Образ Оли Мещерской в рассказе «Легкое дыхание» (И. А. Бунин)

Образ Оли Мещерской в рассказе «Легкое дыхание» (И. А. Бунин) Сочинения по литературе

Литеровед предлагает вниманию дорогих читателей сочинение по литературе на тему «Образ Оли Мещерской в рассказе И. А. Бунина «Легкое дыхание», раскрывающее противоречивый характер героини.

В своем творчестве И. А. Бунин продолжил чеховские традиции. Его прозаическим произведениям присуща предельная лаконичность и наполненность. Проза Бунина имеет много сходного с поэзией. В ней есть та же образность, краткость, глубина, возможность интерпретации. Бунин обращается к «вечным» темам: красота, любовь, смерть. Решает он их по-своему. Любовь для него – это высшее счастье. Причем, это определение относится и к любви  без взаимности. Любовь непременно должна быть связана с трагедией.

Рассказ «Легкое дыхание» как нельзя лучше иллюстрирует эти черты бунинской прозы. Все, начиная от названия и заканчивая описанием кладбища, дышит поэзией. В произведении нет ни одного случайного слова. Все содержание рассказа подчинено созданию образа главной героини.

Рассказ «Легкое дыхание» начинается с конца жизни персонажа. Автор словно интригует читателя. Первые строки описывают кладбищенский крест, «крепкий, тяжелый, гладкий». С траурного медальона «поразительно живыми глазами» смотрит гимназистка. Этот контраст с кладбищем говорит о неестественности произошедшего, нарушившего законы природы. Молодые люди должны жить.

Несоответствие законам бытия порождает множество вопросов. Какой она была при жизни эта девушка с «живыми» глазами? Что наполняло ее существование? Почему закрылись эти «радостные» глаза? Что оборвало ее жизнь? Что послужило причиной смерти? На все эти вопросы пытается ответить писатель, прослеживая судьбу героини с самого детства.

Оля Мещерская была «хорошенькой, богатой, счастливой девочкой». В ней не было ничего выдающегося, она сливалась с толпой «коричневых гимназических платьиц». У нее хорошие способности, она озорная, беспечная, как и многие другие девочки. Поворотным моментом в ее жизни стал подростковый возраст. Она как-то быстро повзрослела. В четырнадцать лет у нее была уже вполне оформившаяся фигура с округлостями в нужных местах. Стройные ножки и тонкая талия дополняли картину. В пятнадцать она уже считалась настоящей красавицей. Такое раннее развитие также можно считать своего рода несоответствием законам природы. Возможно, с этого момента и нарушился ход жизни Олечки Мещерской. Она так спешила повзрослеть, торопилась жить, что и привело ее к быстрому финалу.

Ее образ не так прост, как может показаться на первый взгляд. Бунин показывает внешнюю и внутреннюю сторону жизни героини. Во всем была хороша Мещерская. Она лучше всех танцует, катается на коньках. Она всегда выглядит привлекательно, причем это не стоит ей никакого труда. Она не замечает своего очарования и красоты. Это порождает зависть ровесниц и взрослых женщин.

Внешняя сторона ее жизни заключается в том, как воспринимают ее окружающие. Вокруг стали говорить о ее легкомыслии, изменчивости, о том, что она «не может жить без поклонников». Всем казалось, что она чересчур весела и беззаботна, что это уже выходит из рамок приличия и похоже на сумасшествие. Начальница гимназии не могла оставаться безучастной к происходящему и вызвала Мещерскую к себе. Она обвиняет девушку, что та ведет себя непозволительно, указывает ей на прическу, которая не соответствует правилам гимназии. Начальница напоминает героине о том, что она «пока только гимназистка». Нужно отметить, что писатель в этом эпизоде называет девушку по фамилии, словно подчеркивая официальность обстановки. Начальница выполняет свою обязанность, которая предписана ей должностью. Она проводит беседу с распоясавшейся ученицей, указывая ей на проступки, недостатки, недостойное поведение. При этом ее не интересует внутренний мир Оли. Ей нужно, чтобы она начала себя вести правильно, в соответствии с общественными нормами и требованиями гимназии. Она даже не отложила в сторону вязание, хотя напустила на себя строгий вид. Гимназистка же своим свежим взглядом отмечает множество деталей, ей нравится этот кабинет, нравится жить. Она не желает унывать, загонять жизнь в рамки. Бунин неоднократно подчеркивает простоту и естественность внешности и поведения героини. Начальницу раздражает спокойствие и веселье ученицы.

Во время разговора Мещерская ведет себя просто и естественно. Так же просто и естественно она рассказывает даме о том, что прошлым летом она стала женщиной. Виновником этого стал брат начальницы Алексей Михайлович Малютин. Она не пытается никого унизить, оскорбить, упрекнуть, а лишь констатирует факт.

Через месяц после этой беседы казачий офицер плебейского вида застрелил ее на железнодорожной платформе среди множества людей, сошедших с поезда. Он отдает полицейским дневник, где были строки, подтверждающие слова, сказанные Олей начальнице.

Дневник приоткрывает скрытую от всех сторону ее жизни. Она, действительно, была очень счастлива. Ей казалось, что она будет жить вечно. То, что произошло в этот день, Оля не могла себе объяснить. Это словно случилось не по ее воле, хотя она не сопротивлялась. Теперь она сама считает, что сошла с ума. Вспоминая о происшествии с отвращением, она говорит о том, что теперь ей только «один выход». Поневоле возникают мысли о самоубийстве, но Оля не покончила с собой. Она продолжала жить, так же кататься на коньках, танцевать, бегать наперегонки с первоклассницами. Окружающие не заметили никаких перемен в ее поведении.

На Олину могилу часто приходит ее классная дама. Она имеет некую странность в характере, которая отторгает ее от внешнего мира. Она уже немолода, но в ее жизни не происходит ничего примечательного, поэтому она придумывает себе что-то и живет в призрачном мире фантазий. Она часто вспоминает разговор Оли с подругой, который она подслушала случайно. Девушка прочитала в отцовской книге о том, какой должна быть настоящая женщина. Среди прочих перечисленных внешних качеств она упомянула о «легком дыхании». Это главное, и оно у нее есть. После смерти она сама превратилась в легкое дыхание. Образу классной дамы автор уделяет достаточно много внимания. Она представляет собой контраст с Олей Мещерской, которая жила полной, насыщенной жизнью. Классная дама живет в вымышленном мире чужой жизнью. Ей незнакомы чувства, страсть, полнота жизни.

Авторское отношение к Оле выражается в отдельных художественных деталях. Он неоднократно останавливает внимание читателя на живых, ясных, сияющих глазах девушки. Они говорят о ее жизнелюбии, легком характере, доброте. Ей завидовали все особы женского пола, мужчины видели в ней объект вожделения. Она ни к кому не испытывала ни любви, ни ненависти. Ее любили дети, она с удовольствием возилась с ними. Это качество характеризует ее с лучшей стороны.

Несоответствие проявляется в каждом фрагменте рассказа. Становится понятно, почему ушла из жизни девушка. Мир, который окружал ее, не соответствовал ей. В нем не было той легкости, простоты и естественности, которыми была наделена героиня.

Ее внешнее спокойствие, беспечность, веселье противоречили тем чувствам, о которых она писала в дневнике.  Эти слова об отвращении, которое она не может пережить, наталкивают на мысль, что при внешнем веселье девушка испытывала глубокую драму в душе. Безудержное веселье, похожее на сумасшествие, было похоже на то, что она пыталась заглушить тоску и боль. Она сама не могла покончить с собой, поэтому выбрала для этого офицера, который не мог иметь «ничего общего с тем кругом», к которому принадлежала она сама. Наверно, Оля хорошо знала его характер, и этот поступок с дневником был провокацией. Его поступок был ожидаем. Она выбрала такой способ справиться с болью.

Многие критики видят в рассказе Бунина только поэтизацию греха. Я думаю, что грех здесь не прославляется, не превозносится. Девушка сожалеет о том, что произошло, она раскаивается и сознательно идет на смерть. Она с такой легкостью признается начальнице, потому что не собирается жить долго. Она уже приняла решение уйти из жизни, оставалось только выбрать способ. Произведение производит грустное впечатление. На мой взгляд, автор осуждает взрослого мужчину Малютина, который так бездумно, походя, погубил юное создание, удовлетворив свою похоть. Девушка оказалась беззащитна перед варварством и вульгарностью.

Композиция рассказа подчеркивает основную мысль рассказа и главные черты образа главной героини. Первое и последнее предложения представляют собой яркий контраст: тяжелый дубовый крест на могиле Оли и развеявшееся по миру после смерти ее легкое дыхание. И в них же все воплотилось: и красота жизни, и тяжесть греха, и очарование женщины.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий