В сочинении на тему: «Желтков в произведении «Гранатовый браслет» (А.И. Куприн)» представлено авторское видение персонажа на основе анализа его внешности, интерьера, характера и поступков.
Желтков – один из главных персонажей повести Александра Куприна «Гранатовый браслет». Его по праву можно назвать одним из самых трагических образов в русской литературе. Внешне он выглядит необычно. Этот молодой человек высокий и худой, имеет длинные пушистые волосы. Автор так описывает его внешность: «Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».
Когда-то, восемь лет назад, Желтков безответно влюбился в Веру Николаевну Шеину, даму из небогатых дворян. Тогда еще эта женщина была незамужней. Молодой мужчина увидел ее в ложе цирка и сразу же навсегда отдал ей свое сердце. Она заменила ему свет солнца и воздух. Сейчас же Вера – замужняя дворянка, но муж ее не имеет финансовой стабильности. В начале повести мы видим, как она справляет именины на даче, ведь в городе нужно собирать много гостей. Соответственно, будут большие расходы, которые они с мужем никак не могут себе позволить.
Молодой человек пытался всячески завоевать ее и получить в награду самое ценное – ее любовь, но так и не смог достичь успехов в этом деле. Он, как обреченный, скитался за ней повсюду. А потом писал ей письма, где рассказывал о местах ее пребывания, о ее круге общении и о том, в какое платье она была одета. Вера воспринимала Желткова как ненормального, который все время преследует ее. У нее никогда не было к нему чувств, и женщина даже не пыталась понять молодого человека.
Желтков же все больше уходил с головой в свою любовь. Он ходил за Верой по пятам, иногда останавливался, чтобы унести с собой предмет, которого касалась любимая. Так он подобрал платок, случайно уронен Верою, буклет, которого она касалась. А самое дорогое в его коллекции было письмо от Веры. Правда, она писала ему о том, чтобы он больше не тревожил ее своими письмами и оставил в покое. Но этот факт не сделал ее письмо менее ценным в его глазах.
Он сжимал этот клочок бумаги, как самое дорогое, что было в его жизни. Впрочем, после этого Желтков действительно стал писать намного реже: только по большим праздникам и на ее день рождение. Через два года после их встречи Вера Николаевна вышла замуж. Казалось бы, что все надежды Желткова на то, что любимая женщина все-таки будет с ним рядом, рухнули. И все же, любовь его не ушла, сердце не остыло, а все еще пылало тем редкостным огнем, который не каждый способен в себе зажечь.
В быту же Желтков был обычным чиновником. Жил он очень бедно, этот вывод можно сделать из описания его жилья и некоторых фраз, оставленных ним в письме к Вере. Желтков снимал комнату в доме на Лютеранской улице. Хозяйкой там была одна старая женщина. Сам дом был грязным и неосвещенным, не лучше выглядели и его апартаменты: «Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода». Мебели там было совсем немного.
Казалось даже странным, что человек с такой открытой и огромной душой живет в таких темных и неприглядных местах. Хозяйка отмечала, что Желтков – человек с мягким характером, жалоб у нее никаких не было. Также стоит отметить его каллиграфический красивый почерк и слабый голос. После восьми лет страданий и безответной любви Желтков снова пишет Вере на ее день рождения. В этот раз вместе с письмом женщина получает и необыкновенный подарок – гранатовый браслет.
Эта вещь, по словам Желткова, принадлежала женщинам его рода и передавалась из рук в руки через многие поколения. Он помнит, что когда-то его носила прабабушка, а также его мать. Этот подарок символизирует глубину и вечность его чувств к Вере. Он считает эту женщину единственной достойной носить его семейную реликвию, войти в его род. Но Вера не хочет принимать этот подарок и по честности своей рассказывает о письме и подарке своему мужу Василию и брату Николаю, который проживал с ними.
Ее муж и раньше знал об этом неизвестном мужчине, который подписывал письма «Г. С. Ж.», он был посвящен в эту историю с самого начала. Подарок Желткова больше всех зацепил брата Веры. Он считает, что таким образом этот человек может навлечь беду на их семью. Возможно, он захочет вернуть эту вещь через суд или еще что-то. В итоге Николай и Василий решили отыскать Желткова во что бы то ни стало. И у них это получилось.
Но вместо разбойника, вымогателя и сумасшедшего, их встретил вот такой искренний молодой человек с открытым сердцем и душой. Василий Львович сразу же почувствовал всю глубину страданий этого человека. Об этом кричали его глаза и тихие речи. А вот Николай всячески отказывался увидеть муки. Он давил, угрожал судом и просил оставить его сестру в покое, иначе они вынуждены будут пойти на крайние меры. Василий стал необычно робок перед этим величественным человеком и даже не отказал ему в просьбе поговорить по телефону с Верой.
Естественно, разговор Желткова с возлюбленной закончился ничем. Он был не нужен ей, она многого еще не понимала в тот момент. Вера не была готова к таким чувствам. В их браке с Василием давно уже не было любви. Там остались только ее осколки и уважение, выработанное годами как семейный организм. После короткого разговора с Верой Желтков понимает, что его судьба давно разрешена свыше, еще с того момента, как он впервые увидел эту женщину. Бедный чиновник садится за последнее письмо для Веры и кончает жизнь самоубийством.
Он не хотел, чтобы кто-то догадался о всей этой истории и, защищая любимую, оставил предсмертную записку, в которой объяснил свой поступок «растратою казенных денег». Таков был финал Желткова, но вся его жизнь не была напрасной. Во-первых, сама Вера многое поняла и открыла для себя, пускай и спустя 8 лет. На дне рождении ей посчастливилось увидеть своего дедушку-чудака, бывшего генерала Аносова. Он повидал много всего в своей жизни: от ранения до смерти, от любви до ненависти. Именно он и рассказал ей о настоящей редкостной любви, похожей на бред сумасшедшего маньяка. Такая любовь случается очень редко, и не каждому удается на своем пути увидеть это чудное явление.
Такою была любовь Желткова. И Вера поняла это. Она поняла, что потеряла, только после его смерти. Даже осмелилась прийти к нему, чтобы увидеть собственными глазами влюбленного в нее, но уже мертвого, мужчину. До этого она получила то последнее письмо от него. Желтков в нем все также признавался в своей любви. Он писал о том, что не винит ее в своей смерти. Она всегда останется для него неким божеством, к ногам которого он давно уже положил абсолютно все. Желтков не мог интересоваться в этой жизни ничем иным, кроме нее.
Ни политика, ни философия, ни деньги – ничто не стояло для него даже близко возле ее облика. Он видел ее во всем, чего касался, что просто смотрел и слушал. Последнее и единственное, что он попросил у нее: сыграть или прослушать сонату Бетховена. Это говорит о его тонком музыкальном вкусе и хрупкости нежной души, которую затрагивают струны звучных мелодий. Когда Вера послушала эту сонату, она действительно услышала в ней больше, чем ожидала. В этой мелодии плакала израненная годами безответной любви душа, готовая на самопожертвование и самоотречение.
Я думаю, что повесть «Гранатовый браслет» – это гимн, воспетый тем редкостным людям, которые еще не разучились страстно и верно любить. Здесь таким героем является Желтков. Другие персонажи также чувствуют его тонкую натуру. Например, после встречи с Желтковым муж Веры говорит: «Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и даже почти понял, что передо мною мертвый человек». Сама Вера, услышав подробный рассказ о визите Василия и Николая к Желткову, также понимает, что этот человек скоро умрет.
Без нее ему незачем существовать. Вся его истина, боль и жизнь выражены в четырех коротких словах, которые он написал в последнем письме к Вере. Женщина услышала их также в сонате Бетховена: «Да святится имя Твое». Эти слова взяты с канонической молитвы Богу, Тому, Кто, по вере христианской, содержит все живое на этой земле. Таким божеством для Желткова была Вера.
Образ Желткова в повести «Гранатовый браслет» является трагическим и одновременно сильным. Он выделяется из толпы эгоистических людей, не способных на высшее проявление любви. И в то же время, именно это чувство предрекает его на неизбежную смерть. В мире, где брат убивает брата, нет места таким, как Желтков.