Краткое сочинение на тему «Семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» знакомит читателей с разными семейными укладами и идеалом семьи писателя.
Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» представляет собой огромное полотно, затрагивающее разные стороны человеческой жизни. Одной из главных является тема семьи. Для Толстого семья – это особый мир, в котором сохраняются традиции, люди уважают друг друга, заботятся о детях. «Для счастья нужно тихая семейная жизнь … с возможностью делать добро людям», — говорил Толстой. Роман дает автору возможность показать читателю разные семейные уклады.
Действие произведения начинается в модном салоне Анны Павловны Шерер, где собираются сливки Петербурга. Здесь мы знакомимся со многими главными героями романа-эпопеи. Сюда приходит приехавший из-за границы наследник графа Безухова Пьер. Он единственный незаконнорожденный сын, который понятия не имеет о том, что такое семья. На протяжении романа он находится в поиске семьи, которая позволит ему делать добро людям и быть счастливым.
Первая семья, с которой встречается Пьер, — это семья Курагиных. Приехав из-за границы, он живет у них в доме. Князь Василий Курагин служил и состарился при дворе. У него трое детей: дочь Элен и два сына Ипполит и Анатоль. Толстой, давая характеристики этим персонажам, выделяет черты, которые составляют их суть. Элен необычайно красива, она знает об этом. На ее лице постоянно скользит не выражающая никаких эмоций улыбка. Ипполит чертами лица похож на сестру, но на нем застыло выражение идиотизма. Третий сын был офицером, его главными увлечениями были вино и женщины.
Князь Василий принимает живейшее участие в разделе наследства графа Безухова. Пьер является единственным наследником, и он один не пытается захватить портфель с документами, из-за которого развернулась настоящая борьба между ближними и дальними родственниками. Справедливость восторжествовала, наследство досталось Пьеру. Князь Василий, стараясь вернуть упущенное, женит богатого наследника на своей дочери. Пьер понимает, что семья дурна, что не нужно ему жениться на Элен, но он не в состоянии противостоять натиску будущего тестя.
Женившись на Элен, он попадает в окружение холодных эгоистов и циников. Элен не любит мужа, женитьба на ней была ошибкой. Пьер потом сам не мог понять, как это случилось. Распутство и порочность жены заставили его вызвать на дуэль любовника жены Долохова, который смеялся ему в лицо. Кроме того, ходили слухи о связи Анатоля и Элен. Пьер потребовал развода, Элен не препятствовала: после развода она была материально обеспечена до конца жизни деньгами Пьера, больше ей от него ничего не было нужно. Жизнь ее оказалась очень короткой, она заболела какой-то страшной болезнью и умерла во цвете лет. Несчастная судьба ждала и Анатоля: во время войны 1812 года он был серьезно ранен в ногу, пришлось ее ампутировать.
С семьей Болконских Пьера связывает в первую очередь дружба с князем Андреем. Старый князь, отец Андрея, оказался в опале во времена Екатерины II. Он умен, образован, но из-за своих принципов продолжает находиться в затворничестве. Он живет с дочерью княжной Марьей в родовом имении Лысые Горы. Ведя аскетичный образ жизни, князь приучает к этому и всех в доме, в частности дочь. У Марьи строгий распорядок дня. По утрам она занимается с отцом математикой и другими науками. Отец очень строгий учитель. Княжна боится его, в его присутствии все, что она знает, вылетает из головы. После отцовских уроков следуют занятия музыкой.
Князь Андрей, умный, честолюбивый, покоряет Петербург. Он вращается в высшем свете и презирает свое окружение. Он женат, но несчастлив в браке. В доверительной беседе с Пьером он советует другу никогда не жениться. Князь Андрей в начале романа очарован Наполеоном, он мечтает о славе, о своем Тулоне.
В семье Болконских не принято открыто выражать свои чувства. И все же читателю понятно, как нежно относится к брату княжна Марья. Она ласково называет его Андрюша. Провожая его на войну, девушка вешает ему на шею образок, чтобы бог уберег его. Когда, рожая сына, умерла жена Болконского Лиза, княжна Марья взяла заботы о младенце на себя. Старый князь любит сына, но честь он ставит выше и требует от сына дорожить честным именем. Мучая дочь придирками, он предоставляет ей право самой решать свою судьбу. Когда приехал к ней свататься Анатоль Курагин, он спросил ее мнения. Марье повезло, она застала Анатоля за тем, что он проявлял знаки внимания к ее компаньонке. В силу врожденного благородства она решила не мешать «влюбленным» и отказала Анатолю.
Добрые отношения Пьер поддерживает с семьей Ростовых. Несмотря на высокий титул, они живут просто, как и многие московские дворянские семьи. В их доме бытует патриархальный уклад. Граф доверчивый, расточительный, его обворовывают все, кому не лень. Люди берут у него деньги в долг и не отдают. В конце концов, граф разоряется. Хлебосольный, гостеприимный человек, он горячо любит свою жену и детей.
Из двенадцати детей, рожденных графиней, выжило только четверо: Вера, Николай, Наташа, Петя. Нужно обратить внимание, что детей в семье Ростовых называют по-русски, а не на французский манер, как в семье Курагиных. Кроме своих детей, чета Ростовых воспитывает дальнюю родственницу Соню. Они поддерживают на первых порах и Бориса Друбецкого.
Граф Ростов искренний и душевный человек. Так он воспитал и своих детей, они добрые, жизнерадостные, немного безрассудные. Отличается от остальных только старшая дочь Вера. Она чопорная и неэмоциональная особа. Между членами семьи установились доверительные отношения. Все дети Ростовых поют, особенно хорош голос Наташи, в нем звучит ее живая душа.
Судьбы детей Ростовых сложились по-разному. Николай делает карьеру на военном поприще, женится на Марье Болконской. У него прекрасная семья, он грамотно ведет хозяйство в имении. Пятнадцатилетний Петя погибает на войне из-за безрассудного поступка. Это была огромная трагедия, от которой графиня так и не смогла оправиться. Наташа, женский идеал Толстого, выходит замуж за Пьера Безухова, становится ему верной подругой и матерью его детей.
По всему видно, что семья Ростовых особенно близка автору, и в эту семью в конце романа он приводит Пьера. Мы видим, что нет будущего у насквозь фальшивой, ограниченной мечтами о деньгах и власти семьи Курагиных. Семьи Ростовых и Болконских Толстой объединяет в одно целое, соединив все лучшее, что было в традициях этих дворянских родов.