Литеровед предлагает познакомиться с вариантами итогового сочинения на тему «Чем опасен технический прогресс?», в которых автор дает ответ на вопрос, используя литературный материал.
Вариант 1
Технический прогресс – это совершенствование технологий, развитие техники, движение вперед. Люди являются обязательными участниками этого процесса. Они изобретают новые устройства, делают открытия, внедряют в жизнь изобретения. В свою очередь, технический прогресс влияет на людей. Нередко это влияние бывает губительным и опасным. Люди по-другому воспринимают действительность, меняется их образ мыслей. «Вечные» проблемы обостряются, возникают новые. Появляются люди, которые хотят бесконечного могущества. Развивающиеся технологии вполне способны им его дать. Техническое преимущество, которым обладают циничные, алчные люди, представляет опасность для человечества.
Герои романа А. Беляева «Голова профессора Доуэля» ученые Керн и Доуэль работают над совершенствованием человека, используя трансплантацию органов. Профессор Доуэль – гениальный ученый, в этом дуэте он играет первую скрипку. Керн является его помощником, от профессора он отличается амбициозностью, жестокостью и стремлением к богатству и власти. Он проигрывает Доуэлю как ученый, но желает обладать теми возможностями, которые могут дать открытия его коллеги. Керн хладнокровно воспользовался завещанием своего учителя, который после смерти оставлял свое тело науке. Он отделил гениальный мозг профессора от тела, сделав Доуэля физически беспомощным. Доуэль для всех умер, задохнувшись во время приступа астмы, но он не умер для науки. Профессор продолжает опыты, эксперименты, но их автором будет являться Керн. Достижения науки и техники в руках таких людей становятся страшным оружием. Такие, как Керн, лишены нравственных принципов, поэтому за деньги готовы делать любые гнусности, выполнять любые приказы власть имущих. Они будут изобретать смертоносные вирусы, создавать химическое оружие.
Герой романа А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» пошел дальше, чем профессор Керн. Он изобрел устройство, обладающее огромной разрушительной силой. Гарин сначала помогает богачу Роллингу, взрывая заводы в Европе и делая его монополистом. Сам же отправляется на один из островов, где добывает золото. Он продает слитки по мизерной цене, из-за чего мир втянут в экономический кризис. Гарина провозглашают диктатором, он близок к мировому могуществу. Нелепая случайность помешала ученому завладеть миром. Он попадает в шторм, его яхта терпит крушение. Сам инженер оказывается выброшенным на необитаемый остров.
С профессором Керном Гарина объединяет стремление к богатству, жестокость, эгоизм. Научные открытия в руках таких людей становятся миной замедленного действия. Говоря точнее, представляют опасность люди, которые используют достижения науки и техники в качестве орудия самообогащения, эксплуатации других людей и разрушения.
Технический прогресс наделяет человека большими возможностями, которые он может использовать в разных целях. Если технические достижения направлены на благо планеты и человечества, то это действительно, прогрессивное явление. Если же техника используется в целях эксплуатации других людей и разрушения заводов, зданий, городов, то она представляет не прогресс, а опасность.
Вариант 2
Технический прогресс ведет к улучшению условий жизни людей. XX век характеризуется бурным развитием технологий. Многое из того, о чем мечтали люди прошлого, воплотилось в жизнь. Только вопрос о том, стали они от этого более счастливыми, внушает сомнение. Причиной является неоднозначность технического прогресса. В одной стороны – улучшается качество жизни людей, облегчается физический труд, с другой – жить становится опаснее, и опасность связана с техническим прогрессом.
Многие достижения науки и техники были употреблены не на то, чтобы улучшить жизнь человека, а чтобы уничтожить само человечество. Было создано смертоносное оружие большой разрушительной силы. Великая Отечественная война унесла миллионы жизней. Атомная бомба оборвала тысячи жизней в японских городах Хиросиме и Нагасаки. Миллионы мужчин, женщин и детей были уничтожены в концлагерях, где над людьми проводились бесчеловечные опыты, обещавшие процветание арийской нации.
Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба» начинается с описания дороги к лагерю. Свет автомобильных фар, сигналы светофора, шоссейные и железные дороги говорят о развитии цивилизации. На самом деле эти дороги вели к рядам колючей проволоки, за которыми эта цивилизация заканчивалась, а люди превращались в животных. И те, кто туда попадал, и те, кто их туда привозил. Одних до животного состояния доводил голод, отсутствие человеческих условий, безысходность, других – ненависть, злобность, эгоизм. В романе есть эпизод, в котором описывается такое техническое устройство как газовая камера. Она отнимает жизнь у маленького мальчика Давида, Софьи Осиповны, на короткое время ставшей его матерью, и сотен других ни в чем не повинных людей. В лирическом отступлении автор размышляет о том, есть ли предел прогресса, создающего машины по образу человека. Машину можно наделить многими свойствами человеческой личности. Она может писать музыку, стихи, играть в шахматы, но сможет ли она любить, чувствовать боль, отчаяние, ненавидеть, как человек? Сможет ли она подарить душевное тепло, поддержать в трудную минуту?
Все эти эпизоды, так или иначе, связаны с техническим прогрессом. Они говорят о том, что убивать становится проще. Эту простоту обеспечивают технические достижения, поставленные на службу войне. Люди, получившие техническое преимущество, а значит, и власть над другими людьми, становятся опасными. Технический прогресс требует от личности большой ответственности перед лицом человечества и всей планеты. И это касается не только военных действий.
Мирный атом также представляет большую опасность. Взрыв на Чернобыльской АЭС стал трагедией, отголоски которой звучат и в наши дни. «Чернобыльская молитва» С. Алексиевич возвращает нас в те времена. Документальное произведение составлено из монологов разных людей, ставших участниками чернобыльских событий. Среди них военные, пожарные, врачи, служащие станции, добровольцы, вызвавшиеся помогать в ликвидации катастрофы, и простые люди, которые жили в Припяти. Жизнь всех этих людей взрыв разделил на две части. Счастливая жизнь до и горькая, отмеченная потерями жизнь после аварии.
Атомная станция – это одновременно мощный источник энергии и взрывчатое вещество огромной силы. На руководителях и служащих станции лежала большая ответственность, которую они, к сожалению, не оправдали. Ценой халатности были человеческие жертвы, искалеченные судьбы, загрязненная радиацией природа. Не менее страшная катастрофа произошла в 2011 году в японском городе Фукусима. Причиной аварии стало землетрясение. При строительстве атомных электростанций нужно учитывать не только серьезность объекта, но и специфику местности, где она будет действовать. Тогда количество аварий будет меньше.
Таким образом, можно сказать, что технический прогресс таит в себе не только пользу, но и опасности разного рода. Они заключаются чаще всего в человеческом факторе. В одних случаях люди используют достижения науки и техники для своих низменных целей. В других – недооценивают опасность. Реже опасная ситуация создается из-за природных катаклизмов. В любом случае технические достижения требуют ответственного отношения, чтобы из прогрессивных устройств не превратиться в опасные, смертоносные объекты.
Аргументы по направлению «Цивилизации и технологии – спасение, вызов или трагедия?» можно найти, если пройти по ссылке https://literoved.ru/bank-argumentov