нужно действовать осторожнее. Он, как и прежде, часто забирает все “кассу”.

Во время очередной игры Вадик и Птаха сначала откровенно жульничают, а затем внезапно начинают избивать главного героя. Бьют его очень жестоко, затем прогоняют и запрещают принимать участие в игре.

На следующий день Лидия Михайловна сразу же замечает следы побоев на лице мальчика. Одноклассник Тишкин ябедничает, что его избили во время запрещенной игры на деньги. За это легко могут исключить из школы

Лидия Михайловна оставляет мальчика для разговора после уроков. Она с изумлением узнает, что выигранные деньги он тратит на молоко. Женщина уже давно заметила, что самый способный ученик очень худой и одет хуже всех ребят. Она только сейчас понимает, насколько ему тяжело. Лидия Михайловна просит главного героя прекратить азартную игру.

Мальчик дает учительнице обещание, но его мучает голод. Последняя посылка от матери приходила давно. Главному герою совершенно нечего есть. В отчаянии он вновь идет к Вадику и Птахе. Его встречают с явным недоброжелательством, но допускают к игре.

Мальчик старается не “зарываться”, ограничиваясь самым мелким выигрышем, достаточным для покупки хлеба. Тем не менее, на четвертый день его вновь избивают. Лидия Михайловна очень огорчена. Она назначает главному герою дополнительные занятия по французскому.

Мальчик вынужден каждый день оставаться после уроков и заниматься с учительницей французским произношением. Вскоре Лидия Михайловна переносит эти занятия к себе на дом. Главный герой чувствует себя очень неловко на квартире классной руководительницы. Он наотрез отказывается оставаться на ужин.

Однажды мальчику в школу приходит посылка. В ней он находит макароны и сахар, которые не могла послать мать из деревни. Мальчик догадывается, что это сделала Лидия Михайловна. Он относит посылку учительнице и заявляет, что ему ничего не нужно.

Дополнительные занятия французским продолжаются по-прежнему. Главный герой добивается значительных успехов.

Однажды Лидия Михайловна как бы невзначай заводит разговор об игре на деньги. Она рассказывает, что в детстве сама играла в “пристенок”, объясняет мальчику правила и предлагает сыграть “понарошку”. Растерянный ученик неуверенно соглашается. Когда он осваивает игру, учительница объявляет, что играть нужно на деньги, иначе неинтересно.

Лидия Михайловна хитрит: сначала она пытается подыгрывать сопернику, затем откровенно жульничает, чем возбуждает в главном герое неподдельный интерес и азарт. Мальчик полностью осваивает новую игру и каждый день уходит с выигрышем. Он вновь начинает покупать себе молоко.

Однажды к Лидии Михайловне заходит директор школы и застает ее увлеченной игрой на деньги с учеником. Он даже не знает, как выразить своей гнев, называя такой поступок учительницы “преступлением”, “растлением” и “совращением”.

Поделиться с друзьями
Владислав Тараненко

Закончил историко-филологический факультет. Восемь лет проработал в театре. Последние три года работаю в интернете, специализируясь на статьях по литературной и исторической тематикам.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий