Мысль народная в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

Мысль народная в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой) Сочинения по литературе

Мысль народная в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)- это гимн Л.Н. Толстого соборности русских людей. Писатель отвечает на главный вопрос в своей жизни: «Какая сила движет народами?». Пишет ли он о судьбе отдельной личности или представляет народ единым живым организмом, объединенным общей целью победить врага и спасти Родину; Толстой так или иначе приводит читателя к выводам о том, что никоим образом жизнь нескольких людей не может повлиять на судьбу страны, если их цели не будут совпадать с интересами народа.

Отечественная война – событие, которое сплотило крестьянина и дворянина, великого полководца и солдат, вывернула наизнанку человеческую сущность, показав, где истинный патриотизм, а где напускной.

Бородинское сражение – кульминация войны 1812 года и отношений любимых героев Толстого. В самый напряженный момент войны князь Андрей встретился с Курагиным, Пьер Безухов – с Долоховым, именно это сражение стало решающим в жизни Андрея Болконского. И именно в нем проявляются лучшие качества русского народа: соборность, единство духа, храбрость, отвага и любовь к Родине.

Значение единства, «роевого начала», духа и воли народа очень точно описал Андрей Болконский в разговоре с Пьером Безуховым о том, от чего зависит победа в сражении: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа. Успех зависит от того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате».

Особая задача у Кутузова в раскрытии народной темы романа. Этот великий полководец думает вместе с народом, переживает за него больше, чем за победу. Он осознает, что победа зависит не столько от его мастерства, сколько от воли и силы духа народа, что и делает полководца любимым солдатами. Особенно это видно перед Аустерлицким сражением. Кутузов чувствовал, что оно будет проиграно, душа его болела за напрасные потери людей. Но он не мог не подчиниться приказу государя, хотя и продолжал всем своим видом показывать несогласие с его решением. Раненный в щеку Кутузов, показывая на бегущих солдат, восклицает: «Рана не здесь, а вот где!». Болела душа русского полководца за своих солдат, которых он не смог уберечь. Исключительная любовь к народу и желание сохранить жизнь солдатам заставили Кутузова и отдать Москву Наполеону без боя.

Мысль народная звучит лейтмотивом духовных исканий любимых героев Толстого.

Сильное влияние оказали события Отечественной войны на формирование мировоззрения Наташи Ростовой. Без колебаний отдает она подводы раненым, не отделяя себя от простых солдат, забывая о своем происхождении. Но читатель и не может ждать иного поведения от этой девушки, которая «всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала…» «…этот дух…» всякого русского человека. С первых строк романа читатель видит в Наташе народное начало. Есть в любимице писателя черты, присущие истинно русскому человеку: честность, открытость, жизнелюбие и стойкость духа.

 Андрей Болконский, предстающий перед читателями в начале романа поклонником Наполеона, разочаровывается в своем кумире, получив ранение в Аустерлицком сражении. Взяв в руки знамя, он кидается в бой, увлекая за собой солдат. Растворяются в этом торжественном моменте чины и звания, и именно в этот момент Андрей понимает, что народ един. Жажда славы перерастает в осознание мелочности ее, меркнет образ кумира. Совсем другим мы видим князя Андрея в Бородинском сражении. Невольно у читателя возникает вопрос: почему Болконский был в резервных войсках? Почему не повел себя так же бесстрашно, как в битве под Аустерлицем? Почему даже не пытался сопротивляться летящему в него снаряду? И не гордыня ли и аристократизм проявляется в этом непротивлении? Но замысел Толстого был именно в том, чтобы показать не физическую силу, с которой привык воевать Наполеон. Писатель делает акцент именно на силе духа народа, которую как раз и показали резервные войска. Стойкость и бесстрашие, а не атака противника ужаснули великого французского полководца. И, возможно, исход сражения был определен тогда, когда князь Андрей стоял под гранатой, такой же нерушимый и непоколебимый, как народный дух русской армии. Именно в этот момент Болконский олицетворяет нравственное превосходство своего народа, и именно оно оказалось сильнее физической и военной мощи наполеоновской армии.

Приводят духовные искания к умению сочетать личное с общественным и Пьера Безухова. Долго и трудно дались ему поиски смысла жизни и счастья, а понял он, зачем нужно жить, во время Бородинского сражения, попав в эпицентр военных событий. Пьеру удивительны солдаты, принявшие его в свои ряды так, как будто знали его всегда. И граф не только действует, как они, он, кажется, мыслит и чувствует одинаково с солдатами. И уже в плену, когда он оказался рядом с народом, осознает Пьер, что счастье – в любви и служении людям. Пожалуй, неслучайно простые истины звучат из уст Платона Каратаева, солдата с огромными руками, способными, кажется, обнять целый мир, с добрыми глазами и сердцем.

Нельзя не отметить и то, что Толстой, изображая войну, показывает не бравых офицеров со знаменем в руках. Читатель видит военные будни простых солдат, их нелегкий труд. Тем самым доказывает писатель свою мысль о том, что народ движет историю.

На примере Тихона Щербатого и Платона Каратаева Толстой показывает два исконно русских характера, подчеркивая их контрастность, но необходимость обоих на войне.

Тихон Щербатый – беспощадный к врагам, ловкий, хитрый, бесстрашный участник партизанского движения, на которое не рассчитывал Наполеон и которое сделало войну народной. В Тихоне собраны лучшие качества русского солдата, необходимые в бою.

Платон Каратаев – это мудрость народа, смирение и всеобъемлющая и всепобеждающая любовь. Если Тихон смел и беспощаден к врагу, то Платон любит и врага тоже. Он и умирает с любовью и без злобы в сердце, потому что в нем нет смятения, все в Платоне просто и понятно. Поэтому и смерть свою он принимает спокойно, подчиняясь воле Бога. Платон Каратаев – целостный образ, его задача – нести душевный покой и ясность ума людям. Он воплощает лучшие черты народа, основу народного единства.

 В начале третьего тома Толстой пишет: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы». Единство духа в романе соткано из судеб множества героев. Каждый из них по-своему действует на историю. Но только все вместе они могут стать настоящей движущей силой, способной одолеть сильного противника. Только соборность может укрепить дух каждого человека в непростое для него время.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий