Сочинение: Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Сочинение: Почему стыд бывает ложным, а совесть нет? Итоговые сочинения

Итоговое сочинение «Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?» относится к направлению «Преступление и наказание – вечная тема». Все темы данного направления побуждают к анализу и оцениванию поступков человека с правовой и этических точек зрения.

Сочинение

Часто о стыде и совести говорят как о синонимичных понятиях, имеющих схожее значение. Однако различия между ними все-таки имеются. Совесть – это чувство личной ответственности за собственное поведение, а стыдом называется то неприятное чувство, которое испытывает человек после того, как понимает, что совершил плохой или неправильный поступок. Именно совесть позволяет человеку оставаться человеком. Она четко разграничивает понятия добра, зла и никогда не ошибается. А вот стыд порой бывает ложным, когда человек испытывает его без объективной причины. Чаще всего это происходит из-за того, что люди чувствует свое несоответствие определенным требованиям, даже если эти требования далеки от норм морали.

К примеру, главный герой романа Теодора Драйзера «Американская трагедия» стыдился своего происхождения. Его семья распевала псалмы в торговых центрах, и так как это не приносило особого дохода, жили они очень бедно. Клайду не нравилось то, чем занимались его родители. Он изо всех сил стремился вырваться из этого унылого мирка, и вскоре у него получилось.

Клайд устроился работать рассыльным в престижный отель, и совсем потерял голову от окружающей его роскоши. Он настолько стыдился своих близких, что старался с ними как можно реже видеться. Главный герой тратил заработанные деньги на свой досуг, совершенно не думая о нуждах семьи. В то время как родные Клайда еле сводили концы с концами, он развлекался с новыми друзьями: ходил в рестораны, пил вино, ездил отдыхать за пределы города. В одной из таких поездок Клайд ненамеренно стал соучастником страшной аварии. Их машина ехала на большой скорости, и водитель, не справившись с управлением, сбил насмерть маленькую девочку. Клайду бы следовало признаться в содеянном, но, испугавшись наказания, он пустился в бега, скрываясь под чужим именем.

Спустя некоторое время Клайд случайно встретил своего дядю, который был владельцем фабрики в небольшом городке. Сэмюэл Грифитс пожалел племянника, и устроил его к себе на работу. Судьба подарила Клайду второй шанс, но его неукротимое желание стать частью мира богатых, все испортило. Ради денег и «золотой» жизни главный герой решился убить девушку, которая носила под сердцем его ребенка. Он тщательно все распланировал и скрыл все следы своего присутствия. Однако ему не удалось отвести от себя подозрения, и вскоре преступление было раскрыто. В результате Клайд оказался на электрическом стуле, так и не став частью того мира, о котором мечтал.

В качестве другого аргумента хочется привести роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, находясь в состоянии крайней нужды, создает ужасную теорию, согласно которой все люди делятся на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие». Причислив себя к первому типу, Раскольников решает, что у него есть право лишить человека жизни, ради всеобщего блага. Он, действительно, думает, что смерть старухи-процентщицы принесет пользу окружающим, поэтому после убийства не раскаивается и не испытывает никакого стыда. Он слишком уверен в правильности своих идей и в собственной исключительности. Однако вскоре в нем просыпается совесть, которая заставляет анализировать совершенное преступление. Родион начинает понимать, что преследовал, прежде всего, личные цели.

Таким образом, муки совести начинают постепенно разрушать его теорию. Приходит осознание того, что нельзя делить людей на «первый» и «второй» сорт. Нельзя распоряжаться чьей-то судьбой и решать, кому жить, а кому умереть, потому что никакие великие цели не оправдывают убийство. Но, несмотря на то, что Раскольников все это понял, чувства стыда за свои поступки у него так и не появилось. Выходит, что только совесть заставила его осознать всю тяжесть своей вины. Главный герой не жалеет о том, что убил вредную старушонку, он мучается от того, что, совершив преступление, погубил самого себя.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что между чувством стыда и совестью прослеживается определенная связь, но часто стыд оказывается ложным, в то время как совесть при любых обстоятельствах остается истинной. У совестливых людей всегда появляется стыд за свои и чужие неблаговидные поступки. Именно совесть определяет запреты в действиях и поступках, чтобы не переступать черту нравственности.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий