Краткое содержание романа «Обрыв» (И. А. Гончаров)

Краткое содержание романа Краткое содержание

Ценителям русской классической литературы рекомендуем читать краткое содержание романа «Обрыв» – заключительной части своеобразной трилогии И. А. Гончарова. В этом произведении писатель изобразил переломный этап в развитии России (40-е гг. XIX века), который считал «эпохой пробуждения».

Главные герои

Борис Павлович Райский – человек среднего возраста (около 35 лет), живущий в Петербурге и до сих пор не определившийся в жизни. Райский не служит, пробует свои силы в искусстве. Это художник в широком смысле этого слова, поклонник красоты и страсти.

Татьяна Марковна Бережкова – двоюродная бабушка Райского, управляющая его родовым имением; крепкая хозяйственная женщина, обладающая большой житейской мудростью.

Вера Васильевна – старшая внучка Бережковой; замкнутая в себе, свободолюбивая девушка, попавшая на «распутье» между «старой правдой» бабушки и «новой правдой» Волохова.

Марфа Васильевна (Марфенька) – младшая сестра Веры; наивная и простодушная девушка.

Марк Волохов – представитель безнравственного «нового поколения», атеист и нигилист, находящийся под надзором полиции.

Леонтий Козлов – студенческий приятель Райского; простой учитель, полностью погруженный в науку и книги.

Иван Иванович Тушин – помещик, влюбленный в Веру; очень сильный мужчина, преуспевающий хозяин.

Краткое содержание

Часть первая

I

В Петербурге в одной квартире сидят и беседуют Борис Павлович Райский и Иван Иванович Аянов. Взглянув на часы, приятели собираются и вместе выходят на улицу, где продолжают беседу. Они спорят о своих увлечениях: Аянов обожает играть в карты; Райский борется со скукой, общаясь с женщинами.

В настоящий момент Райский увлечен красавицей вдовой Софьей Николаевной Беловодовой, но даже не имеет намерения жениться на ней. Аянов не может понять этого бесцельного преклонения перед красотой.

II

Приятели приходят в гости к Беловодовой. Вдова живет с двумя пожилыми тетками (Надеждой Васильевной и Анной Васильевной) и отцом – Николаем Васильевичем Пахотиным.

III

Райский принадлежал к старинному роду и приходился дальним родственником Пахотиным. Он рано осиротел и воспитывался опекуном и своей двоюродной бабушкой в родовом имении.

Однажды Райский увидел Софью и захотел с ней познакомиться. Через ее отца он был введен в дом Пахотиных и стал частым гостем семьи. Райского привлекают красота, спокойствие и невозмутимость молодой прекрасной женщины.

IV

Аянов усаживается за карточную игру с тетушками. Райский и Беловодова переходят в другую комнату и заводят беседу.

Райский, как обычно, упрекает красавицу в ее «олимпийском спокойствии». Он горячо призывает ее познать жизнь, задуматься над человеческими чувствами, ощущениями и страданиями. Райский говорит, что нужно непременно любить, забыть о строгих правилах, которых строго придерживаются тетушки.

V

Покинув дом Пахотиных, приятели делятся впечатлениями. Аянов доволен карточным выигрышем, Райский – общением с холодной красавицей.

Борис Павлович говорит, что задумал попробовать написать роман. Перед началом этой работы ему только нужно закончить портрет Софьи Николаевны.

VI

Райскому было уже более тридцати лет. Даже близкие знакомые до сих пор не могли разобраться, что из себя представляет этот человек. Борису Павловичу была свойственна какая-то чрезмерная нервность и порывистость.

С самого детства Райский испытывал скуку к реальной жизни. Он не мог разобраться в точных науках и обожал читать книги, которые давали волю его фантазии. В мечтах он уносился в далекие страны и совершал разные подвиги.

Еще в гимназии проявился талант Райского в живописи. Однако ему было трудно долго работать над одной картиной. Мальчик мог «загореться» каким-нибудь сюжетом, но совершенно охладевал к нему через пару дней. Он полюбил музыку и захотел сам научиться играть на каком-нибудь инструменте. Однако учеба на скрипке и фортепьяно быстро ему наскучила.

Опекуну Борис однажды заявил, что хочет стать артистом. Обучившись все же игре на фортепьяно, он удивлял слушателей своими незаурядными способностями к импровизации.

VII

 Закончив гимназию, Райский поступил в университет. Перед началом учебы он поехал в оставшееся от матери родовое имение, которым управляла его двоюродная бабушка – Татьяна Марковна Бережкова. Вместе с ней жили внучки: Верочка и Марфенька.

VIII

Бережкова очень обрадовалась приезду Бориса. Она сразу же повела молодого человека осматривать хозяйство и представлять его крестьянам.

IX

К Татьяне Марковне каждый день приходил в гости Тит Никоныч Ватутин – пожилой благовоспитанный человек. Ходил слух, что в молодости Бережкова и Ватутин любили друг друга, но родители были против их брака.

X

Райский неохотно слушал доклады Татьяны Марковны о том, как она ведет хозяйство в его имении. Гораздо больше ему нравилось бегать на обрыв над Волгой, играть с девочками, рисовать.

Выпросив у Татьяны Марковны ключ от заброшенного господского дома, Борис нашел в нем прекрасную библиотеку и надолго погрузился в чтение, предаваясь, как обычно, мечтам.

XI

 Однажды Татьяна Марковна повезла Бориса в город, чтобы представить хозяина имения обществу. Они заехали к предводителю палаты Нилу Андреевичу, к Полине Карповне Крицкой, к старикам Молочковым. Борис везде показывал свои способности в музыке и живописи.

XII

Учеба в университете тоже проходила для Райского странным образом. Он не мог заставить себя терпеливо работать над серьезными темами. Борис Павлович увлекался историей, представляя картины прошлого в своем воображении. Он даже начал писать исторический роман, о котором с похвалой отзывались профессора. Однако экзамены Райский сдавал с трудом. Перед окончанием университета он до сих пор не представлял себе, чем займется в будущем.

XIII

Райский поступил на службу юнкером и какое-то время с наслаждением предавался бурной жизни военной молодежи. Вскоре это ему наскучило. Райский перевелся на гражданскую службу, где познакомился с Аяновым. Наконец, работа чиновником ему тоже опротивела. Борис Павлович вышел в отставку и стал посещать художественную академию.

У Райского определенно имелся талант, но он не был готов к напряженной работе. В мечтах он воображал себя великим скульптором или художником. Трудиться же месяцами над одним бюстом или картиной ему было скучно.

XIV

Райский вновь приезжает к Беловодовой и просит ее рассказать подробно о своей жизни. Софья Николаевна вспоминает, что с самого детства ее приучали строго соблюдать принятые в высшем обществе правила приличия. В шестнадцать лет у девочки появился новый учитель – молодой господин Ельнин. Судя по всему, он влюбился в свою ученицу.

Однажды в день своих именин Софья сыграла одну сонату, которую разучила специально для Ельнина. Затем ученица и учитель соприкоснулись руками и слегка покраснели.

На следующий день мать устроила дочери сцену, обвинив ее в неприличном поведении. Ельнин был изгнан из дома.

Дальше Софья Николаевна рассказывает, как ей сделал предложение муж. Семейная жизнь проходила точно так же, «как у всех».

Райский сравнивает Беловодову с канарейкой, всю жизнь прожившей в клетке. Он призывает ее вырваться на свободу и ощутить настоящую страсть.

Взволнованная Софья Николаевна просит Райского уйти. Сразу же после этого отец представляет ей гостя – графа Милари.

XV

Райский возвращается домой, удовлетворенный тем, что, наконец-то, увидел на лице Беловодовой проявление каких-то чувств. Он рассматривает свои неоконченные картины, перебирает литературные наброски и находит рукопись под названием «Наташа». В ней описана личная трагедия Бориса Павловича.

В молодости Райский полюбил бедную девушку по имени Наташа. Какое-то время он был счастлив, но постепенно стал скучать. Наташа любила его ровной безответной любовью, нисколько не напоминающей бурную страсть. Райский мог месяцами не посещать Наташу, но вернувшись к ней, никогда не слышал от девушки упреков.

Наташа тяжело заболела и умерла. В рукописи описаны страдания Райского, который стал косвенным виновником гибели девушки.

Перечитав рукопись, Борис Павлович принимает решение немедленно начать работу над романом. На протяжении нескольких дней он упорно пишет, не забывая при этом встречаться с Беловодовой, которая остается «неприступной» для страстей.

XVI

В начале лета Райский получает два письма: от Татьяны Марковны и от старого товарища по университету Леонтия Козлова. Бабушка настойчиво просит его приехать и взять управление имением в свои руки. Леонтий, случайно забредший в имение, был ласково принят Бережковой и назначен ею смотрителем над библиотекой. Он жалуется другу на некого Марка Волохова, который портит книги. Леонтий тоже зовет Райского в родовое имение.

XVII

Райский напряженно работает над портретом Софьи. Картина давно готова, но в ней нет настоящей жизни. Красавица похожа на бесчувственную статую.

Однажды Райский наносит какие-то едва уловимые штрихи и с изумлением видит, что портрет совершенно преобразился. Софья «ожила».

К Борису Павловича заходит Аянов. Глядя на портрет, он сначала не может узнать Беловодову, а потом предполагает, что она изображена пьяной.

Затем приходит уважаемый Райским художник Кирилов. По его мнению, Борис Павлович нарисовал какую-то «бесстыдницу».

Несмотря на критические отзывы Райский берет картину и везет ее к Софье Николаевне.

XVIII

Беловодова хвалит картину. Райский вновь заговаривает с ней о страсти. Он признается Софье в любви. Женщина холодно говорит, что у него нет никаких надежд.

Райский подозревает, что Софья влюблена в графа Милари. Он открыто спрашивает ее об этом. Беловодова оскорблена бестактностью вопроса. Она уверяет, что не испытывает к графу никаких чувств. При этом Софья напоминает Райскому, что он сам призывал ее отдаться безумной страсти.

Вернувшись домой, Борис Павлович собирает вещи и уезжает в имение к бабушке.

Часть вторая

I

Подъезжая к имению, Райский с радостью смотрит на идиллию деревенской жизни. Он узнает некоторых крестьян, которых не видел много лет.

На крыльце Райский видит молодую девушку, кормящую птиц. Он понимает, что это одна из сестер, и громко окликает ее. Девушка убегает, а навстречу гостю уже выходит бабушка.

Бережкова усаживает внука за стол. Вскоре выходит смущенная Марфенька. Она сперва дичится брата, а затем доверчиво показывает ему свои рисунки. Вторая сестра гостит у попадьи.

II

Татьяна Марковна показывает внуку счета и финансовые отчеты об управлении имением. Тот не хочет даже смотреть на них и говорит, что подарит имение и все хранящиеся в нем богатства (бриллианты, серебро) сестрам. Крепостных мужиков Райский намерен отпустить на волю.

Бабушка поражена беспечностью внука. После долгого спора она соглашается по-прежнему управлять имением, надеясь, что со временем Борис одумается.

III

Райский и Марфенька выходят погулять. Девушка показывает брату свое «хозяйство»: сад, огород, птиц и зверюшек. Борис с восхищением смотрит на сестру и слушает ее наивные разговоры. Марфенька – совершенный ребенок. Она говорит, например, что никого не полюбит и никогда не выйдет замуж без позволения бабушки.

Брат с сестрой подходят к обрыву над Волгой. Райский сбегает вниз, а Марфенька возвращается домой.

IV

Борис Павлович долго бродит по окрестностям, радуясь знакомым с детства местам. Затем он приходит в город с намерением зайти в гости к Козлову.

V

Леонтий Козлов еще в университете жил одной наукой, не обращая никакого внимания на реальную жизнь. Обладая обширными знаниями, Козлов мог стать знаменитым ученым. Однако, к удивлению окружающих, он после окончания учебы хотел устроиться учителем в провинции.

При содействии Райского Козлов получил место учителя в городе, а также стал хранителем его громадной библиотеки в имении.

VI

Леонтий был женат на Ульяне Андреевне, с которой познакомился во время учебы в университете. Нескладный и некрасивый, погруженный в себя Козлов влюбился в симпатичную и бойкую Ульяну и пообещал жениться на ней после устройства на работу. Никто не воспринимал это обещание всерьез, однако девушка после ряда жизненных неудач приняла предложение Леонтия.

VII

Супруги Козловы с радостью встречают гостя. Ульяна нисколько не изменилась. В молодости она заводила романы со многими студентами и сейчас сразу же начинает заигрывать с Райским. Леонтий, как и прежде, ничего не замечает.

VIII

За обедом Козлов и Райский продолжают давний спор, начавшийся еще во времена студенчества. Борис Павлович уверяет, что нужно жить полной жизнью, во всем следовать прогрессу. Леонтий убежден, что следует подражать классическим образцам эпохи Древней Греции и Древнего Рима.

IX

Райский возвращается в имение вечером. Там его дожидаются гости: Полина Карповна и Тит Никоныч. Постаревшая Крицкая откровенно заигрывает с Райским.

Бабушка крайне недовольна внуком, который, только приехав, весь день где-то пропадал.

X

 Райский наслаждается тихой и спокойной провинциальной жизнью. Каждый день он спорит с бабушкой. Бережкова во всем придерживается строгих правил, соблюдая которые, любой человек может «выбиться в люди». Ее поражают свободолюбивые высказывания внука.

XI

Борис Павлович часто гуляет с Марфенькой. По просьбе брата она отводит его в комнату Веры. Райского удивляет скромность и простота обстановки. По комнате невозможно определить склонности и интересы ее хозяйки.

XII

Неожиданно Райский обнаруживает в сельской идиллии проявление сильных страстей. Дворовый человек Савелий женился на молодой крестьянке Марине, которая была «гулящей девкой». Замужество нисколько не повлияло на Марину. Савелий чуть ли не каждый день ловил ее с любовниками и жестоко избивал. Бабушка опасалась, что когда-нибудь он ее убьет.

После очередной сцены с участием Савелия и Марины в имение приезжает Крицкая. Эта стареющая женщина старается окружить себя поклонниками. Ее кокетство крайне неприятно для Райского.

XIII

Райский делает наброски к роману, рисует, ходит по гостям. Его даже начинает забавлять Полина Карповна. В то же время он предчувствует, что скоро все это ему наскучит.

Разговаривая с Марфенькой, Райский убеждается в наивности и чистоте девушки. Она хочет прожить жизнь точно так же, как и бабушка. О любви Марфенька даже не задумывается. Райскому все же удается узнать, что девушке нравится проводить время с одним молодым человеком – Николаем Андреевичем Викентьевым.

XIV

Однажды поздним вечером Райский идет в город к Леонтию. Он замечает человека, который перелезает через забор, а затем громко стучит в окно. Райский предполагает, что это – Марк Волохов. Козлов открывает окно, и оба влезают в комнату.

Борис Павлович знакомится с Марком и с интересом осматривает этого «разбойника» и «изверга». Так называют Волохова местные жители.

После недолгой беседы Райский и Волохов покидают дом Козлова. Борис Павлович приглашает Марка к себе в гости.

XV

Поужинав, Марк просит принести ром и сахар для приготовления пунша. Райский выпивает лишь одну рюмку за компанию. Волохов пьет часто и заметно пьянеет.

Борису Павловичу становится неприятно, но он втягивается в откровенный разговор и составляет определенное представление о «разбойнике». Марк находится под надзором полиции. Он постоянно бросает вызов обществу своим эксцентричным поведением и отвергает все авторитеты.

Волохов тоже оценивает Райского и называет его «неудачником», который никогда не создаст великого произведения.

Райский предлагает Марку оставаться ночевать у него. Глубокой ночью в комнату заходит бабушка и с ужасом узнает от внука, кого он привел в гости.

XVI

Ранним утром Марк вылезает в окно и уходит. Райский уже чувствует нестерпимую скуку. Он бесцельно ходит по дому и неожиданно замечает девушку, стоящую у окна в комнате Веры.

Райский входит и здоровается с сестрой. Его сразу же приводит в восхищение особенная красота Веры, которая совершенно не похожа на Беловодову или Марфеньку.

Вера ведет себя очень сдержанно и неохотно отвечает на пытливые вопросы брата о ее интересах и чувствах. Райский приглашает сестру посмотреть на его рисунки. Пока он ждет Веру в гостиной, заявляется Полина Карповна. Борис Павлович с ненавистью выслушивает глупую болтовню кокетки. Вера заходит ненадолго и лишь бегло просматривает работы брата.

XVII

Райского сильно обижает равнодушие Веры. Он несколько дней «дуется» и не вступает с ней в разговоры. В то же время Борис Павлович понимает, что лишь эта загадочная девушка спасает его от скуки. Он начинает следить за сестрой, пытаясь разобраться в ее характере.

Бабушка хочет женить внука на дочери соседнего помещика. Райский в ответ советует ей выйти замуж за Тита Никоныча.

Однажды в имение приезжает Викентьев. Одновременно с ним приходит Волохов. Райский отправляется в свою комнату, чтобы принять «изверга».

XVIII

Викентьев – неугомонный и простодушный молодой человек. Он и Марфенька ведут себя как дети: бегают, поют, смеются. Бабушка пытается объяснить внучке, что в ее возрасте неприлично так себя вести с мужчиной, но потом с улыбкой разрешает «божьим младенцам» резвиться и шалить.

XIX

В гости к Бережковой приходит известный пьяница – Аким Акимыч Опенкин. Это мелкий чиновник, который исправно ходит на службу, а после работы каждый день напивается. Жалование за него получает жена. Опенкин ходит по домам, где его кормят и дают выпить.

XX

Чтобы рассеять скуку, Райский отправляется в гости к Козлову. Ему никто не открывает. Обойдя дом, Борис Павлович слышит в саду разговор мужчины и женщины. Он догадывается, что это Ульяна с очередным любовником. Райский принимает решение зайти позже, поговорить с женой товарища и наставить ее на «путь добродетели».

Борис Павлович находит убогую избушку, в которой живет Марк. В ходе разговора Волохов высказывает предположение, что его гость влюблен в Веру, но не может добиться ответного чувства. Он предлагает поспорить на триста рублей, что через две недели Райский будет сходить с ума от любви к сестре. Если же Вера сама полюбит брата, Марк готов отдать вдвое большую сумму.

XXI

Однажды бабушка с Марфенькой уезжают по делам. Райский долго ищет Веру, но никак не может ее найти. Случайно он замечает ее сидящей на лавочке.

Вера говорит, что давно хочет побеседовать с братом. Она упрекает его в преследовании и попытках ограничить ее свободу. Вера согласна на дружбу, но Райский не должен следить за ней и навязываться с разговорами.

XXII

Райский четко следует указаниям сестры, стараясь не обращать на нее внимания. Спустя несколько дней Вера сама предлагает ему прогуляться вместе. Она высказывает мысли, совершенно несвойственные провинциальной девушке: о свободе, независимости, равноправии.

Борис Павлович очарован сочетанием красоты и мудрости в своей сестре. Он со стыдом вспоминает свое желание «развить» Веру.

Часть третья

I

Райский понимает, что Вера – очень умная девушка с вполне сложившимися понятиями, вкусами и предпочтениями. Она не допустит его грубого вмешательства в ее личную жизнь. При этом Борис Павлович хочет стать ее «наставником» и помочь избежать ошибок. Он подозревает, что Вера в кого-то влюблена.

Райский действительно оставляет Веру в покое. Чтобы не думать о ней, он находит себе разные занятия: осматривает с бабушкой хозяйство, рыбачит с Марком, охотится.

II

Бабушка приглашает в имение гостей из города во главе с многоуважаемым Нилом Андреичем. За обедом он, намекая на Райского, говорит о распущенности современной молодежи, которую необходимо время от времени «пожурить».

Последней приходит Полина Карповна. Нил Андреич откровенно насмехается над стареющей кокеткой. Оскорбленная Крицкая в слезах уходит.

Райский уже не может сдерживать гнев. Он обвиняет Нила Андреича в оскорблении женщины и напоминает ему о собственных грехах (взяточничество, казнокрадство).

Бережкова поначалу пытается успокоить внука, а затем поддерживает его и выгоняет Нила Андреича из дома. Вера также одобряет смелый поступок брата и целует его в щеку.

III

О случившемся за обедом в имении сразу же становится известно всему городу. Авторитет Нила Андреича полностью подорван.

Со времени предложенного Марком пари уже прошло две недели. Райский думает, что одержал победу. Он не чувствует себя влюбленным в Веру, но не может ограничиться установившимися с нею дружескими отношениями. Сестра по-прежнему не делится с ним никакими заветными мыслями и секретами.

IV

Проходит еще две недели. Райский собирается обратно в Петербург. Он заходит к Козлову и застает там Волохова. Марк с уверенностью утверждает, что Райский влюблен в Веру, и требует триста рублей. Он нисколько не верит в его отъезд.

V

Райский идет к Вере, настраиваясь на прощальный разговор. Заходя в комнату, он замечает, что сестра пишет письмо на синей бумаге. Увидев брата, Вера прячет письмо в карман.

Борис Павлович просит показать письмо. Вера передает ему листок. Это послание от Крицкой. Она просит Веру уговорить брата написать ее портрет. Райский согласен сделать это при двух условиях: во время сеансов будет присутствовать Вера; сестра должна дать ему посмотреть другое письмо.

После некоторых колебаний Вера дает Райскому еще одно письмо. Оно адресовано Наташе – жене священника. Вера описывает подруге приезд брата и его поведение.

Прочитав письмо, Райский замечает, что оно написано на белой бумаге. Пока он читал, Вера незаметно ушла.

VI

Загадочное «письмо на синей бумаге» не дает Райскому покоя. Он подозревает, что Вера с кем-то переписывается или встречается, и вновь начинает следить за ней. Сестра часто уходит из дома на весь день, но никто не знает куда.

Однажды вечером Райский случайно сталкивается с Верой в саду. Сестра равнодушно замечает, что «письмо на синей бумаге» было от попадьи. Борис Павлович сразу же успокаивается, но на следующий день понимает, что Вера его обманула.

VII

Вера приводит к брату Крицкую. Райский, с трудом скрывая злобу, начинает писать ее портрет. Он вновь откладывает свой отъезд в надежде разгадать тайну Веру и установить с ней более близкие отношения.

VIII

Райский приходит к Вере в комнату и пытается выяснить, любит ли она кого-нибудь. Сестра признается, что действительно влюблена, но отказывается назвать имя своего избранника. Она советует брату немедленно уезжать из имения.

IX

Откровенный разговор брата с сестрой прерывает служанка, которая докладывает, что пришел Волохов. Райский уходит к нему. Марк рассказывает, что давал местной молодежи почитать запрещенные книги. Об этом узнало начальство. Волохов был подвергнут допросу, на котором сказал, что брал книги у Райского. Марк просит, чтобы Борис Павлович подтвердил это.

Райский уезжает к губернатору. На следующий день он узнает, что Вера ранним утром уехала за Волгу в гости к Наташе.

X

Внезапный отъезд Веры приводит Райского в уныние. Он думает только о сестре и ее тайне. Райский пытается хоть что-нибудь выяснить у бабушки и намекает, что, возможно, Вера влюбилась. Сама мысль об этом пугает Бережкову. Она говорит внуку, что единственный возможный кандидат в возлюбленные Веры – лесничий.

XI

В имение приезжает Крицкая и увозит Райского к себе домой. Борис Павлович только сейчас понимает, что ее главная цель – простое кокетство. Крицкая хочет, чтобы весь город говорил о ее вымышленных любовных победах.

По просьбе Райского Полина Карповна отвозит его к Козлову.

XII

Райского с радостью встречает Ульяна Андреевна. Мужа нет дома. Женщина беззастенчиво заигрывает с гостем, напоминая о «шалостях» в молодости. Борис Павлович пытается сопротивляться, говорит о верности и долге, но в конце концов уступает и отвечает на страстный поцелуй.

XIII

Проходит несколько дней. Однажды в сильную грозу Райский выходит на прогулку. Заблудившись в пелене дождя, он случайно сталкивается с экипажем, в котором Вера со служанкой возвращаются домой. Лошадьми правит лесничий – Иван Иванович Тушин. Это очень крепкий и красивый мужчина.

Райский усаживается в экипаж и вместе со всеми возвращается в дом. Он с нескрываемым любопытством приглядывается к Тушину, предполагая в нем избранника Веры.

XIV

Тушин три дня гостит в имении Бережковой. Райский замечает, с каким благоговейным трепетом он относится к Вере. Судя по всему, сестра считает его просто хорошим другом.

Райский пытается выяснить у Веры, не является ли лесничий ее возлюбленным. Девушка с улыбкой отвечает, что, возможно, выйдет за Тушина замуж. Борис Павлович видит, что сестра счастлива, пребывает в каком-то «экстазе», но Ивана Ивановича она явно не любит.

XV

 Райский делится своими опасениями насчет «экстаза» Веры с бабушкой. Та принимает меры: заставляет внучек по вечерам читать ей вслух скучный нравоучительный роман.

XVI

В последний вечер «поучительного» чтения Викентьев отводит Марфеньку в сад послушать пение соловья и признается ей в любви. После этого он сразу же отправляется в город получить от матери благословение на свадьбу.

Невинная Марфенька напугана «грехом». Она обо всем рассказывает «на ушко» бабушке.

XVII

Мать Викентьева, Марья Егоровна, для «порядка» пытается «образумить» сына. На самом деле она и Бережкова уже давно поговаривали о свадьбе Николая Андреевича и Марфеньки.

XVIII

Марья Егоровна вместе с сыном приезжает к Татьяне Марковне. Начав обряд сватовства по «старым обычаям», женщины вскоре отбрасывают соблюдение традиций и приходят к полному согласию. Викентьев и Марфенька торжественно объявляются женихом и невестой.

XIX

В имении полным ходом идут приготовления к свадьбе, которая назначена на осень. В охватившей всех радостной суматохе не принимают участия только Райский и Вера.

XX

Узнав от Веры, что она вместе с Тушиным, священником и его женой собираются отдохнуть на острове, Райский тоже незаметно переправляется через Волгу на лодке. Осторожно разыскивая компанию, он замечает Ульяну Андреевну с очередным любовником – учителем-французом Шарлем. Затем Райский сталкивается с Волоховым, который догадывается, кого он ищет и вновь требует триста рублей.

Марк насмешливо окликает жену Козлова и Шарля. Вместе с ними Райский возвращается обратно.

XXI

На следующее утро все члены семьи, включая Викентьева, собираются вместе и рассказывают друг другу виденные ночью сны.

XXII

Вечером Райский выходит прогуляться в сад. Внезапно растворяется окно в старом доме, и раздается голос Веры. Она в темноте принимает брата за кого-то другого и назначает на завтра встречу.

На следующее утро Райский приглашает Веру прогуляться. Он проговаривается, что вчера узнал ее тайну. Сестра признается, что любит одного человека, но по-прежнему скрывает его имя.

Вдалеке слышится выстрел – сигнал для Веры. Девушка быстро уходит, строго запрещая Райскому следить за ней.

XXIII

Вера идет на свидание с Волоховым. Они случайно познакомились уже давно, когда Марк воровал яблоки в саду Бережковой.

Часть четвертая

I

Вера и Марк встречаются в уединенной беседке. Между ними возобновляется давний спор. Девушка мечтает о семейном счастье с любимым. Она пытается примирить Марка с обществом, заставить его отказаться от бессмысленной борьбы с властью, авторитетами и т. д.

Волохов жаждет физической близости. Он с отвращением относится к семейному «гнезду», которое противоречит его представлениям о свободе.

Влюбленные расстаются, так ни о чем и не договорившись.

II

Несколько дней Вера и Марк не встречаются. Райский замечает, что сестра успокоилась и часто ходит молиться в часовню. Однажды, когда он провожает Веру домой, со стороны обрыва раздается выстрел. Взволнованная девушка бросается на встречу с любимым. Уговоры Райского не могут ее остановить.

III

Вечером Вера говорит брату, что собирается на некоторое время вновь уехать за Волгу в гости к Наташе.

IV

После отъезда Веры Райский с новыми силами берется за свой роман. Он почти не спит, ведет себя очень странно: то смеется, то плачет. Даже слуги начинают догадываться о его чувствах к Вере.

V

Райский и Вера ведут дружескую переписку. В одном из писем сестра просит брата оказать помощь одному несчастному «изгнаннику». Деньги и теплую одежду нужно послать на имя какой-то дьячихи.

Райский выполняет просьбу Веры и вновь собирается уехать из имения. Перед отъездом он специально отправляется вместе с губернатором в инспекционную поездку по губернии, чтобы ничто не напоминало ему о сестре и ее тайне. Вера написала, что заедет домой на день, а потом опять уедет за Волгу.

VI

Вернувшись из поездки, Райский узнает, что Козлов очень опасно болен. Ульяна Андреевна сбежала из дома с Шарлем. Бережкова предлагает внуку перевезти товарища в имение.

Райский идет к Леонтию и встречает там Волохова, который ухаживал за больным. Козлов соглашается спустя какое-то время переехать к Бережковой. Он надеется, что жена еще вернется.

VII

Вернувшись от Козлова, Райский читает письмо от Аянова. Тот пишет о громком скандале, связанном с Беловодовой и графом Милари. В обществе говорят о совершенном Софьей Николаевной «ложном шаге». Суть в том, что она всего лишь ответила на записку Милари. Тетки Беловодовой никого не принимают и собираются вместе с племянницей поехать за границу.

VIII

Поздним вечером Райский выходит в сад, где неожиданно встречает Веру. Сестра находится в лихорадочном состоянии: она куда-то порывается, смеется. Вера говорит, что по совету брата отдалась страсти, а теперь не знает, что ей делать.

Райский пытается успокоить девушку и отводит ее в дом.

IX

На следующий день Райский и Вера вместе идут в город для покупок к свадьбе Марфеньки. Сестра явно пытается скрыть свое болезненное состояние за разговорами. Она обещает брату через несколько дней признаться в мучающем ее горе.

Вечером Райский находит Веру в церкви и провожает ее домой. Девушка просит брата ни за что не отпускать ее, если со стороны обрыва вновь раздастся выстрел.

X

Все в имении готовятся к празднованию дня рождения Марфеньки. После праздника она собирается вместе с женихом и его матерью уехать на две недели. Райский надеется, что семейные хлопоты помогут Вере побороть страсть.

XI

За два дня до праздника Вера в задумчивости сидит в своей комнате и вдруг слышит выстрел. Поспешно одевшись, она бежит к обрыву. Сестру останавливает Райский и силой усаживает ее на скамейку. Вера умоляет брата отпустить ее, уверяя, что это свидание с «волком» будет последним.

Райский крепко держит Веру и уговаривает ее вернуться домой. Раздается еще два выстрела. Отчаявшись переубедить сестру, Борис Павлович сам помогает ей спуститься с обрыва. Веру просит брата дождаться ее возвращения.

XII

Вера и Марк встречаются в беседке. Между ними сразу вспыхивает давний спор. Девушка зовет любимого пойти вместе с ней к бабушке и начать новую счастливую семейную жизнь. Волохов презирает «бессрочную» любовь. Он не желает ограничивать свою свободу браком и давать какие-либо обещания.

Влюбленные признают, что им лучше расстаться навсегда. Марк провожает Веру до подъема на обрыв. Уходя, он в последний раз оборачивается. Девушка тоскливо вскрикивает: «Марк, прощай!». Волохов бежит обратно, берет Веру на руки и, словно «зверь добычу», уносит ее обратно в беседку.

XIII

Райский в нетерпении ждет сестру больше двух часов. Наконец, борясь с мучительным стыдом, он спускается с обрыва и осторожно пробирается к беседке, намереваясь проследить, с кем встречается Вера.

XIV

Став свидетелем «падения» Веры, Райский со злобой взбирается на обрыв. Он испытывает лютую ненависть к этой «самке», избранником которой стал «безбожник» и «разбойник».

Райский не спит всю ночь. Ранним утром он берет у садовника два букета цветов. Один букет, предназначенный для именинницы, он ставит на стол в комнате Веры; со вторым ждет ее возвращения перед домом.

Вера, не замечая спрятавшегося Райского, проходит в дом и в изнеможении ложится на диван. Внезапно в ее окно влетает букет померанцевых цветов (символ девичьей невинности). Выглянув в окно, девушка видит уходящего брата и теряет сознание.

Часть пятая

I

 Марфенька просыпается в день своего рождения и видит в комнате множество подарков. Бабушка застает внучку за примеркой драгоценностей и посылает ее за Верой.

II

Придя в себя, Вера ложится в постель и засыпает тяжким сном. Ее будит стук в дверь сестры. Счастливая Марфенька сразу же замечает, что Вера выглядит очень плохо.

Вера дарит имениннице оба букета и говорит, что придет попозже.

III

Райский возвращается домой и тоже ложится спать. Проснувшись, он сразу же идет к Вере просить прощения за свою глупую выходку с букетом.

Вера описывает брату всю историю своих отношений с Волоховым и просит его рассказать обо всем, включая «падение» в беседке, бабушке.

IV

Татьяна Марковна сама приходит к Вере. Та находит в себе силы встать и поговорить с бабушкой. Вера предупреждает, что чувствует себя неважно и вряд ли выйдет к гостям.

Во время праздничного застолья Вера неожиданно приходит, стараясь скрыть свой больной вид. Бабушка и Тушин догадываются, что с ней произошла какая-то беда.

V

Вера и Тушин вдвоем выходят в сад, чтобы поговорить. Иван Иванович признается Вере в любви и делает ей предложение. В ответ девушка рассказывает ему о том, что случилось, называя имя виновника своего «падения».

Тушин тяжело переживает постигший его удар. Он ни в чем не обвиняет Веру, называя произошедшую с ней трагедию «ошибкой».

VI

Вера действительно жестоко ошиблась, надеясь доказать Марку всю ложность его идей всеобщего отрицания. Полюбив «бунтаря», она искренно верила, что сумеет своей любовью вернуть его на «истинный путь».

VII

На следующий вечер Райский, с трудом подбирая слова, рассказывает Татьяне Марковне о трагедии. Бабушка буквально каменеет от горя, считая, что внучку поразила беда по ее вине: «Мой грех!».

Бережкова три дня, как «полоумная», ходит по окрестностям имения, стараясь пережить горе. Она ни с кем не разговаривает и ничего не ест. Райский со страхом наблюдает за бабушкой.

Узнав о реакции Татьяны Марковны, несчастная Вера чувствует себя еще хуже. У нее начинается лихорадка, сопровождающаяся бредом. Ухаживать за подругой приезжает Наташа.

VIII

На четвертый день Бережкова находит в себе силы вернуться к жизни. Она сразу же идет к бедной внучке, чтобы заменить собой Наташу. Придя в сознание, Вера замечает бабушку и в слезах кается перед ней в своем грехе.

IX

Проходит несколько дней. Татьяна Марковна и Вера стараются как можно скорее забыть о трагедии. Большую поддержу им оказывает Райский, ставший для обеих женщин преданным другом. Несмотря на все их усилия в доме по-прежнему царит тяжелая атмосфера.

X

Однажды по просьбе Бережковой приезжает Тит Никоныч. После продолжительной беседы он поспешно покидает имение.

Ночью Татьяна Марковна приходит к Вере и признается в своем грехе, совершенном в молодости. Это признание в горьком опыте как бы уравнивает бабушку и внучку, делает их «подругами по несчастью».

XI

Из поездки возвращаются жених с невестой. Марфенька сразу же замечает, что вся обстановка в доме резко переменилась. Ей и Викентьеву тяжело находиться среди людей, которых гнетет какое-то горе. Вскоре молодые люди вновь уезжают.

В имение наконец-то переселяется Козлов, который так и не может забыть сбежавшую жену.

XII

У Веры уже давно хранится так и нераспечатанное письмо от Марка. Ей приходит еще одно послание. Вера решает сразу же прочитать оба.

В первом письме Волохов сообщает, что согласен пойти на «жертву» – обвенчаться с Верой. Он готов жить с ней в «гнезде», пока будет сильна взаимная страсть.

Во втором письме Марк назначает Вере свидание в роковой беседке. Если же девушка не придет, он грозится сам «нагрянуть» к ней.

Настойчивость Волохова беспокоит Веру. Она решает обратиться к помощи и посредничеству самых близких людей: бабушки, Райского и Тушина.

XIII

Вера читает бабушке письма Марка. Она говорит, что не верит в его «перерождение». Даже если бы Волохов отбросил свои убеждения и стал другим человеком, Вера больше не хочет его видеть. Ей нужен только покой.

Вера просит бабушку не предпринимать никаких решительных действий. Волохову лишь нужно дать понять, что их отношения навсегда прекратились.

Бережкову советует внучке поговорить об этом с братом.

XIV

Вера идет к Райскому, чтобы посоветоваться насчет писем Марка. Брат в это время перебирает свои наброски к роману. Взглянув на сестру, он моментально увлекается идеей написать ее портрет.

Райский усаживает Веру и начинает работать. Она пытается заговорить о Волохове, но брат настолько увлечен, что ничего не понимает. Вера засыпает. Райский потихоньку выходит из комнаты.

XV

В имение приезжает Тушин. Вера дает ему прочитать письма Марка. Влюбленный Иван Иванович готов пойти на встречу вместо девушки и передать Волохову ее решение о прекращении всех отношений.

XVI

В назначенное время Тушин и Волохов встречаются на месте, где находилась беседка. Она была разобрана по приказанию Татьяны Марковны.

Иван Иванович передает Марку короткую записку от Веры, в которой та требует прекратить все попытки увидеться с ней. Сдерживая эмоции, Тушин подтверждает это требование на словах.

Волохов еще пытается добиться разрешения на последнее свидание, но в конце концов признает свое поражение и уходит.

XVII

Возвращаясь со «свидания», Волохов считает, что ничем не заслужил такого отношения. Он уверен, что поступил с Верой честно. Однако, постепенно Марк все глубже осознает свою вину и бессмысленность «логических» оправданий обмана беззащитной женщины.

Волохов собирается навсегда покинуть город и уехать на Кавказ.

XVIII

Тушин приглашает Райского к себе в гости. Борис Павлович проводит в его имении почти неделю. Он восхищен Иваном Ивановичем и считает этого цельного, крепкого и хозяйственного человека представителем нового поколения, от которого зависит будущее России.

Райский хотел бы задержаться у Тушина, но его зачем-то вызывает домой бабушка.

XIX

Бережкова рассказывает внуку, что в городе пошли нехорошие слухи, распространяемые Тычковым и Крицкой. Их суть сводится к тому, что Веру подозревают в какой-то непонятной связи либо с Тушиным, либо с Райским.

XX

Татьяна Марковна передает этот слух Ивану Ивановичу. Он готов намекнуть в городе, что делал Вере предложение, но получил отказ. Тушин сделает все что угодно, лишь бы честь любимой женщины не была запятнана. Его заветной мечтой остается женитьба на Вере.

Бережкова обещает Тушину, что эта мечта рано или поздно сбудется.

XXI

Райский приезжает к Крицкой и рассказывает ей вымышленную историю о том, как следил за Верой и подслушал ее разговор с Тушиным. Иван Иванович сделал ей предложение, но она не дала окончательного ответа, попросив подождать полгода или год.

Крицкая явно разочарована. По городу гуляют гораздо более «откровенные» слухи.

Полина Карповна передает Райскому другой слух. В молодости его бабушка была влюблена в Ватутина, о чем и так многие знают. Ее сватали за одного графа. Однажды этот граф застал Бережкову вместе с Титом Никонычем в довольно пикантной ситуации. Соперники чуть не подрались, но заключили соглашение. Граф пообещал молчать, а Ватутин – не жениться на любимой.

Райский говорит, что все это – вранье, но воспринимает историю очень серьезно. «Фамильная тайна» помогает ему понять бабушку и ее отношение к «падению» внучки.

XXII

Марфенька выходит замуж за Викентьева. Татьяна Марковна и Вера собираются в продолжительную поездку в имение новой родни. Тушин предлагает им впоследствии погостить у его сестры.

Благодаря пущенному Райским у Крицкой слуху весь город считает, что Вера непременно выйдет замуж за Ивана Ивановича.

Борис Павлович готовится к отъезду в Петербург, на этот раз серьезно.

XXIII

Накануне отъезда Райский берется за свой роман. Написав эпиграф и предисловие, он глубоко задумывается и… засыпает. Проснувшись, Борис Павлович понимает, что его настоящее призвание заключается в другом. Он спешно пишет письмо художнику Кирилову, в котором с уверенностью утверждает, что желает стать скульптором.

XXIV

Провожать Райского приезжает Тушин и молодые супруги. Борис Павлович собирается посетить Рим, где надеется обрести вдохновение для нового поприща. Он говорит Вере, что задумал создать ее бюст.

Райский берет с Тушина обещание сообщить ему о свадьбе, если Вера наконец-то примет предложение.

XXV

Вернувшись в Петербург, Райский усердно занимается скульптурой. Вместе с Кириловым он отправляется за границу, чтобы воочию увидеть выдающиеся достижения культуры.

Главная цель путешествия – Италия. Приехав в Рим, Райский полностью отдается лепке, в перерывах посещая музеи, картинные галереи, достопримечательности. И все же, полностью погрузившись в искусство, Борис Павлович никогда не забывает о России, в которой его любят и ждут бабушка, Вера и Марфенька.

Поделиться с друзьями
Владислав Тараненко

Закончил историко-филологический факультет. Восемь лет проработал в театре. Последние три года работаю в интернете, специализируясь на статьях по литературной и исторической тематикам.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий