Сочинение: Человек становится человеком только среди людей

Человек становится человеком только среди людей Итоговые сочинения

Итоговое сочинение «Человек становится человеком только среди людей» рассказывает о том, что лишь под влиянием социума можно стать полноценной личностью. Именно в обществе человек усваивает моральные нормы поведения, основы коммуникации.

Слово «человек» очень ёмкое, имеющее много значений. Это биологическое существо, имеющее право называться так уже по рождению. Но только ли сам факт рождения делает человека человеком? Конечно, нет. Мало просто говорить, ходить. Важно ещё обладать высокой моралью, интеллектом, умением творить. Есть много мнений: кто-то думает, что человека сотворил Бог, кто-то — Космос, кто-то — Природа. Но одно не подвергается сомнению: человек становится человеком лишь среди других. Именно люди имеют возможность воспитать личность, научить сопереживанию, сочувствию, сотворчеству, показать, что такое способность мыслить, анализировать, замечать прекрасное. Человек может по-разному относиться к обществу — бунтовать или стать частью других, объединиться с людьми. Но, несомненно, что даже идти против возможно лишь в том случае, что социум есть. Эту мысль подтверждают примеры из отечественной литературы.

1 вариант

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский затрагивает серьёзную проблему отъединения человека от общества. Так, главный герой Раскольников одержим идеями наполеонизма. То есть он делит всех на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Великие личности, по его задумке, не должны останавливаться перед жертвами ради достижения своих целей, ведь они выше общества. Эта теория подтверждается примерами из жизни: Раскольников видит старуху-процентщицу, которая издевается над сестрой, слышит трагическую историю семьи Мармеладовых, становится свидетелем унижения Сони Лужиным. Чтобы проверить свою идею, герой решается пролить кровь: «…я просто убил: для себя одного». Но сильным мира он не становится. Напротив Раскольникова мучает совесть, так как он чувствует отъединение от людей. Он не может больше общаться ни с другом Разумихиным, ни с сестрой Дуней, ни с матерью. Они слишком чистые для него. И хотя Раскольников видит, что они любят его, но сам себя ни простить, ни уважать больше не может. И лишь Соне он может раскрыться. Ведь, по его мнению, она тоже убийца, только убила сама себя. Так, сама жизнь опровергает мысль о том, что можно жить без людей и оставаться при этом человеком. Герою предстоит большой путь, прежде чем снова он сможет почувствовать себя одним из всех. Воскрешение его пройдёт под именем Христа, под идеей любви, всепрощения и человечности.

Развивает мысль о том, что только в обществе человек становится человеком М. Горький. В рассказе «Старуха Изергиль» есть легенда о Ларре. Это сын гордого орла и пленённой им земной красавицы. Именно его отец, поставивший себя выше всех, стал примером для героя. Ларра берёт всё, что хочет, не останавливается перед убийством. Он отделяет себя от племени, не хочет жить по его законам. Им руководят гордыня, высокомерие, жестокость. Ларра не ищет ни любви, ни дружбы. В итоге люди, которые поначалу его принимают как обычного человека, «ничем не лучше их», отказываются от общения с героем. Они судят его за убийство и присуждают самое страшное наказание — быть наедине с самим собой. Оставшись в одиночестве, он со временем превращается в скорбную тень. Люди не дарят ему и высшую милость — смерть. И Ларра вынужден жить вечно. Но это существование для него — пытка. Так, М. Горький утверждает идею, что человек — существо социальное, а одиночество является самой страшной карой. Только в обществе, платя ему «своим умом и силой», человек становится человеком, раскрывая свои таланты, выполняя своё предназначение.

Таким образом, примеры отечественной литературы доказывают мысль, что именно общество формирует личность. Всем лучшим, что есть в нас, мы обязаны окружению — нашей семье, друзьям, единомышленникам и коллегам. Близкие поддерживают нас, делят с нами счастливые или, наоборот, тяжёлые минуты. В одиночестве же мы обречены на мучительный разлад, прежде всего, с самим собой. Жить в отчуждении от общества очень горько.

2 вариант

О том, что человек не может обойтись без других, рассказывает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» на примере образа Плюшкина. Автор называет своего героя «прорехой» на человечестве. И действительно, мы видим нравственного урода, пошлого, ограниченного. Чичиков даже не сразу понимает, кто перед ним — баба или мужик, настолько засаленное существо потеряло человеческий вид. В своей бережливости Плюшкин доходит до крайности. Его крестьяне прозябают в нищете, дом пришёл в запустение, но амбары полны запасов (продуктов, посуды, одежды). Всё портится, гниёт, плесневеет, но хозяину жалко даже чёрствого пряника для гостя. И это не только безграничная глупость, но и ужасающее безумие. Он не жалеет себя (поэтому выглядит сутулым, болезненным, беззубым стариком). Но главное — он отказывает в поддержке даже собственным детям. А ведь раньше Плюшкин был рачительным хозяином, гостеприимным, грамотным, экономным. Однако после смерти жены он ругается со всеми, в каждом видит мошенника, дети покидают его. Герой остаётся один. Лишаясь контактов с другими, постепенно перестаёт адекватно воспринимать действительность. Конечно, можно попытаться найти оправдание Плюшкину и сказать, что его отвратительная манера «собирательства» — это попытка заполнить душевную пустоту. Недаром в замыслах Гоголя было воскресить «мёртвую душу» Плюшкина. Но факт остаётся фактом: человек, лишённый общества других людей, перестаёт быть человеком. Более того — приносит себе и другим лишь несчастья.

О том, что человек не может обойтись без общения, рассуждает и И.С. Тургенев в рассказе «Бирюк». Главный герой Фома служит лесником. Он живёт вдали от всех и считается нелюдимым и жестоким. За это его и называют Бирюк. Лесника никто не любит: он не даёт воровать лес, не берёт деньги, а убежать от него сложно, ведь он ловкий и сильный, «как бес». Но рассказчик видит героя совсем иным: Бирюк приветливо проводит охотника в свою избу, знакомит с детьми. Более того, отпускает вора, когда слышит его жалостливую историю о крайней бедности, заставившей пойти на преступление. Отзывчивость, доброта оказываются сильнее долга. То есть, утверждает автор, даже если кажется, что человек может жить в одиночестве, это лишь видимость. Каждому нужно общение, сочувствие. То есть никто не может жить без себе подобных. И Бирюк может уважать себя, считать настоящим человеком, потому что совершает как раз человечные поступки, хотя и не хочет, чтобы кто-то об этом знал.

Таким образом, литературные примеры показывают, что именно мир людей формирует в человеке его мораль, то есть нравственные понятия. А что же делает человека человеком? Это честность, доброта, уважение к другим, милосердие, чувство достоинства. Только в обществе прививаются эти качества. И лишь в мире людей их можно проявить.

Дополнительные аргументы

При написании сочинения по направлению «Я и другие» вам могут понадобиться и другие аргументы, которые можно посмотреть в разделе «Банк аргументов».

Поделиться с друзьями
Елена Лысенко

Учитель учится всю жизнь. Только тогда он имеет право учить. Давайте вместе искать ответы на сложные вопросы?!

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий