Читателям интернет-журнала Литеровед предлагаем сочинение на тему «Образ Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов», в котором не только нарисуем портрет главного героя произведения, но и расскажем о формировании его характера.
Летом 1857 года писатель И.А. Гончаров заинтриговал своего друга Лоховского необычным письмом, в котором говорил о некой девушке, которую любит так, что не может надышаться, и о своем сопернике, молодом, но слишком неповоротливом человеке. Как потом оказалось, речь шла об Ольге Ильинской и Илье Обломове, героях романа, над которым на тот момент работал писатель. В 1859 году в журнале «Отечественные записки» роман был напечатан, и читатели наконец познакомились с теми загадочными личностями, о которых когда-то писал Гончаров в своем письме.
В основе произведения лежит проблема формирования личности в обстановке, когда окружающие всячески пытаются подавить проявление хоть некоторой самостоятельности. Автор рисует портрет человека, привыкшего с детских лет получать желаемое при помощи других людей. Таким человеком является Илья Ильич Обломов. Он молодой дворянин, коллежский секретарь. В начале произведения ему примерно тридцать три года, двенадцать из которых он живет в Петербурге. Илья Ильич родился в Обломовке – райском уголке, находящемся далеко от больших и шумных городов и дорог. Он был любимым и единственным сыном своих родителей, поэтому все внимание и вся любовь окружающих доставались ему. Барский сын никогда не трудился, все, чего ему нужно было, тотчас совершалось крепостными крестьянами.
Обломов учился в пансионе Ивана Богдановича Штольца. Учиться ему не нравилось, так как это был тот же самый труд, только не физический, а умственный. В двадцать с небольшим лет, после окончания пансиона Ивана Богдановича Штольца, он уехал из родного имения в Петербург, полный надежд и планов, учился в университете, потом устроился на службу. Однако более двух лет прослужить не смог, так как быстро разочаровался и в коллегах, и в начальнике, и в самой службе и после первого незначительного промаха вышел в отставку, дослужившись до невысокого чина. Он надеялся, что отношения с коллегами и начальником будут похожи на семейные отношения, но его надежды не оправдались. После отставки он безвыездно жил в Петербурге на Гороховой улице в четырехкомнатной квартире.
Мы видим, что на диване лежит полноватый человек с пухлыми руками, узкими плечами и бледной шеей. У Обломова была вполне приятная внешность, несмотря на заметную лысину, украшением его лица служили темно-серые глаза, в которых весьма редко появлялась какая-либо мысль, однако почти сразу же исчезала, будто не смея тревожить хозяина. Он давно уже не заботится о своем внешнем виде. На Обломове чаще всего надет его любимый восточный халат, который герой практически не снимает, отчего вещь порядком износилась, утратила свою свежесть, но Илья Ильич этого вовсе не замечал. Его ноги обуты в мягкие домашние туфли. Носки он может надеть с разных пар или даже наизнанку. Обломов не желал снимать уютную домашнюю одежду и переодеваться для выхода в свет, поэтому отказывался от предложений посещать светские мероприятия, находя для этого различные причины и объяснения. Он с удовольствием оставался дома и проводил время в состоянии полудремы.
По характеру Илья Обломов – человек мягкий, добрый, мечтательный. Превыше всего герой ценит покой и тишину. Снимая квартиру, состоящую из нескольких комнат, он все свое время проводит только в одной, которая служит ему и гостиной, и столовой, и спальней, и кабинетом. Порядок в комнате не поддерживается, о чем красноречиво говорит пыль на мебели, разбросанные везде вещи. Распорядок дня Ильи Ильича состоит всего из нескольких пунктов: поесть, поспать и изредка помечтать. Лежа на диване, он мечтает о счастливой семейной жизни с женой и детьми в своем имении Обломовке, однако что-то сделать для того, чтобы у него появилась семья, Обломов не способен. Герой бездеятельный, ленивый, апатичный человек. Всякие решения даются ему с большим трудом, он предпочитает, чтобы те проблемы, которые у него возникают, решались кем-то другим. Если же человек, который способен помочь Обломову, не находился, то решение проблемы откладывалось. По этой причине в течение долгих лет Обломов не ездил в Обломовку, чтобы проверить, как обстоят дела в хозяйстве. Для него было даже трудно выйти куда-либо из квартиры на то время, пока ее приведут в порядок.
Илья Ильич – человек доверчивый, его легко обмануть, обвести вокруг пальца. Он верит Тарантьеву, который часто занимает у него денег, но забывает их возвращать. Его бессовестно обманывает староста имения, который ежегодно пишет о пожарах, недоимках, неурожае, уменьшении дохода, а хозяин никак не удосужится проверить достоверность его слов, так как ему лень выйти из привычного состояния и проехать за несколько сотен верст до Обломовки. Для спасения имения от разорения Обломов обдумывает проект или, как он называет это, план, однако годы идут, а проект никак не «обдумается». И хотя герой понимал необходимость этого проекта по улучшению порядка управления имением, но предпринять что-то решительное он не мог, откладывая работу на завтра.
Есть в характере Ильи Обломова такие качества, как искренность, порядочность, честность. Он отзывчивый и чуткий человек, умеющий любить. Искренние чувства к Ольге Ильинской смогли ненадолго вывести героя из привычного состояния, наполнить его жизнь чем-то возвышенным и прекрасным. К сожалению, связать свою судьбу с возлюбленной Обломов не сумел, так как верх над ним взяли лень и апатия.
Обломов – отличный друг. Штольц признается, что после шумных мероприятий, жизненной суеты ему приятно ехать к Илье Ильичу, сидеть на его широком уютном диване и вести дружеские беседы, иногда спорить. Общение с Обломовым дарило Андрею какой-то душевный покой, умиротворение, успокаивало встревоженную душу. Такие чувства испытывает человек, который вернулся из прекрасных зал в свой собственный скромный дом.
В образе Ильи Обломова И.А. Гончаров изобразил человека, испорченного существующим строем. Крепостничество превратило наблюдательного, активного, любознательного мальчика в мужчину, не чувствующего вкуса жизни, совершенно бесцельного, пассивного, медленно умирающего сначала морально, а потом и физически. Автор отмечает, что время Обломовых уходит в прошлое, уступая место таким героям, как Штольц.