Льюис Кэрролл: Краткая и полная биография. Интересные факты

Льюис Кэрролл: Краткая и полная биография. Интересные факты Биографии

Английский писатель Льюис Кэрролл известен нам со школьной программы благодаря историям о девочке Алисе. Но стоит отметить, что он получил свою известность не только как писатель, а и как математик, философ, логик, фотограф и диакон.

Самыми известными произведениями писателя стали «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

Команда Литеровед.ру собрала весь материал о Льюисе Кэрролле, благодаря чему у вас появится возможность как можно лучше познакомиться с жизнью и творчеством этого великого человека.

Краткая биография

Чарльз Лютвидж Доджсон — британский писатель, логик и математик, философ и фотограф. Читателям он больше известен под своим псевдонимом Льюис Кэрролл. Наиболее популярные произведения – «Алиса в стране чудес» и его продолжение. Изначально это был небольшой рассказ, настоящий смысл которого был известен только самому близкому кругу. Постепенно автор дополнял свое произведение, пока не получилась полноценная книга, которая сумела покорить сердца огромного количества людей.

Интересным фактом является то, что писатель был левшой, но очень долгое время писать левой рукой ему не разрешали. Многие считают, что это и стало основной причиной того, что в зрелом возрасте писатель сильно заикался.

Чарльз появился на свет 27 января 1832 года в деревне Дарсбери, которая располагалась в графстве Чешмр. Основную часть своей сознательной жизни писатель провел в Оксфорде. Его личная жизнь покрыта пеленой тайны и по сей день.

Полная биография

Детские годы

Настоящее имя писателя – Чарльз Лютвидж Доджсон. Он появился на свет 27 января 1832 года в маленькой деревне Дарсбери, расположенной в английском графстве Чешир. Его отец был приходским священником. Мальчик получил свое имя в честь отца, у которого помимо самого писателя было еще трое сыновей и семь дочерей. С самого раннего возраста мальчик отличался незаурядным умом и сообразительностью.

Изначально образованием сына занимался родной отец. Все дело было в том, что мальчик был левшой, и в то время мог столкнуться с религиозными преследованиями. Это и стало причиной того, что мальчик получал образование дома. Там родители очень строго следили за тем, чтобы будущий писатель писал исключительно правой рукой. Данные действия не прошли без следа. То насилие, которое совершал над собой ребенок, в дальнейшем обернулось психологической травмой, которая отразилась в заикании. Как многие считают, Чарльз был аутистом, но точного подтверждения этому нет.

Когда Чарльзу исполнилось двенадцать лет, родители отдали его в частную грамматическую школу, расположенную в нескольких милях от Ричмонда. Там он быстро нашел общий язык с учителями и одноклассниками. Мальчику нравилась атмосфера, царившая в учебном заведении.

В 1845 году он поступает на обучение в более престижное учебное заведение – школу в Рагби. В данной школе основной упор делался на физическую подготовку и привитие христианских ценностей.

В этой школе мальчику не так нравилось, как в предыдущей, но он продолжал хорошо учиться и получать хорошие оценки. Особые успехи он делал в математике и богословии.

В 1850 году Чарльз поступает в колледж Крайст-Черч при университете в Оксфорде. Единственным предметом, по которому у мальчика были идеальные оценки, была математика. Мальчик определенно делал успехи и обладал математическим складом ума. Через некоторое время он получает диплом бакалавра, и остается в этом же университете лектором по математике. Все свои лекции талантливый Чарльз готовил исключительно самостоятельно.

За свою работу молодой человек получал приличное жалование, поэтому проработал там 25 лет. Стоит отметить, что Чарльз был не совсем доволен своим занятием, поскольку считал свою работу достаточно скучной.

Поскольку учебные заведения в те времена были тесно взаимосвязаны с религиозными организациями, заступив на должность лектора, Льюис обязан был принять духовный сан. Чтобы не работать в приходе, он согласился принять сан диакона, отказавшись от полномочий священника. Еще во время обучения в колледже Чарльз начал писать небольшие рассказы и стихи, и тогда же он придумал себе псевдоним Льюис Кэрролл.  

Алиса в Стране Чудес

В 1856 году на должность декана был назначен филолог и лексикограф Генри Лидделла. Мужчина переехал в этот город со всей своей немаленькой семьей – супругой и пятью детьми. Они очень быстро подружились с Кэрроллом. Данная дружба продлилась очень много лет, Кэрролл очень сильно привязался ко всему их семейству. Именно дочь Генри Алиса Лидделл и стала прототипом главной героини самой известной книги Кэрролла. На момент их знакомства малышке было всего четыре года.

Льюис Кэрролл очень много времени проводил с детьми декана, которых на прогулке развлекал различными историями и сказками, которые придумывал прямо на ходу.

Летом 1862 года Кэрролл вместе с семейством Лидделов отправился на лодочную прогулку. Алиса попросила Кэрролла, чтобы тот рассказал ей и двум её сестрам Эдит и Лорины какую-то из своих историй. Писатель тут же рассказал им рассказ, который сочинял на ходу. Это была история про девочку, которая попала в нору Белого Кролика, жившего в Подземной Стране.

Писателю очень хотелось, чтобы его маленьким слушательницам понравилась история. Для большей достоверности он придал главной героине черты характера маленькой Алисы, а другим героям присвоил черты её сестер.

Дети были в восторге, особенно маленькая Алиса. Ей настолько понравился рассказ, что она попросила Кэрролла записать все это на бумаге. Писатель е спешил с выполнением обещания, поэтому девочка несколько раз напоминала ему об этом. В конечном итоге её желание исполнилось, и писатель отдал ей рукописный вариант рассказа. Рассказ назывался «Приключения Алисы под землей».

Через некоторое время именно этот черновой вариант рассказа и лег в основу его знаменитого произведения.

Творческая деятельность

В 1865 году в печать попало самое знаменитое произведение писателя – «Алиса в Стране Чудес», а спустя шесть лет появилось продолжение произведения – «Алиса в Зазеркалье».

Его манера написания книг не была похожа ни на один из существовавших на тот момент писательских стилей. Как человек очень творческий, с богатым воображением и внутренним миром, а также как выдающийся математик с прекрасным пониманием логики он создал особый жанр «парадоксальной литературы».

На первый взгляд, все герои произведений и те ситуации, в которые они попадают, кажутся абсолютно абсурдными и нелепыми. Но на самом деле все происходящее подчиняется логике, независимо от того, что сама по себе логика абсолютно абсурдна.

Льюис Кэрролл в своих произведениях использует необычную форму, благодаря чему ему удается очень тонко осветить философские вопросы, человеческую жизнь, строение мира, а также место человека, которое он занимает в этом мире. Совокупность всего этого делает произведения интересным не только для младшего возраста, мудрыми сказками с удовольствием зачитываются и взрослые люди.

Неповторимый стиль Кэрролла появляется и в других его произведениях, хотя они и не были столь популярны, как рассказы об Алисе: «Охота на Снарка», «Сильви и Бруно», «Истории с узелками», «Полуночные задачи», «Евклид и его современные соперники», «Что черепаха сказала Ахиллу», «Аллен Браун и Карр».

Как считают многие критики, Льюис Кэрролл жил в каком-то своем собственном, особенном мире. Они связывают это с постоянным употреблением опиума. Льюиса Кэрролла постоянно мучили очень сильные головные боли, и он по-прежнему очень сильно заикался. В то время настойкой опиума лечилось огромное количество заболеваний, и людям ее прописывали даже при незначительной мигрени.

Современники писателя относились к нему, как к человеку с причудами. Его жизнь – это сплошной парадокс. Он вел достаточно активную светскую жизнь, но при этом страдал от необходимости соответствовать определенным социальным ожиданиям и отчаянно жаждал вернуться в детство, где все было проще и можно было в любой ситуации оставаться самим собой. Некоторое время он даже страдал бессонницей, а все свободное время тратил на многочисленные исследования, искал возможность выйти в другую реальность, так как верил в ее существование. Льюис пытался опередить научные исследования того времени, используя отличное знание математики.

Он действительно верил в выход за пределы известной нам реальности и пытался постичь что-то большее, чем могла предложить наука того времени.

Математика

Как уже говорилось ранее, у Льюиса Кэрролла были очень сильные математические способности. Скорее всего с этим связаны и загадки в его текстах, которые отличались сложностью и многообразием.

Когда писатель не писал свои произведения, он проводил математические исследования.

Ему не удалось добиться выдающихся результатов как другие светила этой науки, однако именно он автор нескольких открытий в математической логике, которые шли с опережением времени.

Льюис Кэрролл разработал собственную графическую технику для нахождения решения логических задач, которая была гораздо более удобной, нежели использовавшиеся в те времена диаграммы. Кроме того, сказочник виртуозно решал «сориты» — особые логические задачи, состоящие из последовательности силлогизмов, изъятие заключений, одного из которых становится предпосылкой для другого, при этом все оставшиеся посылки в такой задаче были перемешаны.

Фотография

Еще одно серьезное увлечение Льюиса Кэрролла – это фотография. Этому роду деятельности он также посвящал огромное количество времени. Фотографией он увлекался на профессиональном уровне, который назывался пикториализмом. Он использовал постановочную съемку, а позже занимался монтажом негативов.

Больше всего писателю нравилось фотографировать детей. В кругу его общения были и другие фотографы, в том числе и известный Оскар Рейландер. Именно ему принадлежит фотопортрет Льюиса Кэрролла, который позже был признан классикой данного жанра того времени.

Личная жизнь

Причудливость Льюиса Кэрролла не сделала его затворником. Мужчина был завсегдатаем светского общества, причем появлялся он всегда с прекрасной спутницей. В то время он уже добился определенных высот, его смело можно было назвать профессионалом своего дела. В то время у него уже был сан диакона, поэтому его родные и близкие советовали писателю скрывать все пикантные моменты своей личной жизни. Ну или же оформить официально отношения с одной из своих дам.

Скорее всего поэтому историки того времени, дабы избежать осуждения, умышленно скрывали все похождения Льюиса Кэрролла, и представляли его публике как доброго сказочника, который просто обожает детей. Но данные действия в дальнейшем принесли больше вреда, нежели пользы.

Как уже говорилось ранее, писатель просто обожал детей, а они любили его. Больше всего он проводил времени с маленькими сестричками, родители которых были хорошими друзьями писателя.

Льюис Кэрролл так и не связал себя узами брака. Причина была в том, что ему так и не удалось найти ту единственную женщину, которая оказалась бы достойной партией. Детей у писателя также не было.

Во времена жизни писателя его общение с дочками друзей не вызывало ни у кого удивления, или порицания. Но позже, уже в двадцатом веке, о Кэрролле начали говорить, как о педофиле. Как считали некоторые весьма глупые и недалекие исследователи, Кэрролл был своего рода Джеком Потрошителем, который погубил большое количество невинных людей. Но все то были только слова, которые не несли за собой никакого материального подтверждения.

Вся клевета, которая была выплеснута на личность писателя, была полностью опровергнута. Более того: все письма и рассказы современников, в которых писателя выставляли любителем маленьких девочек, впоследствии были разоблачены. Так, Рут Гэмлен заявляла, что писатель пригласил в гости «застенчивого ребенка лет 12» Изу Боумен, тогда как в действительности девушке на тот момент было не менее 18 лет. Аналогичным образом обстоит ситуация и с другими якобы малолетними подружками Кэрролла, которые на самом деле были вполне совершеннолетними.

Смерть писателя

Льюис Кэрролл умер 14 января 1898 года. Причиной смерти стала развившаяся пневмония. Он не дожил до 66 лет всего пару недель. Похоронен писатель на кладбище Восхождения в Гилфорде.

Интересные факты

  1. Во время одной из лекций Кэрролла у одного из студентов случился приступ эпилепсии, а Кэрролл смог помочь. После этого случая Доджсон всерьез заинтересовался медициной, и он приобрел и изучил десятки медицинских справочников и книг. Чтобы проверить свою выдержку, Чарльз присутствовал на операции, где пациенту ампутировали ногу выше колена. Увлечение медициной не прошло незамеченным — в 1930 году в больнице Святой Марии было открыто детское отделение имени Льюиса Кэрролла.
  2. Льюис Кэрролл с самого детства любил кукольный театр, и даже смастерил свой собственный.
  3. Именно Льюису Кэрроллу мы обязаны в том, что имеем книги таковыми ( в обложке), потому что в свое время когда он получил свою книгу из типографии того времени он сказал, обратившись к издателю: «Напечатайте на обертке название и автора, тогда книгу не надо будет вынимать из нее.»
  4. Помимо суперобложки Кэрролл придумал и описал круглый стол для бильярда. Правда, патент на него получил Эдвин Робинсон в 1964 году.
  5. В англоязычных странах сказки Кэрролла занимают третье место среди наиболее цитируемых книг. Первое место заняла Библия, второе — произведения Шекспира.
  6. Первый оксфордский тираж «Алисы в Стране Чудес» был полностью уничтожен по желанию автора. Кэрроллу не понравилось качество издания. 
  7. Кроме обвинения в педофилии, Льюис Кэрролл был подозреваемым по делу о Джеке Потрошителе — серийном убийце, который так и не был пойман.
  8. Настоящей Алисе Лидделл пришлось продать первый рукописный вариант книги «Приключения Алисы под землей» за 15400 фунтов стерлингов в 1928 году. Ей пришлось это сделать, ведь ей нечем было платить за дом.
  9. Чарльз Доджсон страдал бессонницей. Пытаясь отвлечься от грустных мыслей и уснуть, он выдумывал математически головоломки, и сам же их решал. Свои «полуночные задачи» Кэрролл выпустил отдельной книгой.
  10.  У Кэрролла было два страстных увлечения — фотография и театр. Он, будучи знаменитым писателем, лично присутствовал на репетициях своих сказок, проявляя глубокое понимание законов сцены.
Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий