Одним из ключевых эпизодов в романе Льва Толстого «Война и мир» является Шенграбенское сражение. Именно там главные герои получают свои первые военные уроки жизни. На Шенграбенском сражении раскрывается проблема истинного и лживого патриотизма. Все молодые бойцы хотели проявить себя с лучшей стороны, совершить настоящий подвиг. Это сражение показало, готовы ли они к этому или же «война» для них была пустым далеким словом.
Для описания Шенграбенского сражения Толстой активно использует гиперболу. Исторически известно, что это была неравная битва: вдвое меньше наших бойцов и огромная французская армия. В романе же французы выглядят еще больше устрашающими: их ряды автор изрядно увеличивает. Это сражение стало необходимым, чтобы спасти всю русскую армию. Кутузову нужно было добраться до Цнайма раньше, чем это сделают вражеские полки. Поэтому он оставил авангардный отряд Багратиона, который должен был задержать многотысячную французскую армию, чтобы подарить драгоценное время основным русским силам.
Этот маленький отряд в глазах Андрея Болконского уже с первых минут выглядит героическим. Он смотрит, как воины готовятся к сражению. Его поражает их смелые и веселые взгляды, князь ожидал увидеть страх, но никак не беззаботные усмешки. Еще с детства молодого Болконского отец учил тому, что разум – это один из главных ключей к успеху, поэтому он смотрит на французскую армию и в уме описывает возможную военную стратегию. До этого сражения он думал, что самое важное в бою – иметь план. Но потом он понял, что большие войны выигрывает не умная голова, а отважная.
Багратион, командир этого отряда, проявил себя в Шенграбенском сражении как настоящий лидер. Он прекрасно понимал неравенство их сил, но еще больше помнил о том, что они обязаны удержать эту французскую навалу. Багратион старался быть всегда спокойным. Князь Андрей заметил, что это настроение передается всем, даже самым нервным и истеричным простым военнослужащим. Сам же командир вел себя непринужденно. Все его слова были толковые, легкие и не обремененные. Он не отдавал прямых приказов, а просто советовал, как поступить в той или иной ситуации. Багратион – высший пример искреннего патриотизма. Когда силы его солдат иссякли, он стал среди них и повел их за собой, вперед.
Еще одним примером героизма в Шенграбенском сражении является Тушин. Именно его батарея взяла на себя главный удар. Но никто не сбежал и не кинул поле боя. Тушин не имел прямого приказа, поэтому действовал так, как ему велел командирский разум и сердце. Он спалил деревню Шенграбен, и это действие спасло много русских жизней. Ведь у французов ушло много времени на то, чтобы затушить пожар. Тушин был маленького роста с добрым детским лицом и храбрым верным сердцем. Имея четыре орудия, он палил так, что французы думали о том месте, как о сборище главных сил Багратиона. Враги даже и подумать не могли, что там четыре незащищенных орудия. Батарея Тушина вернулась к главной армии героем.
Багратион был зол на Тушина, ему казалось, что тот ослушался приказа отступать и по своей глупости потерял два орудия. Но ведь не это было главным, а то, что армия, благодаря этой маленькой батарее, была спасена. Именно об этом и говорит Багратиону князь Андрей Болконский. Он всегда презирал маленьких простых людей из народа, но Тушин поразил его своей отвагой. В итоге Багратион поменял свое мнение о командире спасательной батареи.
Еще одним героем в том сражении был командующий ротой Тимохин. Имея в руках маленькую и хилую шпагу, он смело идет на врага. Несмотря на скудные доспехи, он заставил французов бежать от себя, куда глаза глядят.
Князь Андрей также не спешил покидать поле боя. Он думал о том, что не трус и не посмеет убежать. Тушин отметил про себя тот факт, что Болконский оставался с ними, а не спешил укрыться от французских войск. Это сражение стало одной из ступенек на пути к становлению главного героя. Князь увидел, что на войне не всегда срабатывает выбранная стратегия. Все, чему его учили, было поддано сомнению, когда он увидел подвиг Тушина. Он понял, что на самом деле на войне не может быть никакого хорошо продуманного плана, потому что нельзя все предугадать, что здесь может происходить.
Ни одно сражение в истории не обходится без тех, кто смелый только на словах, а действия их говорят об обратном. Одним из таких лживых патриотов является Жерков. Он несколько раз получал приказ от Багратиона отправиться в тот или иной фланг и передать об отступлении. Но он настолько боялся туда ехать, что ни одна часть армии не получила этот приказ. Толстой очень ярко описывает сцены, которые рассказывают о последствиях трусости Жеркова. Это молодые, храбрые, лежащие на земле юнцы, которые последний раз в своей жизни видели голубое небо. Как же много их легло из-за того, что в нужный момент они не получили приказ командира и стояли до последнего.
Я думаю, что трусость можно простить человеку, но не бесполезные смерти людей. Нельзя выживать за счет других. Все люди одинаковы, никто не стоит выше, даже если у него есть деньги или власть. Самое ценное на этой земле – человеческая жизнь. Жерков – эгоистичен и понятия не имеет о существовании альтруистических стандартов.
Недалеко уходит от него и Долохов. Он каждый свой шаг на войне расценивает как подвиг. Как только заканчиваются военные действия, он тут же бежит собирать награды. Долохов считает себя достойным ордена, по сути, ничем не отметившись. Толстой противопоставляет ему образ Тушина, который действительно совершил подвиг, но, склонив голову, слушал обвинения Багратиона и соглашался с ним.
В Шенграбенском сражении первый военный опыт получил и Николай Ростов. Для него он оказался печальным. Он испугался и, бросив под ноги врагу свое оружие, позорно сбежал с поля боя. Позже его ранили в руку. Для молодого Николая это действительно был позор. Я не осуждаю его за такие действия. Он был слишком молод для того, чтобы понимать, что такое война. В будущем он совершит не один подвиг и даже получит свой орден. Николай Ростов больше не покинет поля боя, но всегда будет помнить об этом бегстве. Шенграбенское сражение – это военная сцена в романе Толстого об истине и фальши, смелости и страхе, патриотизме и лживости. Каждый из героев произведения находит здесь что-то новое для себя или в себе. Бояться смерти – это нормально, не все рождаются героями. Искать себе славы среди отважных павших солдат – это не по-человечески.