Сочинение: Трагедия Гражданской войны в романе-эпопее «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)

Трагедия Гражданской войны в романе-эпопее «Тихий Дон» (М.А. Шолохов) Сочинения по литературе

Трагедия Гражданской войны в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» проходит красной нитью не только через судьбу главного героя, но и через мирную жизнь всего донского казачества. Отношение у людей к войне разное, но раны и потери, нанесённые смутным периодом, навсегда останутся в душе каждого.

Особенно сильной трагедия кажется на фоне мирной и отлаженной жизни, которую рисует М.А. Шолохов в самом начале романа. На хуторе Татарском, в станице Вёшенской радости и горести, характерные для любого деревенского жителя: повседневная работа по хозяйству, в поле, рождение и воспитание детей, любовь и ревность. Мы видим крепкие хозяйства Мелеховых и Коршуновых, несчастливую жизнь Аксиньи со Степаном, мечты о будущем Натальи и угасание деда Гришаки. Война вмешивается в мирный уклад, ломая все традиции и многовековые устои.

Одногодки Григория Мелехова учатся убивать. Пройдёт немного времени, и они станут это делать, искренне веря в сиюминутные ценности, навязанные политикой. Они не будут щадить ни братьев, ни крёстных, ни сватов. И начнут буквально захлёбываться кровью родных.

Сначала казаки уходят на фронт, а потом многие — и из жизни. Они вольнолюбивые и смелые, видели немало сражений, готовы служить Родине и умирать за неё. Но Гражданская война бессмысленная, и от неё страдают и простые хуторяне, и фронтовики, и богатые, зажиточные казаки. Распадаются семьи, рушатся хозяйства. Всё, что строилось годами, во что люди вкладывали силу, душу, надежды, теперь никому не нужно, попросту обесценено. Но страшно не то, что теряется материальное, а то, что убито духовное.

Жестокими стали все: особенно противоестественно, что даже женщины — хранительницы очага. К примеру, Дарья без раздумий убивает Котлярова, считая, что мстит за своего мужа Петра Мелехова.

Или женщины вынуждены молча ждать возвращения любимых, думая о том, как прокормить детей. Мужчины обречены убивать и испытывать страх быть убитыми, причём братьями, друзьями. Вспомните, что Григорий едва не нападает на отца, не узнав его со спины. Казаки, привыкшие к доверию, сплочённости, миру, не могут не испытывать боли от этой опустошающей душу ситуации. Но и остаться в стороне они не могут: каждый должен выбирать.

Что лучше — обещание всеобщего братства или приверженность устоявшемуся строю? Какую сторону выбрать — красных или белых? Остаться в стороне нельзя, но ведь и те, и другие — соотечественники.

Казаку, далёкому от политики, сложно понять различие между ними. Недаром М.А. Шолохов пишет страшные слова: «…белый был — красным стал». Почему же? «Кровь обагрила». И      наоборот. «Смерть побелила». Писатель сравнивает Гражданскую войну с плугом, режущим пласты земли, убивающим заодно народ: «…словно кто борозду пропахал и разделил людей…»

Бедные просто хотят свободы, поэтому присоединяются к красным, которые обещают всеобщее равенство. Но в реальности казаки видят убийства, жестокость. Переходят к белым, вроде интеллигентным, но… Опять видят ложь, жажду власти, желание убивать. Абсолютно запутавшись, убегают в банды, но и там царит кровь. Где же найти место простому человеку?

На этот непростой вопрос пытается ответить Гришка Мелехов: именно в его образе особенно ярко раскрывается ломка человеческого сознания. «Мягкий сердцем», он долго не может забыть первое «законное» убийство австрийца. Григорий не считает себя героем, жалеет о совершённом поступке, понимая, что убитый — пешка в политической игре. Герой не хочет больше смертей, но чётко знает, что тогда сам станет жертвой.

Абсолютно противоположен по взглядам Чубатый, рассуждающий следующим образом: «Ты — казак, твоё дело — рубить, не спрашивая». И он рубит пленного, как траву или деревце, не придавая этому никакого значения. Наблюдая за убийством, Мелехов испытывает злобу.

Ещё более ужасный случай — казнь подтелковцев, вынужденных умирать долго и мучительно. Григорию стыдно, страшно, и он уезжает (буквально бежит), испытывая боль из-за безжалостного истребления людьми друг друга. Его размышления сопровождают крики отчаяния матерей, жён повешенных.

Григорий, чтобы сохранить свою жизнь, вынужденно принимает законы войны: «В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе». Он мужественный и хладнокровный воин, но при этом способен критически оценивать происходящее. Даже о врагах он всегда думает, что это за люди, какие они. Мелехов отказывается от бессмысленных расправ над пленными, выступает против мародёрства (кстати, некоторые не прощают ему этой мягкости: так, его разжалуют в рядах белого движения). Не боится задавать неудобные вопросы о власти герой и красным: «Чего она даст нам, казакам… окромя раздору, ничего не даёт… одно ярмо».

Переход Григория от белых к красным и наоборот, «шатания» — символ всеобщего разброда в мыслях.

«Метания» приводят Мелехова в банду Фомина, и тогда Григорий понимает, что единственный способ разорвать порочный круг — вернуться к мирной жизни любой ценой. О мире мечтают все, ценя даже небольшие приметы довоенного уклада: так, в окружении большевик Лагутин отвлекается на стадо коров.

Интересно, что многие советовали М.А. Шолохову изменить образ Мелехова, сделав героя настоящим большевиком, но у автора была иная цель: показать правду жизни, реалии Гражданской войны.

В конце романа Григорий возвращается домой. Финал как бы сближается с началом. Тот же двор, но вот сам герой другой, он зачерствел душой, потерял практически всех близких. Как нельзя кстати вспоминаются здесь слова Петра: «Чёртова жизня, и время страшное!»

«Время страшное» затронуло судьбы целых семейств. Так, трагедия Мелеховых отражает, как зеркало, историю целого народа. Пётр расстрелян Кошевым. Дарья утопилась в Дону. Отец умер от тифа, мать — от переживаний, Наталья — от кровотечения, Полюшка — от скарлатины, Аксинья — от случайной пули. В живых — лишь Мишатка и Дуняша.

Так, М.А. Шолохов подводит читателя к мысли, что «время страшное» отражается прежде всего на тех, кто к власти не рвётся, не воюет, стремится сохранить домашний очаг. «В отступе» погибает Пантелей Прокофьевич, Мирона Григорьевича, несостоявшегося свата, «расказачивают». До последнего борется за семью, детей Наталья: «Придёт отец, поцелуй его за меня и скажи, чтобы он жалел вас». Ильинична, по-матерински мудрая, жалеет Мишку Кошевого, убийцу своего сына. Дуняшка берёт на попечение детей Григория.

Именно на стороне этих героев симпатии автора, ведь они стремятся сохранить человеческие ценности даже в братоубийственной войне. Хотя это очень сложно, и в этом подлинный трагизм времени.

Трагизм также в неясности смысла сражений. Когда не понимаешь, за что воюешь, становится страшно, а бессмысленность жертв невыносима.

Трагизм — в отсутствии выбора. Ты должен убить, иначе тебя не оставит в живых противник либо свои же расстреляют за дезертирство. А кого убивать, тоже непонятно, ведь с этими людьми в мирное время ты жил бок о бок.

Трагизм — в непонимании, чем это закончится. Вернётся ли уклад в прежнее русло, какова будет страна после братоубийственной войны — вопросы, над которыми задумывается почти каждый герой. И рядом встаёт вечная тема — поиск счастья. Ведь люди просто ищут лучшей доли и мечтают о хорошей жизни. Стоит учесть, что М.А. Шолохов пишет роман-эпопею в 1925-1940 годах. Проходит время после Гражданской войны, страсти затихают, оценки становятся взвешенными. Автор никого не хочет обвинить, покарать, он лишь хочет показать, что это трагедия общенационального масштаба.

Криком «Сполох!» автор прервёт мирную жизнь, описание которой начал с 1912 года. И хотя казаки поначалу не осознают масштабность несчастья, рассуждая: «Супротив нас какая держава на ногах устоит?» — история доказывает, что «не устоит» и империя в целом. Долгие годы мужчины не смогут выпустить оружия из рук, выступая не против чужих по вере, языку, а против самых близких и родных. И это разрушение родственных связей, абсолютная ликвидация простой человечности — самое ужасное последствие Гражданской войны.

На протяжении всего романа М.А. Шолохов подчёркивает, что и белые, и красные испытывают к войне лютую ненависть. Да, есть исключения в виде отдельных нелюдей, радующихся крови, но простые казаки мечтают только о возвращении к мирной жизни, к по-настоящему «тихому» Дону. К той действительности, где подобно волнам великой реки поколения сменяют друг друга, следуя установленным традициям. Да, течение может быть бурным, дно с подводными камнями, но поток Дона никогда не иссякает. Используя этот образ, автор как бы подчёркивает, что люди должны прекратить противостояние, жить мирно и спокойно, как мирно течёт Тихий Дон.

Поделиться с друзьями
Елена Лысенко

Учитель учится всю жизнь. Только тогда он имеет право учить. Давайте вместе искать ответы на сложные вопросы?!

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий