Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский) Сочинения по литературе

Уличная жизнь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» пропущена через сознание Раскольникова: она убеждает героя в правоте идеи о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». А сам Петербург является не просто фоном для событий либо местом действия, но и полноправным участником. На его фоне и разворачивается уличная жизнь.

Северная столица много раз становилась персонажем произведений. У А.С. Пушкина — это колыбель декабризма, город, соединивший отсталую Россию с прогрессивной Европой, поэтому он восклицает: «Люблю тебя, Петра творенье…» Н.В. Гоголя интересует социальная и нравственная подоплёка: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» За внешней красотой прячутся неприглядные трущобы, несчастные «бедные люди». Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, у которых Петербург душный, грязный, не приспособлен для нормальной жизни. Не зря в «Преступлении и наказании» город летний, а действие разворачивает, когда «зацветает в каналах вода». И надеяться не на кого. Даже Всевышний – «милостив, да не до нас» (так заметит Мармеладов).

В Санкт-Петербурге Достоевский жил и работал двадцать девять лет, и это «самый угрюмый город». Кстати, напоминает современный: улицы узкие и короткие, лишённые зелени, застроен каждый метр земли, ведь купленный участок должен приносить доход. Именно поэтому здесь так много доходных домов, где живут герои (процентщица, Раскольников). Здесь мы видим и канал, Сенную площадь, ярмарку. Везде толпы народа. Жители такие же бедные, как и город. Так, художественный вымысел смешивается с документально точными деталями.

История преступления Родиона Раскольникова разворачивается на фоне реальной жизни Санкт-Петербурга шестидесятых гг. XIX века: рост социального неравенства, распад семьи, пьянство, преступность, проституция — это явления действительности того времени.

 С первых же страниц потрясают картины нищеты, страданий униженных и оскорбленных. Достоевский открывает мир тёмных углов большой столицы. Мы видим ужасные трагедии героев романа: пьяная 14-летняя девочка, сумасшедшая Катерина Ивановна, убийство лошади.

Что же мы видим? Гуляя улицам и задворкам города, проходим мимо распивочных и трактиров, домов терпимости и полицейских контор. Шум, грязь, гнетущая обстановка как бы порождают преступный замысел Раскольникова. Так, встреча с «девицами» вызывает у студента мысли о том, как здесь «обессмыслена жизнь человека, какой ужасной, позорной ценой приходится платить» за каждодневное безысходное выживание.

Мармеладова можно назвать «символом» уличной жизни. Это пьяница, доведший жену до чахотки, дочь пустивший по «жёлтому билету», опустившийся до самого дна. Одновременно автор призывает читателей к сочувствию: «О, люди, возымейте к нему хоть каплю жалости…» Героя уволили, сократили без выходного пособия, говоря современным языком. И это чувство проходит через весь роман. За отдельной судьбой встаёт образ преступного мира, в котором простой человек унижен и раздавлен.

Внутренние драмы героев вынесены писателем на людные улицы Санкт-Петербурга. На улице приносит себя в жертву Сонечка, здесь же погибает Мармеладов, на мостовой истекает из-за потери крови Катерина Ивановна. Позднее и Раскольников раскается на Сенной площади. Из-за чего это происходит? Потому что у людей нет дома, тёплого домашнего очага, нет ограды внутри семьи. Герои блуждают по улицам, пытаясь преодолеть одиночество, иногда это даёт забвение, но не исцеление.

Вообще рассказ о невыносимой жаре, духоте петербургских кварталов приобретает в романе символическое звучание. Это душная атмосфера общественного бытия, в которой вызревает преступление Раскольникова. Вонь от канав, дворов, помоек и чёрных лестниц, пыль, духота мутят сознание Раскольникова, не дают ему возможности вырваться из плена кошмарных мыслей. Образ города детства героя, возникший во сне, также безотраден: «удушливый день»; «пыльная» дорога, нет зелени, кабаки, человеческая жестокость. Лишь изредка писатель находит что-то трогательное, когда весной природа напоминает хворую девушку. Петербург у Достоевского больной, как больны (духовно либо физически) многие герои.

Итак, уличные зарисовки связаны с Раскольниковым и даны через его восприятие: город вызывает у него «чувство глубочайшего омерзения». Нищий студент буквально задыхается здесь. Но и сам герой похож на город: «опустился и обнеряшился». Впрочем, он не выделяется среди других жителей: вспомним жёлтое испитое лицо Мармеладова, его руки «с чёрными ногтями» или процентщицу с «вострыми и злыми глазками». Все они жалкие.

Под стать своим жителям и комнатки петербуржцев: «…крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид…» (у Раскольникова); «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной… Всё было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпьё…» (у Мармеладовых).

Итак, уличная жизнь Петербурга неправильная, грязная до безобразия. Город как полноправный персонаж вмешивается в судьбы своих жителей: «Редко, где вы найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге». В распивочной Раскольников выслушает мармеладовскую исповедь: «Человеку некуда пойти». Хотя на улицах скученность до удушья, бродят толпы, человек в отдельности испытывает духовное одиночество. Люди презирают друг друга, объединяются, кажется, чтобы позлорадствовать над несчастьями ближнего (вспомните, с каким удовольствием все осуждают Соню, которой подкинул деньги Лужин). Всё естественное в человеке искажено: если ты хочешь быть добрым к другим людям, то должен стать злым к себе (история Сони). Люди, чтобы купить право на жалкое существование, вынуждены переступать моральные нормы. Жизнь вызывает возмущение, ведь так жить нельзя. И именно поэтому герой романа выходит на улицу медленно, в нерешительности, пытаясь найти выход.

Раскольников, наблюдая эту бесправную жизнь, создаёт теорию, согласно которой всех людей можно поделить на две группы («твари дрожащие» и «право имеющие»). Последние путём разрешения «крови по совести» могут облагодетельствовать остальных. Бедный студент решается проверить свою идею. Но после убийства старухи-процентщицы не выдерживает отчуждения от людей и делает «явку с повинной».

Жизнь города деформирует личность человека, отравляет его физически и духовно, извращает его чувства и страсти — таков вывод, к которому приходит Достоевский, наблюдая уличную жизнь северной столицы.

Поделиться с друзьями
Елена Лысенко

Учитель учится всю жизнь. Только тогда он имеет право учить. Давайте вместе искать ответы на сложные вопросы?!

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий