«Приключения Кроша», краткое содержание повести по главам (А.Н. Рыбаков)

«Приключения Кроша», краткое содержание повести по главам (А.Н. Рыбаков) Краткое содержание

Представляем вашему вниманию краткое содержание первой повести из трилогии о Кроше, написанной А.Н. Рыбаковым. Повести о Серёже Крашенинникове известны уже не одному поколению детей. Главный герой постоянно оказывается в центре каких-то загадочных происшествий, поэтому ему ничего другого не остаётся, кроме как заняться их расследованием.

Главные герои

Сережа Крашенинников (Крош) – главный герой повести

Петр Шмаков – друг Кроша, вместе с ним проходит практику в гараже

Игорь – одноклассник Кроша, которого всегда ставят всем в пример

Вадим – приятель Игоря

Другие персонажи

Майка – одноклассница Кроша, комсорг школы

Владимир Георгиевич – директор автобазы

Вячеслав Петрович – главный инженер автобазы

Дмитрий Алексеевич Зуев – шофёр, работающий в автобазе

Николай Лагутин – слесарь, работающий в автобазе

Наталья Павловна – классная руководительница Кроша

Зина – диспетчер автобазы

Краткое содержание

Глава 1

Повествование ведется от лица ученика Серёжи Крашенинникова, которому дали прозвище Крош из-за его фамилии.

Автобаза находилась недалеко от его школы. В открытые окна даже был слышен рокот моторов грузовиков. Автобаза шефствовала над этой школой, она подарила школе грузовик, на котором дети учились водить машину.

Этим летом класс Серёжи проходил производственную практику на этой автобазе. У Серёжи не было технических наклонностей, поэтому он не испытывал особого интереса. В первый день практики главный инженер провел экскурсию по автобазе. Хотя Серёже и не нравилась его практика, главного инженера он слушал внимательно, потому что отчёт по практике писать все равно нужно.

Затем главный инженер привел их в свой кабинет, и занялся распределением практикантов по рабочим местам. Было принято решение распределить детей по склонностям и интересам, поэтому Сережа вызвался проходить практику в эксплуатационной службе. Но он ошибся. Машина техпомощи, на которой он хотел ездить, принадлежала технической службе.

Вернувшись к главному инженеру, Сережа был отправлен в цех профилактики,который здесь называли просто гаражом.

Глава 2

Кроме Серёжи в гараж был отправлен Шмаков Петр. Мальчики вначале считали, что им очень повезло, потому что надеялись попасть за руль грузовика. Но со временем они стали думать, что остальным ребятам все-таки повезло больше. Молодые слесари часто подшучивали над мальчиками. Поэтому в один из очередных дней практики Сережа принес свое «Удостоверение юного водителя». Слесари не знали, что это удостоверение даёт право обладателю ездить только на детских трассах. Они были поражены тем, что у школьника было разрешение водить машину, а у них нет. Таким образом, Сережа заработал авторитет в цехе профилактики.

Глава 3

Постепенно Сережа и Петя втянулись в работу. Им даже стали доверять задания, выполняемые слесарями четвертого разряда. Однажды Серёже даже досталось более сложное задание, и он блестяще его выполнил. Теперь мальчики стали снова считать, что им повезло больше, чем всем остальным. Ведь другие ребята работали на одном месте, а Сережа и Петя бывали во всех частях автобазы, выполняя свою работу.

Вместе с ребятами практику проходил их школьный товарищ Игорь. Он любил находиться среди взрослых, и умел расположить их к своей персоне. Игорь важно ходил по автобазе с папкой, и знал все, что здесь происходит. Тем не менее, Сережа и Петя считали свою работу важнее, потому всегда старались уколоть этим Игоря.

В этот раз Игорь пришел объявить о собрании практикантов, которое состоится после работы. Мальчики выказали свое недовольство относительно этого события. А потом и вовсе обвинили Игоря в том, что это он захотел устроить собрание.

Глава 4

После работы все отправились на собрание, которое проходило возле автобазы, на пустыре. На собрании подводились итоги работы за прошедшую неделю. На собрании присутствовала классная руководительница ребят и главный инженер автобазы. Председателем собрания выбрали Игоря. Игорь сказал, что практика проходит замечательно. Но Сережа возразил, сказав, что некоторым ребятам не дают работать. Главный инженер назвал их безучастность наблюдательной практикой, и Сережа не стал ему перечить, чтобы не расстраивать свою классную руководительницу.

Все ребята оживились, узнав, что им положена заработная плата за практику. А потом Игорь предложил общими усилиями восстановить один списанный автомобиль, для того чтобы забрать его в школу. Все выступили за эту идею, и только Сережа оказался против. На самом деле он просто реально оценивал положение дел, но никто не захотел его слушать.

Глава 5

От собрания у Серёжи остался неприятный осадок. Он не был против восстановления автомобиля, но ему не нравилось, что Игорь всегда выдвигает нереальные идеи, а когда они проваливаются, виноватыми остаются все остальные. И все же Сережа приступил к осмотру машины вместе с другими ребятами. Оказалось, что машину, если и получится восстановить, то это будет слишком дорого стоить. Ребята составили дефектную ведомость, в которой все расписали.

Глава 6

По дороге домой Сережа, Игорь и Шмаков недолго поиграли в футбол. В игре Игорь вел себя, как и в жизни, старался показать себя с лучшей стороны.

Был теплый июньский день, домой идти не хотелось. Ребята разговорились о том, что каждый зарабатывает, как умеет. Сережа был возмущен тем, что, оказывается, многие жульничают, чтобы заработать. Он был поражен, когда узнал, что одним из таких «жуликов» был Лагутин, работающий с ним в гараже автобазы.

Глава 7

Узнав, что Лагуткин своровал подшипники, Сережа не мог с ним общаться как прежде. К тому же пропали новые амортизаторы, выписанные на машину, которую школьники вызвались восстановить. Сережа лично получил их накануне, и оставил на верстаке у Лагутина. А теперь их нигде не было. Присмотревшись, Сережа увидел амортизаторы, спрятанные неподалеку от верстака. Но оказалось, что это старые, а новые все-таки пропали. Кроме того, Лагутин обвинил Серёжу в их пропаже, но Крош не растерялся и сумел себя оправдать.

Все занялись поиском новых амортизаторов. Во время поисков обнаружилось, что пропало ещё много запчастей для автомобиля из других цехов. Выяснилось, что Вадим, отвечающий за поиск новых запчастей для машины, которую они восстанавливают, без спроса брал то, что им нужно из автобазы.

Глава 8

Стало понятно, что Вадим, действительно верил, что директор автобазы разрешил собирать запчасти для автомобиля. Крош стал разбираться в ситуации. Выяснилось, что Игорю разрешили собирать запчасти, но сказали ему попросить начальников цехов поискать в запасах то, что им не нужно. Однако Игорь не передал это распоряжение Вадиму, поэтому был виноват только сам лично в этом недоразумении.

Было решено отправить к детектору автобазы делегацию, которая бы объяснила, как у школьников оказались все пропавшие запчасти. Ещё они должны были убедить начальство в том, что амортизаторы пропали не по их вине.

Разговор  с директором оказался не таким страшным, как представлялся изначально, и спустя некоторое время инцедент был исчерпан. Кроме того, ребятам разрешили забрать ещё один списанный автомобиль для ремонта.

Глава 9

Сережа мало рассказывал своей матери о событиях, происходящих в школе, а тем более, на практике. У его мамы был искренний и непосредственный характер, поэтому она могла без злого умысла рассказать о чем-нибудь другим людям, а Сережа потом получался виноватым в этой ситуации.

Единственное, что рассказал о своей практике родителям Сережа, так это то, что он будет получать в день рубль тридцать. Отец помог ему вычислить, что за месяц он заработает тридцать два рубля пятьдесят копеек. Родители поинтересовались на что Сережа потратит эти деньги, и он поделился с ними своим желанием купить моторчик к велосипеду. Позже он решил, что этот моторчик ему не нужен, и лучше он купит подарки маме и папе, а на оставшиеся деньги съездит отдохнуть в Крым или на Кавказ.

Перед сном Сережа мечтал о том, как поедет отдыхать, и возьмёт вместе с собой одноклассницу Майку, которую он непременно спасет, когда она будет тонуть в море.

Глава 10

Сережа и Петя пришли в гараж вовремя, а Игорь с Вадимом опоздали. Как только началась первая смена, они отправились в Липки вместе с шофером, который возит строительные материалы на автобазу. Радость от поездки была омрачена тем, что с ними отправили Зуева, который доставит списанную машину на автобазу. А ребята очень надеялись, что это поручат им самим.

Глава 11

Липками назывался дачный поселок. Там другие школьники находились на строительстве лагеря, но сейчас они ничего не делали из-за отсутствия необходимых стройматериалов. Эти ребята только посмеялись с намерений Кроша и его товарищей относительно восстановления автомобиля, и никак не отреагировали на их просьбу показать, где находится кладовщик.

Позже Сережа понял, что без Зуева они не смогли бы подготовить машину к буксировке. И даже с ним эта подготовка заняла много времени, поэтому ребята проголодались, и решили пообедать в лагере перед отъездом. Столовая оказалась закрытой, поэтому пообедали они в чайной. Отдохнув после обеда, ребята отправились обратно к машинам.

Глава 12

Вернувшись из чайной, ребята застали Зуева спавшим под машиной. Второго водителя нигде не было видно. Проснувшись, Зуев отправился на его поиски, а Крош и Игорь в это время забрались в кабину автомобиля из автобазы. Вначале они просто заводили и глушили мотор, а потом, стали соревноваться в умении водить автомобиль. Закончилось все тем, что мальчики вошли в азарт, и прицепили тросом машину, которую нужно было доставить в автобазу, а затем решили самостоятельно отбуксировать ее. По дороге они не справились с управлением, и списанный автомобиль скатился в овраг.

Глава 13

Автомобиль перевернулся, и Сережа скатился с сиденья на дверцу кабины. Выбраться оттуда он не смог, потому что этой стороной кабина теперь упиралась в землю, а правую дверцу перекосило от удара. Увидев, что окно разбито, Сережа выбрался через него наружу. Остальные мальчики испугались, что Крош погиб, но как только увидели, что он живой, стали ссориться, выясняя, кто виноват в произошедшей аварии.

В это время на дороге появились Ивашкин и Зуев. Они очень рассердились из-за выходки ребят. Выяснилось, что авария произошла из-за неправильно прикреплённого тросса, и виноваты в этом были Игорь и Вадим. Потом все дружно вытаскивали машину из оврага. Справились только к вечеру, но теперь машину отбуксировать было невозможно. Сережа я остаться сторожить ее до утра, Вадим и Петя остались с ним, а Игорь уехал в город, чтобы сообщить обо всем директору автобазы, и предупредить родных, что мальчики не вернутся домой.

Глава 14

Оставшись в поломанной машине, ребята стали рассуждать, почему они в ней остались. Спустя некоторое время они пришли к выводу, что остались здесь на ночь ради того, чтобы вернуться с автомобилем, несмотря ни на что. Ребята уснули голодные, прямо в кабине. Проснувшись утром, они сразу же отправились в столовую лагеря, где как раз начался завтрак.

Глава 15

Ребята удивились тому, сколько человек приехало за ними вместе с технической машиной. Там был даже главный инженер и их классная руководительница. Выяснилось, что в Москве произошел большой переполох из-за произошедшего: машина перевернулась, и мальчики не вернулись домой. Ребята ничего не скрывали, они признали свою вину и рассказали все, как было. Но их классная руководительница возразила, сказав, что виноват тот, кто оставил машины без присмотра, а затем бросил детей одних ночью в кабине поломанного автомобиля.

Вернувшись на автобазу, ребята увидели, что все их одноклассники не ушли домой, а дожидались их приезда. Кроме них там были и родители мальчиков. Понимая, что предстоит настоящий скандал, Сережа постарался всех убедить, что во всем произошедшем виноваты они сами. Но их не стали слушать, отправив домой отдыхать. Дома Серёже пришлось ещё долго объяснять, как все случилось. Вначале он рассказывал об этом маме, а потом ещё и папе.

Глава 16

Зуев получил строгий выговор, а мальчикам теперь было запрещено даже просто садиться за руль. Сережа предложил написать заявление о том, что Зуев не виноват, но его никто не поддержал в этом. Да и сам Зуев вел себя, как ни в чем не бывало. С этих пор Крош зауважал его намного сильнее, чем прежде. Но несправедливый выговор все не давал ему покоя. К тому же в автобазе пошли разговоры, будто Зуев и амортизаторы подменил.

Сережа был возмущен такой несправедливостью, но не хотел доносить на Лагутина. Вместо этого он решил поговорить с самим Лагутиным, чтобы заставить его признаться. Но Лагутин перекрутил разговор так, словно Сережа сам обвинил Зуева в воровстве.

Глава 17

По автобазе поползли слухи о том, что это Сережа обвиняет Зуева в воровстве. Но он не мог доказать, что Лагутин все переврал, поэтому просто молчал. Только Майка верила в искренность Кроша, но его это не успокаивало.

Спустя некоторое время Вадим рассказал Серёже о том, что нашел пропавшие амортизаторы.Мальчики стали думать, как они там оказались. Вначале они хотели отнести эти амортизаторы директору автобазы, но затем решили просто рассказать ему, оставив пропажу на месте, чтобы поймать Лагутина с поличными. Директор в этом день так и не вернулся на автобазу, поэтому  мальчики решили отложить этот разговор до утра.

Глава 18

В клубе машиностроительного завода в этот день были танцы. Так как другого клуба в округе не было, в этот клуб ходили все местные жители. Сережа любил ходить в клуб, там были интересные концертные программы, приезжали артисты, а два раза в неделю – танцы. Особенно Серёже нравилось танцевать под джаз. Танцевал он обычно с Майкой. Но Майка была простой девушкой, и «не ломалась», поэтому танцевала со всеми, кто ее пригласит. В этот раз Сережа стал свидетелем того, как она потанцевала с Лагутиным. Этого он ей простить не мог, потому что она знала, что Лагутин – главный его враг.

Кроме того, во время танцев к Лагутину приезжали местные бандиты на Победе. Сережа их сразу узнал по повадкам.

Глава 19

С утра Сережа и Вадим пошли к директору, чтобы рассказать про амортизаторы, но директор был занят. Тогда ребята решили проверить на месте ли амортизаторы, и выяснилось, что они пропали. Исследовав близлежащую местность, они нашли в канаве толь, в который были завернуты амортизаторы. Сразу же стало понятно, что их вывезли с автобазы этим утром. Серёжу насторожил интересный след от автомобильных шин на дороге, а дальше он заметил и следы Победы, на которой ездили местные бандиты, знающие Лагутина. Только следы Победы обрывались на полпути, т.е. эта машина в автобазу не приезжала.

 У Серёжи появилась версия, что Лагутин вынес амортизаторы на пустырь, чтобы передать этим бандитам. Он решил срисовать следы от этих машин, чтобы проверить. Он оказался прав, одни следы принадлежали Победе, а вторые – вездеходу «Газ-69».

Глава 20

Наконец, пришло время первой зарплаты. Сережа сразу же отправился в магазин для того, чтобы купить подарки родителям. Он хотел потратить только часть денег, а остальные отложить на что-нибудь серьезное. А в результате потратил все деньги, но подарки родителям всё-таки купил.

Глава 21

Сережа всё-таки написал заявление директору о невиновности Зуева. Директор остался недоволен этим поступком, объясняя, что Зуев был ответственным за буксировку. Сережа остался недоволен тем, что Зуева не оправдали. Кроме того, в этот же день ребятам запретили заниматься списанной машиной в рабочее время.

Глава 22

Сережа обвинил Игоря в том, что он не смог это правильно организовать. Игорь не спорил, но и исправлять ничего он не собирался, несмотря на то что восстановление списанной машины было его идеей. Тогда Сережа сам решил обойти все цеха. А потом они вместе с Майкой решили собрать классное собрание относительно этого вопроса.

Глава 23

Собрание прошло снова на пустыре. Там присутствовали директор автобазы, главный инженер, начальники цехов  и бригадиры. Сережа предложил оставаться на два часа в день после работы для восстановления автомобиля. Остальные поддержали его идею. А раз ребята будут выполнять внеурочную работу, рабочие им помогут, начальники цехов поделятся материалом, а директор выпишет дефицит в виде шефской помощи для школы. Главное для директора было то, чтобы все было организованно на общественной основе.

Глава 24

В воскресенье Сережа и Петя решили поехать на пляж в Химки. Вадим напросился поехать вместе с ними. По дороге они встретили Игоря, который пытался завести Москвич своего брата. Ребята помогли ему отремонтировать машину, и в благодарность за это Игорь предложил отвезти ребят до метро. Выяснилось, что он тоже едет на пляж, но только на другой, где чище вода и меньше людей. Но на этот пляж нельзя было добраться без машины, поэтому ребята разыграли спектакль, пугая Игоря, что его Москвич может снова сломаться по дороге. Тогда Игорь сам предложил им всем поехать вместе с ним.

Глава 25

Приехав на пляж, Игорь оставил ребят, и пошел к своим знакомым. Было заметно, что он не хочет их знакомить со своими одноклассниками. Но так получилось, что ребята все-таки познакомились с загадочными друзьями Игоря. Их было трое: молчаливый Николай, девушка, которую звали Ёлкой, и рыжий парень по имени Люся. На самом деле они оказались неплохими людьми, и даже очень простыми. Но когда пришло время прощаться, и они стали отъезжать с пляжа на своей Победе, Сережа заметил странные следы на песке от их колес. Это были следы Победы и вездехода. Оказывается на двух задних колесах у этой Победы стояли покрышки с вездехода, для лучшей проходимости.

Глава 26

После собрания восстановление списанного автомобиля пошло быстрее. Все хотели быть причастными к общему делу: и рабочие, и даже директор. Радость от приближающегося окончания сборки автомобиля омрачалась только тайной, которую хранил Крош вместе с товарищами. Оказывается, и Вадим и Петя заметили, что следы у Победы, на которой ездили друзья Игоря, такие же, как у той машины, на которой вывезли амортизаторы из автобазы. Теперь ребята думали, что Игорь причастен к воровству, но не знали, что делать с этой новостью. Поэтому решили пока держать все в тайне.

Глава 27

Главный инженер отправил Майку с поручением к Наталье Павловне. А Сережа вызвался её проводить. Наталья Павловна угостила ребят чаем, и с удовольствием слушала про их подходящую к концу практику. Она была довольна всеми, кроме Игоря, который так ничему и не научился.

Глава 28

На следующий день ребята решили обо всем поговорить с Игорем. Они пригласили его в гости к Майке, и рассказали все, что знали о пропаже амортизаторов. Игорь обиделся на предположения о собственной причастности к преступлению.

Было решено поговорить с друзьями Игоря для разъяснения дела. Игорю не понравилась эта идея, и позже стало понятно почему. Оказывается, он обманывал своих друзей, представившись им заместителем технического отдела. После того, как правда про Игоря открылась, выяснилось ещё одно обстоятельство. Друзья Игоря ремонтировали свою машину частным образом, и Лагутин имел отношение к этому ремонту.

Глава 29

Восстановление списанной машины закончилось. Её осталось только покрасить. Целый день ребята крутились возле машины, там же были и другие работники автобазы. Лагутин целый день не отводил глаз от Кроша. А когда мальчики пошли домой, он догнал их уже возле дома Серёжи, и попытался им угрожать. Но у него ничего не вышло, ребята его не боялись.

Вечером к Крошу домой пришла диспетчер Зина. Она переживала о том, что Лагутина посадят в тюрьму. Серёжа сказал ей, что если амортизаторы вернут на место, никого не накажут.

Глава 30

Был последний день школьной практики. Серёжа рано пришёл в гараж, ему было грустно, что работа в автобазе заканчивается.

На собрании директор автобазы официально передал право владения восстановленной машиной школе. Затем главный инженер объявил, что всем, кто прошёл практику – присвоен третий разряд, а одному ученику – даже четвёртый, потому что он очень хорошо разбирался в технике. Под конец собрания директору доложили о том, что в чулане нашлись амортизаторы. А потом директор выделил из всех собравшихся Кроша, сказав, что вначале у него были проблемы с дисциплиной, но в целом он честный и хороший парень.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий