Сочинение на тему: «Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Сочинение на тему: «Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» Сочинения по литературе

Литеровед предлагает краткое сочинение на тему «Женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон», в котором рассматриваются образы казачек в контексте эпохи и их роль в судьбе главного героя романа Григория Мелехова.

Роман-эпопея Шолохова провозглашает мирный труд как основу человеческой жизни. Он показывает жестокость и бессмысленность войны, которая осиротила детей, сделала вдовами жен. Проведя своего героя через боль, горе, страдания, он приводит его к порогу родного дома. Здесь ждет Мелехова сын, продолжение его на этой планете. Хранительницами домашнего очага являются женщины: жены, сестры, матери.

Женские образы «Тихого Дона» отличаются яркостью, неординарностью и нравственной силой. Шолохов с большой любовью создает женские характеры, связывая их с традиционным миром казачьего быта. Нелегка судьба казачек, но они стойко переносят все тяготы жизни, выпавшие на их долю. Женские образы воплощены в героинях нескольких поколений. Всех их объединяет способность преданно любить, готовность пожертвовать жизнью ради родных людей.

Старшее поколение представляет Ильинична, жена Пантелея Мелехова. Она настоящая опора семьи, семья – смысл ее жизни. В ее образ Шолохов вкладывает понятие матери. Она пытается сохранить мир в семье, решает бытовые и моральные проблемы. Ильинична любит своих сыновей, умеет утихомирить разбушевавшегося супруга. От нее никто не слышал грубого слова. Своим снохам она стала доброй матерью. Ильинична считает себя в ответе за все, что происходит с ее детьми. Григорий на всю жизнь запомнил слова матери: «Бога, сынок, не забывай!» Ильиничне досталось пережить смерть сына, невесток. Когда пропал на фронте Григорий, она со слезами молилась за него. Верила, что не может бог отнять у нее еще и этого сына. Кто знает, может быть, ее молитвами остался жив Григорий. Спокойная, домовитая, душевная, она, бесспорно, является идеалом казачьей жены.

Главными и запоминающимися образами стали любимые женщины главного героя Григория Мелехова. Страстная, красивая, смелая Аксинья запала в душу Григория с юношеских лет. Она жила по соседству с Мелеховыми. Они часто виделись, но только, повзрослев, Григорий увидел в ней не только соседку, но и красивую женщину. Колдовскую красоту и страстность Аксиньи Шолохов отмечает не раз. Даже женщины высоко ценили внешность Аксиньи, настолько она была хороша. Где уж было устоять Григорию.

Она ничего специально не делала, чтобы привлечь внимание казака. Григорию пришло время любить, рядом оказалась Аксинья, не знавшая любви. У нее не было родных, детей со Степаном тоже родить не получилось, мужа она не любила, жила с ним по привычке, иногда жалела. Страстная натура Аксиньи давно созрела для любви и материнства. Хорошая хозяйка, подвижная, умелая, она подходит под некрасовское описание русской женщины, что «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

Аксинья с головой бросается в грешную свою любовь. Хотя сама она не осознает ее греховности. Ее любовь словно возвышает ее над грехом. Кто виноват, что ее выдали замуж за нелюбимого Степана до встречи с Григорием? И теперь, открыв для себя это чувство, заполнившее все ее существо, она бы никому не позволила оскорбить ее. Конечно, она понимает, что опорочила честь мужа, но не хочет и не может остановиться. Она стойко переносит побои супруга, осуждение и насмешки людей. Только, когда Григория отец решил женить на Наталье Коршуновой, Аксинья делает попытку забыть Григория. Она обращается к бабке-знахарке, чтобы та помогла ей расстаться с мыслями о чужом муже. Да, видно, настоящей любви не страшны никакие заговоры. Не смогла Аксинья забыть Гришку, как ни пыталась. Когда же он, поругавшись с отцом, предложил ей уйти с хутора, она, не раздумывая ни секунды, согласилась. Быстро собрала она вещи, и в тот же вечер они с Григорием ушли в имение Листницких и нанялись к ним в работники.

Спустя время Аксинья родила дочь от Мелехова. Григорий ушел на военную службу, она осталась ждать его. Дочь заболела скарлатиной и умерла, когда Григория не было рядом. Аксинью утешил сын хозяина Евгений. Колдовская красота Аксиньи покорила и его.

Оскорбленный изменой Григорий уходит от Аксиньи к законной жене. Наталья олицетворяет семейные ценности в романе. Красивая, тихая, скромная, она не выдерживает конкуренции с Аксиньей, которая заполняет собой всю жизнь Григория. Он признается жене, что не любит ее, она кажется ему холодной, чужой. Может быть, ему просто не хватило терпения, чтобы дождаться, когда Наталья станет близкой, своей. Семья это – труд. Григорий ушел от душевного труда, не постарался разглядеть Наталью, понять ее. Аксинья заслонила ему все. С ней ему было проще, понятнее. 

Обе женщины рядом с Григорием счастливы своей любовью к нему, и каждая по-своему несчастна. Когда Наталья просит Аксинью отпустить мужа, та отказывается, объяснив, что это единственный дорогой человек, который остался у нее. У Натальи есть родители, родственники, дети, у Аксиньи не осталось никого. По-человечески жаль и ту, и другую.

Наталья действительно очень отличается от Аксиньи. Она другая, более тонкая, нежная, в ней нет такой силы и стремления к жизни, как у Аксиньи. Это можно объяснить. Наталья была любимой дочерью в богатой семье. Аксинья не помнила родных, она привыкла выживать, бороться за себя, что сделало ее сильнее. Наталья любит Григория всем сердцем. Его безразличие, измены больно ранят ее. Ей не хватает душевных сил и житейской мудрости справиться с этой бедой. Сначала она попыталась свести счеты с жизнью, но попытка не удалась. Наталья порезала косой шею и осталась кривой на всю жизнь. Она уходит от Мелеховых к родителям, но потом возвращается и ждет, когда Григорий одумается. Ильинична молит бога, чтобы сын вернулся к жене.

Наталья выступает хранительницей семейных казачьих традиций. Она дождалась Григория, познала радость материнства, но очередная измена Григория выбила почву из-под ног. Беременная Наталья в отчаянии пытается избавиться от ребенка. Этот великий грех не остался без расплаты. За отнятую у ребенка жизнь Наталья заплатила своей. Пытаясь отомстить Григорию, наказать его, она убивает его не рожденного ребенка и умирает сама.

Сын Григория Мишатка передает отцу последнее послание от матери. Когда еще Наталья была жива, она попросила, чтобы Мишатка поцеловал отца за нее, когда тот вернется. Она просила, чтобы он жалел детей и еще о чем-то, но Мишатка забыл о чем. Сын выполнил последнюю волю матери. Видимо, перед лицом смерти к Наталье пришло раскаяние. Она поняла, что дети остаются совсем одни. Григория после этих слов сына охватила тоска от запоздавшего понимания своей ошибки, от того, что ничего уже нельзя вернуть, исправить. Мать говорит, что Наталья перед смертью простила его, но чувство вины терзает Григория.

Жестоко наказан Григорий: потеряв жену, он вскоре теряет и Аксинью. Она погибает от случайного выстрела. Страстная любовь сродни эгоизму, наверное, поэтому Шолохов не одобряет отношений Григория и Аксиньи, которые принесли несчастье другим людям.

Смерть Натальи была большим горем для двух семей. Ее родители потеряли единственную дочь, но и в семье Мелеховых ее любили, как родную. По сравнению с другой снохой Дарьей, она была образцом чистоты, семейственности.

Веселая, озорная Дарья была далека от семьи. Она гуляла от Петра, а после того, как Петра не стало, она словно обезумела. Свекор пытался наставить ее на путь, но она так ему ответила, что старик растерялся. В итоге Дарья заболела плохой болезнью и утопилась в Доне. Страшная смерть стала следствием ее непутевой жизни и легкомыслия.

Еще один женский образ, о котором нельзя не упомянуть, Дуняша, младшая сестра Григория. В начале романа мы видим ее тринадцатилетней девочкой. Постепенно она превращается в красивую, домовитую казачку, под стать матери. Ее любовь тоже не лишена препятствий. Она влюбилась в Михаила Кошевого, который во время гражданской войны убил ее старшего брата Петра. Он ненавидит и Григория. Дуняша мечется между братом и любимым. Она остается хозяйкой дома Мелеховых, выходит замуж за Михаила, после смерти Натальи берет на себя заботу о детях Григория. Потеряв всех родных, она не может потерять единственного брата. Она спасает его от расправы Кошевого, предупреждает об опасности. Дуняша унаследовала от матери умение заботиться о близких, хозяйственность, домовитость, умение преданно и беззаветно любить.

Женские судьбы, описанные в романе-эпопее Шолохова, не похожи одна на другую. Каждая из женщин имеет свою индивидуальность, свой характер, свою судьбу. У каждой из них большая душа, вмещающая любовь к своему избраннику, детям, родной земле. В этом величие и красота шолоховских героинь.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий