Бэла в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Бэла в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов) Сочинения по литературе

Бэла в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов) – это лекарство от скуки для Печорина в начале главы и укор в конце.

С Белой Печорин познакомился на свадьбе ее старшей сестры. Она спела ему «что-то типа комплимента». Но не потому полюбил ее главный герой романа. Выросший в роскоши и доступности всего, что только душа пожелает, он быстро устал от общества и богатства. Ему надоела учеба и даже Кавказ, на который он сбежал от городской скуки. В Беле же Печорин увидел спасение от тоски, живой взгляд, другой, отличный от светских дам, характер. Потому ему так захотелось получить необычную девушку.

А Бела была настоящей красавицей, выделяющейся среди других черкешенок. Это была молодая «девушка. Лет шестнадцати», «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу».  Она была совсем не такая, как светские дамы, к которым привык главный герой и от которых устал. Он выучил их наизусть, и ему опостылело их кокетство и неискренность. Бела как будто была частью природы, было в ее образе что-то настоящее, чего еще не встречал Печорин. Не случайно сравнивает ее автор с горной серной, показывая тем самым ее естественную природную красоту.

Печорин, авантюрист по натуре, не мог отказать себе в желании заполучить Белу. Поэтому он решился на преступление и руками Азамата выкрал ее. Но он прогадал, когда попытался завоевать сердце горной серны своими обычными уловками, которые всегда срабатывали в ухаживаниях за городскими барышнями. Гордость и независимость Белы, строгое воспитание в восточных традициях не позволяли ей купиться на подарки, которыми осыпал главный герой. Долго Печорин пытался принудить ее к поцелую, но, даже признавая, что она его пленница и раба, Бела не желала повиноваться его воле.

Любовь к свободе оказалась сильнее любви к похитителю, а ведь она влюбилась в него с первой же минуты. Но она не могла открыть свою душу, пока находилась в неволе. И только когда Печорин предложил ей долгожданную свободу, отпустив ее и сделав вольной в своих желаниях, она бросилась к нему в объятия.

И все-таки Печорин сумел покорить Белу. Несмотря на гордый, независимый характер и свободолюбие, чувство к Печорину оказалось сильнее всего. «Я не раба его – я княжеская дочь!», — восклицает Бела, когда понимает, что интерес Печорина стал угасать, а вместе с ним и любовь к ней. И она могла бы уйти, вот только любила его настолько сильно, что была готова до последнего вздоха остаться с отлюбившим ее человеком. Ее съедала тоска и досада, но ни одного упрека не услышал от нее Печорин, когда возвращался после долгих отлучек.

Ее верность и преданность сыграли с Белой злую шутку, потому что быстро наскучили Печорину. Пока она была недоступна ему, интерес не угасал, но он ждал от этой пугливой горной серны чего-то нового. А когда смог получить от нее безграничную любовь, почувствовал уже пережитые ощущения: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой…».

Насколько была верна Бела любимому человеку, настолько же и предана своей вере. Умирая, она сожалела о том, что не христианка и не сможет встретиться на небесах с душой Печорина, на ее месте будет другая женщина. Но все-таки, когда Максим Максимович предложил ей покреститься, наотрез отказалась, гордо сказав, что умрет в той вере, в которой родилась.

Она так чувствовала и так жила. Потому была искренняя даже в предсмертные минуты. Она делала все по велению сердца, и Печорина любила искренне. И он чувствовал это и любил ее до конца. Но не мог ничего поделать со своим характером.

Бела, на мой взгляд, больше, чем все остальные женские образы раскрывает внутренний мир главного героя. Кажется, что вот-вот она сможет растопить его застывшее сердце своей искренностью, не даст ему заскучать. Это и последняя попытка прикоснуться к миру природы, такому чужому, но желанному для него.

Но, увы, трагедия Печорина в том, что он не способен долго и полностью отдаваться чувству, поэтому жизнь естественных людей остается недоступной ему. Он попытался спастись в любви к Беле, но окончательно убедился в том, что не сможет измениться: «к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению».

Почему умирает Бела?

Думаю, что иного конца у этой истории и не могло быть. Печорин рано или поздно заскучал бы. А Бела, имея такой гордый и независимый нрав, ушла бы от него и все равно бы погибла. Но Лермонтов заставил Печорина пережить смерть Белы рядом с ней, и окончательно убеждает читателя в том, что ему никогда не спастись от самого себя и от тоски.

Смерть Белы очень символична. Это упрек Печорину и его желанию всегда добиваться своего. Ведь он, скорее всего, знал, что она наскучит ему, но желание владеть недоступным оказалось сильнее разума и человеческого сочувствия.

Я думаю, что история с Белой, ее смерть показали во всей красе степень нравственного падения Печорина. Вместе с ней умирает и последняя надежда на то, что что-либо изменится в нем. Поэтому роль Белы в романе огромна и ставит точку в создании образа «героя нашего времени».

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий