Александр Николаевич Островский – русский писатель, драматург. Этот невероятно талантливый человек внес огромный вклад в развитие русской литературы, театральной драматургии и режиссуры.
Творчество Островского оставило огромный след в развитии драматического театра. Произведения, вышедшие из-под его пера, составили основу театрального репертуара России. Команда Литеровед.ру собрала весь материал о Александре Николаевиче Островском, благодаря чему вам будет намного проще познакомиться с жизнью и творчеством великого писателя.
Краткая биография
Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве. Умер 14 июня 1886 года в возрасте 63 лет. Имел высшее образование, закончил Московский университет. Женат был дважды: первой супругой писателя стала Мария Бахметьева, а второй, с которой он прожил в гражданском браке, Агафья Ивановна. Имел шестерых детей.
Полная биография
Детство и юность
Родился Александр Николаевич Островский 12 апреля 1823 года в Москве. Его отец – Николай Федорович – выпускник Костромской семинарии и Московской духовной академии, которую окончил благодаря семейной традиции – его отец был священником.
Но свою жизнь он не связал с духовной деятельностью. Он работал государственным служащим в суде. В его обязанности входило вести имущественные и коммерческие дела. Ему удалось стать коллежским асессором, а также его включили в дворянское сословие. Основную работу отец семейства совмещал с работой частного адвоката.
День за днем он продвигался по служебной лестнице и смог добиться существенного повышения жалования. Это позволило всей семье сменить маленькую квартиру на большой и просторный дом.
Мать Александра Николаевича – Любовь Ивановна, дочь церковных служителей. Женщина умерла, когда мальчику еще не было и девяти лет. Отцу пришлось самостоятельно воспитывать четверых детей. Но они ни в чем не нуждались, поскольку к тому времени Николай Федорович существенно продвинулся по карьерной лестнице и занимал высокое положение в обществе.
Спустя некоторое время отец семейства женился второй раз. У детей появилась мачеха – дочь шведского аристократа баронесса Эмили фон Тессин. Детям повезло, поскольку женщина была очень порядочная и заботливая. Она очень быстро нашла общий язык с детьми.
Дети получали образование дома, в чем им очень помогала Эмили. Благодаря женщине дети смогли освоить иностранные языки, а также знания устройства европейских государств. Александр Николаевич очень ценил то, что благодаря женщине смог выучить несколько иностранных языком, в том числе и древних.
Все детство и часть юности Александра прошли на Малой Ордынке, которая являлась самым сердцем столицы. У его отца была достаточно большая библиотека, что давало мальчику возможность познакомиться с русской литературой. Уже тогда он понимал, что его предназначение в жизни – это писательство. Но его отец был уверен, что сын добьется успехов в юриспруденции.
В 1835 году Александр Николаевич поступает в Московскую губернскую гимназию. Когда он ее окончил, отец настоял на том, чтобы он продолжил свое обучение на юридическом факультете столичного университета. Но закончить его он так и не смог, поскольку благополучно завалил экзамены по римскому праву. Тогда он был вынужден написать заявление на отчисление из вуза.
В 1843 году по протекции своего отца он устраивается на должность канцеляриста в Совестный губернский суд. В общей сложности Александр Николаевич проработал в столичных судах семь лет.
Изначально жалование Александра Николаевича было совсем невелико – он получал всего 4 рубля в месяц, но со временем, когда он стал служащим Коммерческого суда, его оклад возрос до 16 рублей в месяц. В его обязанности входило размещение имущественных и коммерческих споров между торгующими крестьянами, мелкими дворянами, купцами и простыми горожанами.
Будущий драматург вел протоколы заседаний. Самые интересные дела он втайне переписывал в отдельную тетрадь, там же помечал поведение и внешность истцов и ответчиков. В 1845 году Островский перешел на ту же должность в Коммерческий суд и принимал жалобы от просителей.
Спустя годы его тайные записи стали именовать нетленными произведениями великого драматурга.
Вечерами он пробовал сочинять и к 1847 году закончил свой первый очерк «Записки замоскворецкого жителя».
Произведение удалось опубликовать в газете «Московский городской листок». В 1847 году там же напечатали его первую пьесу «Картина семейного счастья» о браке по расчету.
Островский вспоминал:
«Самый памятный день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое признание».
Это был день, когда драматург прочитал свою пьесу на вечере у профессора Московского университета Степана Шевырева.
Творческий путь
Занимаясь государственной службой, Александр Николаевич Островский все же находил время для занятий своим любимым делом – творчеством. Ранние произведения писателя немного напоминали стиль Белинского и Гоголя, чьим творчеством очень восхищался Островский.
В 1846 году Александр Николаевич уже издал несколько произведений, которые были основаны на историях из его жизни и службы. Самым ярким произведением того времени можно было назвать пьесу «Несостоятельный должник», которая сейчас более известна под названием «Свои люди – сочтемся!». В основе сюжета находится купец Самсон Большов, у который начал испытывать определенные финансовые трудности. Чтобы не отдавать деньги кредиторам, мужчина не придумал ничего лучше, чем объявить себя банкротом. Но мужчина столкнулся с тем, что его обманула родная дочь Липочка вместе со своим супругом, которые обобрали родителя и помогли отправиться ему за решетку.
Дебютные работы Островского – это «Записки замоскворецкого жителя» и «Картина семейной жизни», которые были напечатаны в «Московском Городском Листке».
Как-то раз Александр Николаевич зачитал одну из своих пьес перед гостями, среди которых был профессор С.П. Шевырев. Уважаемого профессора очень впечатлило прочитанное произведение, что он даже назвал писателя «новым драматическим светилом в отечественной литературе».
Когда комедия «Свои люди – сочтемся!» была опубликована в журнале «Москвитянин», Александр Николаевич получил широкую известность и популярность. Авторами произведения обозначили «А. О.» и «Д. Г.». вторые инициалы скрывали фамилию и имя начинающего актера Дмитрия Горева-Тарасенкова, который предложил Островскому попробовать совместное творчество. Но их тандем ограничился лишь одним произведением, а спустя время писателя даже пытались обвинить в том, что он присвоил чужое произведение.
Произведение очень понравилось Николаю Васильевичу Гоголю и Ивану Александровичу Гончарову, которые впервые услышали это произведение, когда были в гостях у Островского.
Не обошлось и без тех людей, кто всерьез обиделся на Островского, когда в персонажах узнал самого себя. Московские купцы оскорбились не на шутку, и тут же обратились начали заваливать высокие чины жалобами. Подобное недовольство привело к тому, что комедию не допустили к постановке, а Островский был уволен с занимаемой должности.
Лично Николай I распорядился, чтобы за Островским был осуществлен надзор, который был снят лишь тогда, когда к власти пришел Александр II. Разрешение на постановку пьесы было дано лишь в 1861 году.
Первая пьеса, которая была поставлена на театральной сцене – это «Не в свои сани не садись». Произведение было полностью закончено в 1852 году, а уже в 1853 пьеса была поставлена в Малом театре. Самое интересное, что за это произведение автор не взял ни копейки и отдал его совершенно бесплатно. Также, писатель лично присутствовал на репетициях и помогал актерам как можно лучше вжиться в свою роль.
Произведение рассказывает о кавалеристе, который решил, что, женившись по расчету, сможет достичь финансового благополучия.
Произведение «Не в свои сани не садись» и следующая пьеса «Бедность не порок» совершили настоящий переворот в мире театра.
Пьесу «Бедность не порок» Островский посвятил поэту Прову Садовскому, с которым успел познакомиться, находясь на репетициях в Малом театре. В основу произведения была взята история купца Торцова, который все пытался найти для своей дочери подходящего жениха. Но судьба сыграла с ним злую шутку, и вместо того, чтобы выдать дочь замуж за богатого человека, он отдает ее за бедного.
Это последняя пьеса, которая была опубликована в журнале «Москвитянин». Все дело в том, что в 1856 году у Островского возник конфликт на финансовой почве с издательством, поэтому он разорвал с ними всякие отношения и в последствии печатался в «Современнике».
Публике было интересно посмотреть на сцены из простой жизни, поэтому от организаторов требовался совершенно иной актерский подход. От декламации и откровенной театральности пришлось отказаться – вместо них показывалась естественность существования в определенных жизненных обстоятельствах.
Отечественный театр получил мощный толчок в развитии. Однако особенности пьес Островского требовали от актеров совсем другого подхода. Автор много раз принимал участие в репетициях, стараясь помочь артистам освоить новые принципы игры. Пьесы Островского ставили в Малом и Александринском театрах. Работы драматурга привлекали внимание широких кругов общественности. Во многом именно благодаря ему в короткое время удалось существенно увеличить число любителей театрального искусства.
Александр Николаевич не сидел на месте и постоянно продолжал работать над собой и развиваться. Чтобы найти новые сюжеты для своих произведений, он отправился путешествовать по России. Писатель побывал в самых глубинках огромной страны, внимательно изучал быт местного населения, речь, обычаи и различные детали.
Но в путешествиях все шло не так гладко, как хотелось бы. Когда он только начал путешествовать с Островским произошел несчастный случай, в результате которого он получил серьезные увечья и переломы, после которых долго лечился и восстанавливался.
Находясь на вынужденном покое, писатель написал пьесу «Доходное место».
Все время писатель что-то записывал, внимательно слушая истории местных купцов. Одна из таких историй легла в основу пьесы «Не сошлись характерами». В произведении шла речь о супружестве разорившегося дворянина и дочери богатого купца.
Спустя короткий промежуток времени была написана пьеса «Воспитанница», в которой шла речь о богатой помещице Уланбековой, решившей, что она является благодетельницей.
В 1859 году было опубликовано первое двухтомное собрание произведений Александра Николаевича. В этом ему оказал поддержку граф Кулешов-Безбородко. Данное собрание получило самую высокую оценку от Николая Добролюбова, после чего за Островским твердо закрепилась репутация избирателя подноготной общества.
Через год после этого Островский издает свою знаменитую пьесу «Гроза». После этого Добролюбов пишет рецензию в виде статьи «Луч света в темном царстве». А в 1863 году Александр Николаевич получает за данное произведение Уваровскую премию. Также его избирают членом-корреспондентом в Петербургскую академию наук.
В 1866 году Александр Николаевич становится основателем Артистического кружка, выпускники которого в дальнейшем блистали на столичных сценах.
Частыми гостями в доме у драматурга были Иван Тургенев, Дмитрий Григорович, Федор Достоевский, Лев Толстой, Петр Чайковский, Иван Гончаров, Михаил Салтыков-Щедрин и многие другие.
Начало 70-х ознаменовалось новым периодом творчества Александра Островского. Он всерьез заинтересовался историей, Смутным временем. Автор вел переписку с крупным исследователем Н. Костомаровым. Результатом их сотрудничества стали «хроники в стихах»: «Василиса Мелентьева», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский» и др.
В конце 60-х и начале 70-х Островский выпустил «На всякого мудреца довольно простоты» и «Бешеные деньги». Пьесы, которые дополняли друг друга по смыслу и содержанию. В тот же период литератор закончил работу над произведением «Лес».
В этот же период родились еще две работы – «Не все коту Масленица» и «Не было ни гроша, да вдруг алтын».
1873 год был знаменателен тем, что Александр Николаевич решил попробовать себя в совершенно непривычном для себя жанре – он написал сказку. Дело в том, что это был заказ управления театрами. Для них он написал произведение «Снегурочка». Музыкальное сопровождение для данного произведения написал сам Петр Ильич Чайковский, который неоднократно сотрудничал с писателем.
В то время в Малом театре шел ремонт, и его труппа на время объединилась с коллегами из Большого. По этой причине была необходима такая пьеса, где могли бы участвовать оперные певцы, драматические артисты и танцоры балета. Как вспоминал впоследствии Чайковский, работать с Островским было очень легко. Петру Ильичу так понравился текст автора, что музыку к произведению он написал за считанные дни.
До конца десятилетия было опубликовано еще два произведения: «Волки и овцы» и знаменитая «Бесприданница». Однако «Бесприданница» изначально не вызвала у публики никакого интереса. Островского даже начали критиковать за творческие решения. Но как показало время — произведение просто опередило свое время и стало слишком новаторским в художественном отношении.
Спустя короткий промежуток времени в «Отечественных записках» появилась пьеса «Волки и овцы», которая всего через несколько месяцев была поставлена на сцене Малого и Александрийского театров.
Буквально сразу после премьеры актеры уже принялись за работу над новыми постановками Островского. Это были пьесы «Последняя жертва» и «Правда – хорошо, а счастье лучше».
В 1879 году выходит знаменитая «Бесприданница», которая была экранизирована спустя сто лет. В произведении речь идет о красавице Ларисе Огудаловой, от состояния семьи которой остался лишь дворянский титул. Девушка влюбилась в богатого помещика Паратова, который во время поездки за границу обвенчался с другой. Раздавленная Лариса решила выйти замуж за неприятного ей Карандышева, который клянется в любви и обещает ее матери улучшить материальное положение семьи. Все заканчивается трагично – в порыве ревности жених выстрелил в будущую супругу. Фабула для пьесы была взята из реальной криминальной хроники тех лет – в Костромской губернии произошел похожий случай.
Как уже говорилось ранее, к «Бесприданнице» зритель отнесся с прохладой, а в «Русских ведомостях» была даже опубликована нелестная рецензия, в которой Островского обвиняли в том, что даже самая наивная публика от него устала. Что же касается самого Островского, то он был уверен в том, что всему виной стало то, что произведение просто шло впереди времени. Главная цель, которую поставил перед собой Александр Николаевич, заключалась в том, чтобы показать не действие, а характер главной героини.
Островский и театр
До последних дней жизни Александр Николаевич Островский возглавлял Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, которое было основано в 1874 году. Он являлся главой комиссии, которая пересматривала законы по всем сферам театрального управления. Благодаря этому Островскому удалось добиться большого количества положительных реформ и улучшить положение актеров.
Спустя год Александр Николаевич был назначен на должность заведующего репертуарами столичных театров, а также занял пост директора театрального училища.
В 1881 году была закончена пьеса «Таланты и поклонники». В основу сюжета легла история молодой актрисы, которая мечтала о театральной славе и деньгах. Произведение было опубликовано в «Отечественных записках».
Александр Николаевич посвятил свою жизнь не только написанию пьес, он также занимался переводами различных произведений зарубежных писателей.
Спустя два года Александр Николаевич вместе со своим братом Михаилом отправляются в путешествие по Кавказу. Там писатель начинает работать над своим произведением «Без вины виноватые», на которое он потратил очень много времени и сил.
За весь свой творческий путь автор написал порядка 50 пьес и сделал огромное количество переводов зарубежных авторов, таких как: Шекспир, Сервантес, Гольдони и другие.
Самыми известными работами писателя являются: «Женитьба Бальзаминова», «Бесприданница», «Гроза», «Снегурочка», «Без вины виноватые». Вся жизнь Островского заключалась в литературе, драматургии и любви к своей Родине.
Постановки пользовались большим успехом и обеспечивали хорошую кассу театру. Александр III дал распоряжение, чтобы Островскому ежегодно выплачивали 3000 рублей. Но тем не менее писатель до конца жизни испытывал финансовые трудности.
Плюс ко всему писатель начал сильно болеть, поэтому воплотить все свои планы ему становилось все сложнее и сложнее. То, что он полностью отдавался работе, нанесло его организму непоправимый вред.
Личная жизнь
Касаемо личной жизни писателя, то нельзя сказать, что он был настоящим ловеласом. Но в тоже время неоднократно изменял своим женам.
Продолжительное время Александр Николаевич очень любил актрису Любовь Косицкую. Они оба были обременены узами брака. Но даже когда супруг актрисы скончался, она не приняла ухаживаний со стороны писателя.
Спустя короткий промежуток времени женщина заводит роман с молодым купцом, который обводит ее вокруг пальца и спускает все её деньги. Но и после этого женщина не принимает любовь Островского, объясняя свою позицию тем, что не желает отнимать ни у кого его любовь.
В дальнейшем Александр Николаевич живет с обычной женщиной по имени Агафья. Отец был против их брака, поэтому полностью лишил сына финансирования. У Александра и Агафьи родилось четверо детей, но, к сожалению, они все умерли еще младенцами.
Хоть у женщины и не было никакого образования, но она была умна от природы, и прекрасно чувствовала саму суть. Островский очень ценил эти качества своей супруги, потому что она, как никто другой, понимала и чувствовала его произведения. Она для него была самым главным критиком. Все прожитые совместно годы, пара испытывала материальные трудности. Совместно они прожили двадцать лет, после чего женщина умерла.
Спустя два года Александр Николаевич связывает свою жизнь с актрисой Марией Бахметьевой. У пары родилось шестеро детей: четыре мальчика и две девочки. С Марией Бахметьевой Островский прожил до самой смерти и все годы совместной жизни был очень счастлив.
Смерть писателя
Великого писателя и драматурга не стало 14 июня 1886 года в Духов день. Он ушел в мир иной в собственном имении, расположенном недалеко от Костромы. Причиной смерти писателя стала стенокардия.
Говорили, что плохое материальное положение отразилось на здоровье автора, значительно ухудшив его. Плюс ко всему он очень много и упорно трудился, при этом на отдых он отводил очень мало времени. Это также негативно сказывалось на здоровье Островского. Как считали близкие ему люди, именно это и стало настоящей причиной смерти.
Похоронен Александр Николаевич Островский рядом со своим отцом на кладбище при Храме во имя Святителя Николая Чудотворца в Костромской губернии. Александр III выделил приличную сумму денег для организации похорон писателя. Более того, он обеспечил пенсию вдове и детям писателя, которая составляла более пяти тысяч рублей в год. Там же позже были похоронены и его супруга, и дочь.
Вскоре после кончины литератора по инициативе Московской думы была организована общественная читальня имени Островского.
Интересные факты
- Александр Николаевич Островский был дважды женат.
- С первой своей супругой писатель прожил около 20 лет, но так и не оформил отношения.
- Александр Николаевич имел шестерых детей от второго брака.
- Александр Островский славился своей сорокалетней деятельностью.
- Театральную школу Островского в дальнейшем усовершенствовали Булгаков и Станиславский.
- Работа в суде дала Островскому большой опыт, который пригодился ему в литературном искусстве.
- Мать Александра Николаевича имела 11 детей.
- Островский сотрудничал и с другими авторами.
- Островскому удалось создать шедевры мирового уровня.
- Александр Николаевич своим творчеством пытался обратить внимание читателей не на героев, а на те социальные типы, которые они представляли.