Федор Достоевский – гений своего времени. Все его произведения очень насыщены и несут в себе разные ценные идеи и размышления. Каждый его герой – это в первую очередь тип, который имеет в себе отличительные черты и выделяется с толпы своим видение жизни. Роман «Преступление и наказание» – это философия времени. Он всегда будет актуальным.
Главным героем произведения является Родион Раскольников. Он бедный студент, который живет в Петербурге. Жизнь его протекает в каморке, похожей на шкаф, под самым потолком, так что человеку там сложно иметь пространство. Мама периодически высылает ему деньги на существование. Она вместе с его сестрой Дуней до последнего верит в его необыкновенные способности и восхождение на аллею славы. Сам Раскольников не спешит воплощать их мечты в реальность, хотя эта нищета давит на него. Родион живет в таком районе, где вокруг можно увидеть только нищих и слабых слоев городского общества. Все эти люди морально давят на него. Через них он чувствует смород города и ему совсем не хватает воздуха. Раскольников носит ужасную потрепанную одежду, в которой порой стыдно даже на улицу выходить.
Совсем не удивляет тот факт, что этот парнишка хочет как-то сменить обстановку и подняться на ноги. Но ведь молодежь – это категория людей-мечтателей. В венах бушует кровь и все время кажется, что мир должен падать к их ногам. Они все ищут в себе что-то особенное, не похожее на других людей. Раскольников тоже не становится исключением из этого правила. Он создает теорию человеческой жизни и, слепо веря ей, серьезно оступается. Свои мысли и идеи он выкладывает в письменном виде. Помимо этого, молодой человек считает нужным поделиться ими с другими людьми и отдает статью в печать. В чем же состоит его идея?
Раскольников считал, что все люди делятся на два подвида: обыкновенные и необыкновенные. Первая категория людей – это те, которые приходят в этот мир для того, чтобы размножаться себе подобными и подчиняться установленным законам. Им особо ничего не нужно для существования, они по природе своей покорны всякому делу. Такие люди не могут ничего принести с собой в этот мир и не могут ничего вынести. Необыкновенных людей очень мало на Земле. Они редко рождаются. Необыкновенными Раскольников называет тех людей, которые могут принести в этот мир что-то новое: сказать слово, поменять законы, сделать открытие, поломать стереотипы. Они также отличаются от обыкновенных тем, что им все позволено. Родион считает, что гении могут даже переступить закон. Это касается не так юридической стороны вопроса, как моральной. Необыкновенные люди имеют право пойти на преступление по совести. Ярким примером Раскольников считает Наполеона. Согласно его теории, Бонапарт не стал бы большим правителем и государем, если бы постоянно не жертвовал судьбами других людей. Его талант не раскрылся бы в других обстоятельствах. Или же если для открытия закона Ньютона понадобилось бы сто или тысяча смертей, то лучше бы им случиться. Ведь для будущего более важен новый закон, чем те люди, жизнью которых пришлось бы пожертвовать. Но таких особенных людей серое общество совсем не воспринимает. Это для них построены тюрьмы, придуманы ссылки и казни. Все, кто идет против системы или же выходит за ее рамки, по мнению простых людей, должен быть наказан. Поэтому хотя необыкновенным людям и позволено совершить преступление, но за ним обязательно последует наказание.
На самом деле это страшная теория, но не для Родиона Романовича. Хотя его друг Разумихин, услышав все это, был в ужасе. Он отказывался верить в то, что это может быть чьей-то жизненной идеей. Об обыкновенных и необыкновенных людях Раскольников рассказывает следователю Порфирию Петровичу. Тот, слушая молодого человека, задает очень правильные и тонкие вопросы. Например, как же узнать, кто является тем необыкновенным. На это Раскольников отвечает, что на самом деле таких людей очень мало. Их порождает толпа обыкновенных. Поэтому перейдет не одно колено обычных людей, пока в нем появится хотя бы один необыкновенный. Он считает, что существует определенный закон, по которому рождаются эти люди. Возможно, это один человек из тысячи, возможно, с десяти тысяч. Этот закон существует, да вот только о нем пока никто ничего не знает. За словами Раскольникова, необыкновенными людьми не обязательно должны быть гении, достаточно будет и тех, кто сумеет сказать хотя бы одно новое слово. Ведь это люди будущего, а обыкновенные – теперешнего и прошлого.
Выслушав эту идею, Порфирий задал еще один вопрос, который наверняка мучил и каждого внимательного читателя. Он звучал так: может ли обыкновенный человек по ошибке признать себя необыкновенным и совершить преступление? На что Раскольников спокойно ответил, что такие люди существуют. Их немного, но они есть. Некоторые обыкновенные могут противоречить своей природе и браться за дело, на которое не имеют права. Это так званые переходные люди. Но они также получат наказание за свои неправомерные действия.
Сам Раскольников настолько увлекся своей идеей, что причислил себя к необыкновенным людям. Был ли он таким? Нет. И все же для того, чтобы проверить ее, он решается на преступление: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Раскольников сам не верит в то, что действительно собирается убить, но долго вынашивает эту идею в себе. В конце концов, он совершает преступление: убивает ростовщицу и ее сестру Лизавету. Конечно, в его планах не была смерть еще и невиновной Лизаветы, но, к сожалению, она стала случайной жертвой. Он так понимал для себя смерть ростовщицы: другие люди перестанут отдавать ей ценные им вещи, а он сможет забрать ее деньги и раздать нищим. Вот только совесть его не выдержала того, что он переступил через нее и в конце он все-таки сдался. После убийства он очень поменялся, стал слегка помешанным. Ему казалось, что кто-то следит за ним. Слова окружающих направлены против него, каждый пытается поймать его на слове. Но его наказанием стали не люди извне, а собственное чувство вины. Родион Раскольников, по моему мнению, – это порождение той эпохи грязных, бедных петербургских улиц и домов. Возможно, он был не единственный в своем роде, так как каждый молодой человек во времена Наполеона, хотел быть похожим на него, так и социальные низы того Петербурга жили одними мечтами о лучшей жизни. Идея Раскольникова – аморальна, и ей суждено было провалиться. Никакая идея не сможет оправдать убийство человека.