Особую роль для раскрытия главной идеи пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» играют второстепенные персонажи. Каждый из этих героев выполняет свою художественную функцию.
Примечательно, что на балу у Фамусова собрались не просто люди, а дворяне, составляющие элиту Москвы того времени. У них очень много общих черт: невежество, чинопочитание, корыстолюбие. Все вместе они составляют единую картину, отображающую русское светское общество первой половины девятнадцатого века.
Здесь мы знакомимся с супружеской четой Горичей. Это типичные представители московского дворянства. Чацкий был знаком с Платоном Платоновичем ещё до его женитьбы на Наталье Дмитриевне. Тогда он был интересным, остроумным молодым человеком. Однако со временем полностью потерял свою индивидуальность, безоговорочно подчинившись воле супруги. Она всё время указывает, что ему делать. И самое печальное в этом то, что Платон Платонович понимает унизительность своего положение, но ничего не хочет менять. Он смирился с тем, что он уже не тот, что прежде.
Далее вниманию читателя представляется семейство Тугоуховских. Княгиню беспокоит только одно, она находится в постоянном поиске выгодных женихов для своих дочерей. Чацкого она воспринимает не как личность, а как просто ещё одну возможную кандидатуру. Узнав, что у него нет высокого чина и богатства, княгиня сразу же теряет интерес. Её образ помогает раскрыть проблему чинопочитания и корыстолюбия, характерную для фамусовского общества.
Затем появляются графини Хрюмины. Они не принадлежат к обществу Фамусова, потому что считают себя намного лучше всех остальных. Их роль в произведении незначительна, автор включил их в сюжет лишь для усиления комизма. Графиня-бабушка и графиня-внучка первыми приехали на бал, чтобы найти, наконец, жениха «несостоявшейся невесте». Графиня-внучка не пропускает ни одного мероприятия, чтобы не упустить возможность встретить своего избранника. Бабушка тоже провела большую часть своей жизни на балах, а теперь вынуждена продолжать ходить на них, чтобы сопровождать свою внучку, несмотря на пошатнувшееся здоровье. Всё дело в том, что незамужним девушкам не пристало появляться в свете в одиночестве.
Графиня Хрюмина младшая, как и все представители московской знати, тоже, будто бы выступает за поддержание хорошего тона. Но она считает это возможным только при помощи общения на французском языке. На самом же деле больше всего её интересуют грязные сплетни или нелепые слухи. Именно графини Хрюмины стали источником самых невероятных сплетен о Чацком.
Особую роль среди второстепенных персонажей в комедии играет Антон Антонович Загорецкий. Это светский прожигатель жизни, не имеющий ни чинов, ни богатства. Однако он умеет угодить представителям высшего общества, поэтому его всегда приглашают на все приёмы. Загорецкий при помощи лести легко втирается в доверие светским дамам, с целью быть представленным ещё к одному влиятельному двору. Затем он находит там того, кого можно легко обвести вокруг пальца.
Антон Антонович прекрасно вписывается в фамусовское общество, хотя и не является его представителем. Главная его черта – приспосабливаемость, и именно благодаря этому качеству он смог заполучить себе место в высшем свете. Поведение Загорецкого не смущает Фамусова и его приближенных, они сами такие же фальшивые и неискренние.
Самым последним на балу в доме Павла Афанасьевича появляется Репетилов. Он давно знаком с Чацким, что становится понятно после того, как он называет его «любезный друг». Однако вскоре выясняется, что Репетилов – обыкновенный болтун и весьма поверхностный человек. Он также льстиво приветствует и всех остальных гостей Фамусова.
Сам о себе Репетилов говорит, что он жалок и смешон, называет себя неучем, дураком. За небольшой промежуток времени он успевает поведать окружающим все подробности своей жизни, торопливо перескакивая с одной темы на другую. Он не скрывает от посторонних людей даже того, что породнился с богатым человеком, ради удачной карьеры.
Однако в отличие от остальных гостей Фамусова, Репетилов представлен добрым и жизнерадостным человеком. Ему просто не повезло обладать какими-то особыми способностями или талантами, поэтому он добивался успеха так, как умел. Его пустая болтовня – единственный способ привлечь к себе внимание.
Образы второстепенных персонажей помогают автору более полно раскрыть характеры основных героев. Кроме того, они дополняют каждую из противоборствующих сторон, и внутрисемейный конфликт становится общественным. Таким образом, А.С. Грибоедов хотел показать, что проблема, коснувшаяся дома Фамусова, появилась не случайно. Подобные ситуации происходили по всей России на фоне грядущих перемен.