Образ Макара Чудры в рассказе Максима Горького «Макар Чудра»

Образ Макара Чудры в рассказе Максима Горького Сочинения по литературе

Уважаемые читатели Литероведа, предлагаем вам сочинение на тему «Образ Макара Чудры в одноименном рассказе Максима Горького «Макар Чудра», в котором раскроем образ одного из главных героев произведения.

Максим Горький – известный русский писатель, прозаик и драматург, внесший огромный вклад в сокровищницу русской литературы, подаривший миру не только гениальные произведения, которые учат добру и милосердию, воспевают свободу и правду, побуждают бороться с рабством и несправедливостью, описывают «свинцовые мерзости жизни», но ярких, интересных, уникальных героев: Данко, Лойко Зобара, Челкаша, Радду, Ниловну, Ларру, Сокола, Буревестника, Цыганка, Фому Гордеева, Емельяна Пиляя и многих других.

Среди интересных персонажей Горького достойное место занимает Макар Чудра – герой одноименного рассказа писателя. «Макар Чудра» был написан в 1892 году и стал первым произведением Максима Горького, не только открывшим романтический период творчества писателя, но и положившим начало его литературному пути. Главный герой рассказа – старый цыган, кочующий с табором по широким просторам юга России. У него есть дочь – красавица и певунья Нонка, видимо, когда-то была и жена, о которой он не любит вспоминать. Во время остановок герой сторожил табун лошадей, в это время однажды и познакомился с ним рассказчик. Лицо у Макара Чудры было старое, казавшееся от загара совсем черным, отчего седые усы отчетливо выделялись на фоне загорелой кожи. В свои пятьдесят восемь лет он был сильным и крепким, казался похожим на старый могучий дуб, обожженный молнией, но даже после удара стихии оставшийся  мощным, крепким и гордым своей непокоренной силой. Героя не пугали ни сильный ветер, ни холод: во время разговора с автором он лежит в красивой, сильной позе. Чекмень у него распахнут, однако Макар Чудра даже не пытается закрыть свою грудь от резких порывов ветра, будто совсем не замечает его.

Больше всего на свете герой, как все цыгане, любит свободу, волю, простор. О себе он рассказывает, что однажды он сидел в тюрьме, и до такой степени ему там было тоскливо, что чуть даже не удавился своим поясом. Герой не любит сидеть на одном месте, его больше привлекает кочевая жизнь, поэтому за свои пятьдесят восемь лет он побывал во многих местах, но нигде не задерживался надолго. Во время странствий цыган получил богатый жизненный опыт, знания, мудрость. Если записать на бумаге, сколько Макар Чудра видел за свою жизнь, то не хватит для этой бумаги даже тысячи торб.

Он человек, умеющий думать, наблюдать, философствовать. Своими философскими мыслями о человеке, его предназначении на земле он делится с собеседником. Макар Чудра осуждает людей, называет их странными за то, что они живут кучей, давя друг друга, несмотря на то, что на земле много места. Герой не понимает, зачем человек так много работает, сеет, пашет, отдает по капле все свои силы земле, а потом умирает таким же дураком, каким и родился, не успев даже выкопать себе могилы. Эту привязанность к одному месту Макар Чудра считает настоящим рабством. Человек сам делает себя рабом, привязываясь к определенному уголку, к дому. Такая жизнь не по нему. Обосновавшись на одном месте, невозможно понять ни степную ширь, ни говор морской волны, ни вольную волю. Выбор своего собеседника — путешествовать по свету, встречаться с новыми людьми — Макар одобряет, так и говорит ему, что тот выбрал «славную долю». Нужно ходить и смотреть, а когда насмотришься, тогда можно умирать. Он убеждает собеседника, что каждый сам себе жизнь, один человек может спокойно прожить без другого, так как всякий знает, что ему больше нужно и зачем, поэтому никто не может научить другого человека быть счастливым. Счастье индивидуально. Макар Чудра рассказывает о беседе с одним строгим человеком из русских, который учил жить не так, как хочется, а по Божьему слову. Этот же человек учил покоряться Богу и утверждал, что если попросить у Всевышнего, то он даст все, что просишь. Посмеялся цыган над этими словами «строгого русского человека», так как тот сам был в лохмотьях, и когда Макар Чудра посоветовал ему попросить у Бога другую одежду, тот рассердился и прогнал героя, хотя до этого учил любить людей и прощать их. Все эти мысли, утверждения, выводы выдают в Макаре Чудре человека, постигшего важные истины, мудрого, гордого, анализирующего. Он понял назначение человека на земле, смысл жизни, скрытый от многих.

Макар Чудра поучает своего собеседника избегать любви и женщин, так как это чувство парализует волю человека, забирает всю душу до остатка, лишает свободы, возможности трезво думать, рассуждать. В подтверждение своей правоты он рассказывает трагическую историю о смелом, красивом и гордом цыгане Лойко Зобаре и красавице Радде.

Молодая цыганка жила в таборе, с которым кочевал Макар Чудра. Девушка была не только исключительной красоты, но независимой, гордой, высокомерной натурой. Многих юношей и мужчин погубила она. Многие богачи готовы были пожертвовать всеми своими богатствами ради возможности обладать ею. Однако Радда отвергала материальные блага, поэтому отказывала всем женихам, не желая терять свою свободу, которую считала самым главным богатством. Она называла себя гордой орлицей, которая не может жить в одном гнезде с вороном.

Лойко Зобар был под стать Радде: смелый, отважный, гордый, он безгранично любил волю. Удалой цыган разбил не одно девичье сердце, но ни одна из тех девушек не смогла покорить его гордую, свободолюбивую душу. Больше всего на свете Лойко Зобар любил лошадей, и если какая-то понравится ему, то даже целая рота не могла спасти эту лошадь: через некоторое время молодой цыган гарцевал на ней. Но быстро надоедали ему и самые пылкие красавицы, и хорошие кони, а деньги, богатства не представляли для него никакой ценности. Если кому-то нужно было бы его сердце, молодой цыган вырвал бы его из своей груди и отдал, настолько щедр он был. Для Макара Чудры герой является идеалом человека: он свободолюбив, щедр, мудр и талантлив. От Лойко Зобара исходит особая душевная теплота, поэтому рядом с ним любой человек становился лучше и добрее.  

И эти два гордых, красивых человека, больше всего на свете дороживших своей свободой, волей, полюбили друг друга, но не смогли соединить свои сердца и жизни. Ни красавица Радда, ни удалой Лойко Зобар не хотели уступать друг другу и терять свою свободу. Молодой цыган, попросивший руки Радды у ее отца, потребовал от будущей жены беспрекословно подчиняться мужу, быть послушной и покладистой. В ответ на это девушка, громко рассмеявшись, сбила Лойко Зобара с ног ременным кнутом, и тот ушел, прихрамывая.

Радда же предложила своему возлюбленному совершить обряд, который проводили в старину черногорцы: жених на глазах у всех низко кланяется невесте и целует ее правую руку, что указывает на право первенства.

Каждый из влюбленных старался занять главенствующее положение, пытаясь заставить другого поступиться своими жизненными принципами, отказаться от личной свободы и независимости. Молодые люди настолько были ослеплены гордыней, что даже не пытались найти в отношениях компромисс, который удовлетворил бы их обоих, поэтому единственным решением из этой ситуации они видели смерть. Всю ночь не спал, обдумывал слова Радды Лойко Зобар, а наутро пришел в табор и на глазах у всех убил гордую красавицу. Удалой цыган не мог вырвать из своего сердца любовь к ней, но и покориться девушке, потерять свободу он тоже не мог. Убив Радду, Лойко Зобар принял смерть от рук отца цыганки, старого который отомстил юноше за смерть дочери.

Рассказанная Макаром Чудрой легенда, восхищение старого цыгана смелостью, свободолюбием героев, как нельзя лучше характеризует его. Читателю становится понятно, что для старого цыгана свобода – наивысшая ценность, а Лойко Зобар и Радда – это идеалы свободолюбия, которыми герой восхищается. Даже такое яркое, безграничное, всепоглощающее чувство, как любовь, которую герои испытывали, они считали цепью, сковывающей их свободу, лишающей их воли.

В изображении Максима Горького Макар Чудра – романтик, мечтатель, философ, тонко чувствующий красоту окружающего мира. Он близок по своему духу, внутреннему миру к героям рассказанной им легенды. В его образе воплощаются и духовный порыв, и жажда красоты, познания.  Макар Чудра – одаренный вольнолюбец, который склонен размышлять и о своей судьбе, и о судьбе других, таких же, как он, людей. Для него, беспокойного и задумавшегося, чуждо стяжательство, мещанское самодовольство, стремление к покою. Это один из самых интересных героев в творчестве классика русской литературы.

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий