В кратком сочинении «Кто виноват в гибели вишневого сада?» по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» делается попытка понять суть конфликта и определить виновника трагического события.
Основная идея комедии Чехова заключается в изображении дворянства как класса, не способного нести ответственность за будущее России. В образной системе произведения сад символизирует страну, все герои – люди, ее населяющие. Россия предстает в пьесе необъятной и величественной, и люди, живущие в ней, говоря словами одного из героев пьесы, «должны по-настоящему быть великанами». Это предположение дается автором не случайно. Персонажи комедии оказываются далеко не великими, они даже не в состоянии отстоять свой вишневый сад.
Дворяне, владельцы сада, не смогли сохранить сад, можно предположить, что главная вина за его гибель лежит на них. Не смогли дворяне и приспособиться к новым общественно-экономическим условиям, уступив место новому зарождающемуся классу буржуазии. Представителем этого класса является Лопахин. Потерян сад, потеряна для них и Россия.
В самом начале произведения мы узнаем, что вишневый сад, лучше которого нет в округе, оказался под угрозой продажи или вырубки. Имение, где он растет, принадлежит Раневской и Гаеву. Это их родовое имение, доставшееся по наследству. Любовь Андреевна только вернулась из-за границы, куда уезжала после трагической смерти сына. Вместе с братом она восхищается видом цветущего весеннего сада. Они вспоминают о лунной дорожке, появляющейся в саду по ночам. Казалось бы, они больше всех должны быть обеспокоены судьбой имения. С ним связано все, что было дорого им в жизни. Здесь прошли детские годы, здесь они взрослели, мечтали, к чему-то стремились. Но, похоже, что сад стал для них тем воспоминанием, от которого они хотят избавиться.
Хороший выход предлагает им Лопахин. Он говорит о том, что на месте имения нужно построить дачи и сдать в аренду. Предприниматель обещает найти деньги, но его предложение не устраивает ни Гаева, ни Раневскую. Любовь Андреевну возмущает и расстраивает предложение вырубить сад. Гаев и вовсе называет проект Лопахина чепухой. Похоже, им не по статусу заниматься постройкой дач. Они привыкли жить трудом крепостных крестьян, об этом говорит студент Петя Трофимов. Отмена крепостного права ударила по их карману, и они оказались в долгах.
Брат с сестрой предпринимают жалкие попытки спасти вишневый сад. Большие надежды они возлагают на тетушку, живущую в Ярославле. Они надеются, что она заплатит накопившиеся долги. Но тетушка оказалась не так щедра, как им хотелось бы. Впрочем, в глубине души они сами понимают, что их попытки ни к чему не приведут. Их действия и разговоры больше похожи на оправдания. Они словно говорят: «Нам очень жаль. Мы пытаемся, но у нас ничего не выходит. Наша совесть чиста». И так они будут говорить самим себе и окружающим всю оставшуюся жизнь. Вот это и горько.
Молодое поколение, Аня, Петя, Варя, еще полны сил, они могли бы что-то предпринять, но они вовсе не задумываются о саде, не связывают с ним надежд на будущее. Варя мечтает о монастыре, паломничествах. Аня и Петя не знают, что их ждет. Петя говорит пафосные речи о светлом будущем, но трудно представить, как «облезлый барин» будет его строить.
Складывается впечатление, что судьба сада никого не беспокоит. Каждый занят своими мыслями и думает только о себе. Любовь Андреевна хоть и вернулась в Россию, но мысли ее во Франции. Там она оставила своего возлюбленного, который постоянно вымогает у нее деньги. В родных местах у нее есть только воспоминания, да и те больше печальные. Любовь Андреевна пытается отгородиться от них. Она с нежными словами обращается к шкафу, но никак не реагирует на известие о смерти няни.
Этот эффект отстраненности присутствует во всем. Все герои заняты только собой, своими мыслями и проблемами. Они очень много разговаривают, но не слышат друг друга. Отсюда часто происходят несовпадения в их речи, несуразные диалоги. Этот комический эффект, используемый Чеховым, отражает их привычное состояние. В качестве примера можно привести сцену отъезда. Петя говорит о том, что нужно садиться в экипажи. Варя отвечает ему, что калоши стоят возле чемодана, сетуя на то, какие они грязные. Гаев как всегда произносит бильярдные термины. И таких примеров в комедии много. Может быть, эта разрозненность и является причиной гибели сада.
О саде они тоже говорят только для вида, на самом деле он им не нужен, потому что вносит в их жизнь заботы и проблемы. Это становится особенно заметно, когда Лопахин купил сад. Все словно вздохнули с облегчением, засуетились, забегали, засобирались. Они словно выполнили какую-то печальную обязанность, простились с имением и уехали, забыв и о саде, и о старом больном слуге, оставшемся в брошенном доме.
Лопахин же восхищен, обрадован, потрясен тем, что стал владельцем имения, в котором его дед когда-то был крепостным крестьянином. Но так ли он рад? Спустя короткое время он уже жалеет Раневскую, а потом и вовсе восклицает: «…скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Этими словами он подводит своеобразный итог жизни всех героев. Погибает вишневый сад, но и жизнь героев можно назвать погибшей. Об этом говорят и слова Раневской в конце пьесы: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!..» эти слова говорят о том, что жизнь кончилась, впереди ничего нет.
В пьесе нет ни одного счастливого, довольного своей жизнью героя. Странно даже, что Чехов определил жанр произведения как комедию. Стук топора, раздавшийся в конце пьесы, многозначен. Он намекает на судьбу сада, которая его ждет. Также он говорит о том, что рушится старый мир, и наступает новая жизнь.
Подводя итог, можно сказать, что бездействие одних, беспечность других приводят вишневый сад к гибели. Нельзя кого-то одного винить в происшедшем. Гаев и Раневская – легкомысленные, растерянные люди, не способные к действиям. Они могут только рассуждать и сожалеть о прошлом. Они виновны, потому что ничего не смогли и не захотели предпринять. Для них все уже кончилось. Аня и Варя даже не задумываются о саде. Они еще молоды, им кажется, что жизнь еще впереди. Лопахин – делец, он должен быть лишен сантиментов. Правда, Чехов лишает его этой привилегии. Лопахин очень чувствителен, это проявляется в его отношении к Любови Андреевне.
Все вместе герои губят вишневый сад. Все вместе они забывают в заколоченном доме старого Фирса, еще один символ уходящей эпохи. Прошло время Раневской и Гаева, недолго остается и Лопахину. Символичными являются слова Ани, прощающейся со старой жизнью. Оптимизмом проникнуты сказанные вслед за этим слова Пети, приветствующие новую жизнь. Только вопрос, кто будет строить эту жизнь, сажать вишневый сад, создавать новую Россию, автор оставляет без ответа.