«Облака», краткое содержание комедии (Аристофан)

«Облака», краткое содержание комедии (Аристофан) Краткое содержание

В данной работе представлено краткое содержание комедии Аристофана «Облака». Она не сразу стала популярной, но сам автор считал ее своим лучшим произведением. В комедии критикуются взгляды известного древнегреческого философа Сократа, и вообще все новые образы мыслей и суждений в целом.

Главные герои

Стрепсиад – старик земледелец, потерявший по вине сына все свое состояние.

Фидиппид – сын Стрепсиада, нехороший человек, мот и транжира.  

Сократ – реальная историческая личность, но отличается своим гротескным изображением.

Облака – новые божества, представляются в виде поющих и танцующих женщин.

Правда и Кривда – ученики Сократа, персонажи, олицетворяющие противоположные идеи.

Краткое содержание

Действие комедии начинается в доме Стрепсиада. Хозяин дома не может уснуть. Он пересматривает долговую книгу, и клянет своего сына, который вогнал его в долги, проматывая деньги на конских скачках. Фидиппид просыпается, но слова отца не производят на него никакого впечатления, поэтому он засыпает дальше, как ни в чем не бывало. Тогда Стрепсиад начинает проклинать тот день, когда он познакомился с матерью Фидиппида. До этого он счастливо жил в сельской местности, а женившись на «капризной горожанке», переехал в город.

Именно мать Фидиппида внесла в их дом «конскую лихорадку». Она хотела дать сыну «конно-ипподромное» имя, хотела, чтобы он катался на конной четверке, когда вырастет, как его дяденька.

В отчаянном порыве Стрепсиад снова будит своего сына. Он просит его измениться, позабыть свои дурные привычки и сходить поучиться уму-разуму у мудрецов, живущих по соседству. Но Фидиппид отказывается идти к этим «босоногим бахвалам и негодяям бледнорожим». Тогда Стрепсиад грозится выгнать его из дома, и сам решает пойти поучиться к мудрецам.

Постучав в двери «мыслильни», Стрепсиад встречается с учеником мудрецов. Он ругает Стрепсиада за то, что тот своим стуком, чуть не погубил рождающийся в это время замысел. Затем ученик рассказывает Стрепсиаду о последних открытиях великого Сократа. Сократ, сделав из воска блошиные сапожки, сосчитал, на сколько блошиных стоп прыгают блохи. Еще он определил, что комариный писк исходит из заднего прохода комара, но последняя великая истина осталась нераскрытой из-за ящерицы. Сократ, стоя на улице с открытым ртом, исследовал движение луны, но в это время ящерица с крыши «наклала» ему в рот.

Стрепсиад, пораженный небывалой мудростью Сократа, просится немедленно стать его учеником.

Войдя в «мыслильню» Стрепсиад видит Сократа, качающегося в гамаке. Стрепсиад здоровается с ним, Сократ не сразу отвечает «бедному человечишке», который отвлек его от мыслей о судьбе светил. Он объясняет, что качается в гамаке, потому что ему необходимо «повиснуть в пространстве», для того чтобы все понять.

Стрепсиад просит Сократа научить его красноречиво говорить. Сократ соглашается, и предлагает ему вступить в беседу с Облаками, которых мыслители почитают за богов. Затем Сократ начинает молиться Облакам. Звучит пение Облаков, хор приближается к дому мыслителя. Стрепсиад говорит, что видит их, ведь Облаками заполнено все пространство.

Сократ уверен в том, что Облака дают «дар убеждения, говорливость и в речи сноровку». Стрепсиад при виде Облаков думает, что они уже даровали ему дар красноречия. После этого Сократ упрекает своего нового ученика за то, что раньше он не почитал Облака, ведь они создают и дожди, и громы, и молнии, и туманы. Даже Зевс не может управлять Облаками, они подчиняются только Вихрю. Хор Облаков называет Сократа «священнослужителем речей плутовских». Стрепсиад восторгается приобретенными знаниями, он уверен в том, что вскоре он сможет избавиться от своих долгов.

Выйдя из «мыслильни» на улицу, Сократ жалуется, что такого невежественного человека он еще не видел. По его мнению, Стрепсиад слишком глуп, для того чтобы познать науки. Сократ приказывает Стрепсиаду взять полный клопов топчан, вынести его на улицу, лечь на него, и размышлять. Но Стреапсиад не может понять глубину философии своего учителя, поэтому тот в итоге прогоняет его из «мыслильни».

В отчаянии Стрепсиад обращается с мольбой к Облакам, и они советуют ему уговорить сына идти учиться к Сократу. Стрепсиад уходи, а Облака говорят Сократу о том, что только от них он видит благо, другие боги бессильны.

Вернувшись из «мыслильни», Стрепсиад сразу же выгоняет из дома своего сына. Фидиппид взывает к Зевсу, а Стрепсиад начинает с него смеяться, и по секрету говорит, что Зевса уже нет, потому что его прогнал Вихрь. Фидиппид считает, что его отец сошел с ума, поэтому не спорит с ним, и идет в «мыслильню». Он сразу же дерзит Сократу, и тот уходит, предложив Правде и Кривде все объяснить гостям без его участия.

Выходят Правда и Кривда, и начинают спорить. Правда славит прежние времена, когда ценилась нравственность, и молодые юноши тренировали свое тело, а не занимались развратом. Именно в то время рождались настоящие герои, а теперь, по мнению Правды, живет порочное поколение, потерявшее честь и стыд.

Кривде при помощи уловок и хитрости удается высмеять Правду. А заданный ею вопрос о том, каких людей в Афинах больше: честных или бесчестных, делает Кривду победителем. Правда признает свое поражение, и изъявляет желание поучиться у Сократа. Глядя на это, Фидиппид тоже соглашается стать его учеником.

Через некоторое время Стрепсиад оплатил обучение своего сына у Сократа. Теперь Фидиппид уверен, что выиграет любую судебную тяжбу с теми, кому они должны денег. Воодушевленный словами сына, Стрепсиад смело прогоняет приходящих к ним в дом заимодавцев. Его совсем не пугает то, что они грозятся судом.

Следующее действие начинается с того, что Стрепсиад с криками выбегает из собственного дома, а за ним выбегает бьющий его Фидиппид. Фидиппид уверен, что поступает правильно, потому что согласно сократовской науке бить родителей правильно и нравственно. У Стрепсиада не получается убедить своего сына в том, что он не прав. Фидиппид безоговорочно верит своему наставнику, и согласно его учению «презирает обычаи и закон». На слова отца, который говорит, что нигде не принято, чтобы сын бил отца, Фидиппид отвечает, что он сам вправе создавать новые обычаи, а затем обещает поколотить еще и мать.

В отчаянии Стрепсиад обвиняет во всем Облака. Но Облака отвечают, что он сам виноват в том, что пошел по ложному пути. Они специально его одурачили для того, чтобы в будущем он научился бояться истинных богов. Стрепсиад соглашается, что они поступили правильно, и решает отомстить за все Сократу.

Он приказывает своему слуге взять топор и лестницу, залезть на крышу «мыслильни» и разбросать ее. Сам берет факел, и поджигает строение. Когда из окна горящего дома выглядывает Сократ, и спрашивает Стрепсиада, что он делает, Стрепсиад отвечает его же словами: «парю в пространствах, мысля о судьбе светил».

Дом Сократа рушится. Хор Облаков поспешно уходит, считая, что поработал в этот день на славу.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий