В.М. Гаршин: биография и ТОП-25 интересных фактов

В.М. Гаршин: биография и ТОП-25 интересных фактов Биографии

Всеволод Михайлович Гаршин – русский поэт, писатель, один из основоположников жанра новеллы в отечественной литературе. Страдал психическим расстройством, что стало причиной смерти в довольно раннем возрасте. Известен читателям как автор «Лягушки путешественницы». Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вы узнаете много чего нового из биографии автора.

Своим стилем Всеволод Гаршин очень выделялся среди своих современников, поэтому спутать его с кем-то просто невозможно. В его произведениях отчетливо выражена конкретизация мысли, автор не использует динамические приемы, а заменяет их простыми, емкими фразами.

Что же касается творческой биографии Всеволода Гаршина, то она была очень короткой и поместилась в однотомнике. Но, независимо от этого, поэзия и проза Гаршина была признана классикой русской литературы наравне с произведениями великих отечественных авторов.

Полная биография

Детство и юность

Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 февраля 1855 года в Украине. Семья его происходила из дворян, а проживали они в поместье Приятная Долина, которое располагалось на территории Донецкой области.

Как гласят семейные предания, дальним предком Гаршиных был мурза Гарша, который являлся одним из деятелей золотой Орды. Мать Всеволода Михайловича была очень умной, образованной и всесторонне развитой личностью. Женщина интересовалась политикой, увлекалась искусством, а также знала в совершенстве несколько языков.

Отец мальчика был военным, а после того, как ушел в отставку, начал достаточно часто собирать у себя дома своих сослуживцев, с которыми вспоминал оборону Севастополя.

Когда Всеволоду исполнилось пять лет, его семью коснулась череда несчастий. Его мать начала активно общаться с революционером Петром Завадским, после чего это общение зашло очень далеко, что женщина даже ушла к нему от своей семьи. В это время Петр занимался организацией тайного политического кружка, поэтому отец Всеволода с легкостью добился ареста своего соперника. Бунтарь был сослан в Петрозаводск, а его возлюбленная перебралась в Петербург, поближе к месту его заключения.

Всеволод был очень смышленым ребенком и развивался не по годам, и уже в юном возрасте рассуждал по-взрослому, остро переживал происходящее в семье. Данные события не прошли бесследно и нанесли ребенку непоправимую душевную травму, от которой, по мнению исследователей, он страдал всю оставшуюся жизнь.

Первое время Всеволод Гаршин продолжал жить со своим отцом, но уже ближе к середине 1860-х годов мать решила забрать его к себе. Так же женщина устроила его учиться в одну из гимназий Петербурга.

Отучившись десять лет в гимназии, молодой человек поступает в Горный институт. В свободное от занятий время Всеволод пишет свои первые произведения, которые, в основном, являлись искусствоведческими работами.

Но спокойной и размеренной студенческой жизни писателя помешала русско-турецкая война, из-за которой он так и не смог получить высшее образование.

В 1877-м юный патриот записался добровольцем на фронт, дослужился до офицерского чина и после полученного ранения ушел в отставку.

Военный опыт

Когда Всеволод Михайлович окончил гимназию, то решил поступать в Горный институт. Но очень быстро молодой человек понимает, что на самом деле искусство и литература занимают его намного больше, нежели научная деятельность. Но получить высшее образование Всеволод Михайлович так и не смог, потому что в 1877 году Россия объявила войну Турции. Молодой человек принимает решение отправиться на фронт добровольцем.

В одном из первых сражений Гаршин отважно увлек полк в атаку, где получил ранение в ногу. На этом его военная деятельность закончилась. Всеволод Михайлович получает офицерское звание, после чего подает в отставку. Он тут же начинает заниматься литературной деятельностью, к которой у него лежала душа. Первые свои произведения он посвящает военным действиям, а самыми известными стало произведение «Четыре дня».

Творчество

Произведения Гаршина начали публиковаться еще в те годы, когда он был студентом. В 1876 году был издан его первый газетный очерк «Подлинная история энского земского собрания». В нем Гаршин обратился к таким острым социальным проблемам своего времени, как голод в деревне и полное равнодушие к положению народа земских властей. Эта сатира на земские учреждения появилась как раз в то время, когда земство считалось основой народного самоуправления и рассматривалось как одно из важнейших достижений эпохи «великих реформ».

Скептическое отношение Гаршина к реформам шло вразрез с общественным мнением. Показательным в этом смысле является стихотворение, написанное Всеволодом Михайловичем 19 февраля 1876 года к 15-летию отмены крепостного права, в котором поэт говорит о том, что падение «ржавых оков» крепостничества ничуть не облегчило положения крестьянства:



«…Бесстыдная толпа
Не дремлет; скоро вьются сети
Опутано израненное тело,
И прежние мученья начались!..»

После участия в военных действиях, мировоззрение Всеволода полностью меняется. О все больше времени посвящает литературному творчеству, а в его произведениях преобладает тема протеста против уничтожения людей на войне, возмущение бессмысленностью вооруженных конфликтов. Позже и в очерках о мирной действительности автор не раз затрагивал вопросы несправедливости и зла.

Своего родом дебютом в литературе становится рассказ «Четыре дня», который впервые был опубликован в 1876 году. Рассказ сразу нашел своего читателя, а в 1883 году автор публикует свое произведение «Красный цветок». Это произведение было интересно тем, что было написано на тот момент в мало известном жанре новеллы. В дальнейшем этот жанр очень приглянулся Антону Павловичу Чехову, который был большим поклонником творчества Гаршина.


В рассказе «Трус», который он написал в 1879 году, в качестве главного героя вновь предстает человек, которого потрясло осознание неисчислимых страданий, принесенных людям войной. Рассказ начинается словами «Война решительно не дает мне покоя». Гаршин вложил в уста героя и свое собственное мнение. Он также не может смириться с законностью сознательно организованного кровопролития.

«Я не рассуждаю о войне, — пишет он, — и отношусь к ней непосредственным чувством, возмущаемым массою пролитой крови».

Но неприятие войны никак не влияет на его участие в военных действиях, автор считает уклонение от воинской службы бесчестием.

Тот особый тон повествования, который только Гаршин использовал в своих произведениях, даже в наше время придает его произведениям современное звучание.

Всеволод Михайлович одним из первых постиг философию войны. Вот как он описывает движение армии к месту будущих сражений в своем последнем военном рассказе «Из воспоминаний рядового Иванова» «Мы обходили кладбище, оставляя его вправо. И казалось мне, что оно смотрит на нас сквозь туман в недоразумении.

«Зачем идти вам, тысячам, за тысячи верст умирать на чужих полях, когда можно умереть и здесь, умереть покойно и лечь под моими деревянными крестами и каменными плитами. Останьтесь!

Но мы не остались. Нас влекла неведомая тайная сила нет силы большей в человеческой жизни. Каждый отдельно ушел бы домой, но вся масса шла, повинуясь не дисциплине, не сознанию правоты дела, не чувству ненависти к неизвестному врагу, не страху наказания, а тому неведомому и бессознательному, что долго еще будет водить человечество на кровавую бойню — самую крупную причину всевозможных людских бед и страданий…»

В этом же произведении автор описывает бой, в котором, забегая наперед, выступает с опровержением обвинения русской армии в придуманной кровожадности, о котором неоднократно говорилось во время военных действий в Чечне.

 «Говорят, что нет никого, кто бы не боялся в бою; всякий нехвастливый и прямой человек на вопрос, страшно ли ему, ответит страшно. Но не было того физического страха, какой овладевает человеком ночью, в глухом переулке, при встрече с грабителем; было полное, ясное сознание неизбежности и близости смерти. И — дико и странно звучат эти слова — это сознание не останавливало людей, не заставляло их думать о бегстве, а вело вперед. Не проснулись кровожадные инстинкты, не хотелось идти вперед, чтобы убить кого-нибудь, но было неотвратимое побуждение идти вперед во что бы то ни стало, и мысль о том, что нужно делать во время боя, не выразилась бы словами нужно убить, а скорее нужно умереть».

Произведения писателя, которые были посвящены мирной жизни, Всеволод Михайлович так же выступает мастером социально-психологического рассказа.

Герой его произведения является смирным, добродушным молодым человеком, который до этого был знаком лишь со своими книгами, аудиторией и семьей. Он мечтает через несколько лет сменить сферу деятельности, труд любви и правды. Ему приходится столкнуться с неким вопиющим фактом, который был наполнен трагизмом, а также кардинально меняющий его отношение к жизни.

Подобное столкновение приводит к тяжелому нравственному кризису, который разрешается либо погружением «туда, в это горе», как происходит в рассказе «Художники», либо самоубийством главного героя, не справившегося с душевным разладом («Происшествие»). Чаще всего по такой схеме развивается действие в произведениях Гаршина.

Когда речь заходит о социальных противоречиях, автор начинает рассматривать их будничное обличие, но в его рассказах будничное перестает быть таковым и становится настоящим давящим кошмаром.

Для того чтобы увидеть скрытые от обычного взгляда трагедии будней, необходимо пережить внезапное душевное потрясение, которое выводит человека из пассивного участия в повседневном зле. Столкнувшись с фактом несправедливости или неправды, герой гаршинских рассказов начинает размышлять о своем положении и мучительно искать выход из создавшейся ситуации. Нередко эти размышления приводят к трагической развязке.

Для писателя не существовало единичных выражений жизненной неправды, в каждом конкретном образе он видел «всю невинно пролитую кровь, все слезы, всю желчь человечества». Поэтому, наряду с психологическими рассказами, Всеволод Михайлович обращался к жанру аллегорической сказки. К числу бесспорных его шедевров относится рассказ «Красный цветок», объединивший в себе черты этих двух жанров. Показывая социальное зло во всей его наготе, Гаршин, так же как и многие его современники, стремится пробудить в читателе напряженную работу мысли, «убить его спокойствие», растревожить его совесть, заставить восстать против зла и несправедливости жестокого мира людей.


Профессор Сикорский, известный в XIX веке психиатр, считал, что в рассказе «Красный цветок», действие которого происходит в психиатрической лечебнице, Гаршин дал классическое изображение душевной болезни. К сожалению, многие эпизоды этого рассказа носили автобиографический характер. Главный его герой, бедный безумец, увидел в больничном саду три красных цветка и, вообразив, что в них заключено все мировое зло, уничтожил их ценою собственной жизни.


Гаршин закончил свой рассказ словами:

«Утром его нашли мертвым. Лицо его было спокойно и светло; истощенные черты с тонкими губами и глубоко впавшими закрытыми глазами выражали какое-то горделивое счастье. Когда его клали на носилки, попробовали разжать руку и вынуть красный цветок. Но рука закоченела, и он унес свой трофей в могилу».

По мнению большого количества критиков, Всеволод Михайлович в своих произведениях изображает не борьбу со злом, а с иллюзией или же метафорой зла, показывая героическое безумие главного героя. Но в то же время, чтобы не строились иллюзии по поводу того, что он является властителем мира, у которого есть право распоряжаться чужими судьбами, главный герой погибает с уверенностью того, что зло можно победить. Таким же являлся и сам Гаршин.

Хорошим примером этому являются сказки писателя, такие как: «Attalea princeps», «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе» и, конечно же, последнее его литературное произведение — «Лягушка-путешественница».

В середине 1880-х годов Всеволод Михайлович Гаршин сталкивается с творческим кризисом. Ему больше не нравится жанр психологического рассказа, потому что в нем в основном уделяется внимание духовной драме главного героя, в то время как окружающий мир остается незамеченным.

«Я чувствую, — писал Всеволод Михайлович в 1885 году, — что мне надо переучиваться сначала. Для меня прошло время страшных, отрывочных воплей, каких-то «стихов в прозе», которыми я до сих пор занимался материалу у меня довольно, и нужно изображать не свое «Я», а большой внешний мир».


В последние годы жизни Гаршин почувствовал потребность в создании большого эпического произведения. Однако это вовсе не означало, что он собирался отказаться от своих прежних принципов. Всеволод Михайлович поставил перед собой задачу объединить изображение внутреннего мира людей, обладающих обостренным чувством ответственности за царящую в обществе неправду, с широкими бытовыми картинами «большого внешнего мира».


У Гаршина были далеко идущие творческие планы. Он собирал исторические материалы, относящиеся ко времени Петра Великого, задумывал полуфилософский, полунаучный роман с элементами спиритизма, а также готовился к работе над романом «Люди и война». Но полностью раскрыться в новом стиле Гаршину не удалось. Его творческие искания оборвала внезапная смерть. В новой манере писатель создал лишь несколько произведений, в частности рассказы «Надежда Николаевна» и «Из воспоминаний рядового Иванова».

Личная жизнь

Всеволода Михайловича Гаршина можно смело назвать именно тем человеком, который особенно эмоционально реагирует на ту не справедливость, которая происходит вокруг него. Стоит также заметить, что на протяжении всей жизни автора преследовала травма, которую он получил еще в детстве. Он даже несколько раз лежал в психиатрической клинике, где благодаря врачам его душевное состояние на время стабилизировалось.

Брат Всеволода и его близкие товарищи приложили немало усилий, чтобы хотя бы на время привести автора в порядок. Для этого они женили его на курсистке Надежде Золотитовой. Сыграв свадьбу, личная жизнь автора пришла в норму. Молодая жена в нем души не чаяла, а дома все было мирно и спокойно. Всеволод Гаршин получает отличную работу, устроившись секретарем собрания представителей железнодорожников. Жалование на этой должности было довольно приличным, а работать приходилось чуть ли не два дня в месяц.

В 1880-м писатель присутствовал при казни революционного деятеля Млодецкого. Ранее Гаршин неоднократно вступался за юношу, и его смерть стала для него непоправимым ударом. После полученного стресса прозаик попал в психиатрическую лечебницу, где провел долгих два года.

Смерть

В 1888 году здоровье Всеволода Михайловича резко ухудшилось. Как писал Г. Успенский, который был другом Гаршина, болезнь его «питали впечатления действительной жизни», которые были мучительными даже для здоровых людей, а для больной психики писателя оказались губительными. В своей статье «Смерть В.М. Гаршина» Г. Успенский так характеризует эти впечатления «реакционной эпохи»

«Один и тот же ежедневный «слух» — и всегда мрачный и тревожный; один и тот же удар по одному и тому же больному месту, и непременно притом по больному, и непременно по такому месту, которому надобно «зажить», поправиться, отдохнуть от страдания; удар по сердцу, которое просит доброго ощущения, удар по мысли, жаждущей права жить, удар по совести, которая хочет ощущать себя… — вот что дала Гаршину жизнь, после того как он уже жгуче перестрадал ее горе».

Лечение принесло облегчение, но на очень короткий срок — вскоре припадки повторились. Во время очередного обострения молодой человек сбросился в лестничный пролет и получил множество травм, как впоследствии оказалось – несовместимых с жизнью. Не приходя в сознание, 1 апреля 1888 года мастер пера скончался.

Местом упокоения Всеволода Гаршина стал санкт-петербургский музей-некрополь, именуемый «Литературными подмостками».

ТОП-25 интересных фактов из жизни автора

  1. Всеволод Гаршин появился на свет в имении бабушки, которое было расположено в Екатеринославской области, которая на Данный момент является Донецкой областью. Но с ранних лет писателю пришлось много путешествовать вместе с отцом, который был военным.
  2. Когда мальчику было четыре года, он наслушался разговоров сослуживцев своего отца и начал собираться на войну. Его родные тогда приложили немало усилий, чтобы отговорить малыша от этой затеи.
  3. Род писателя берет начало от татарских дворян. Об этом говорят семейные предания.
  4. Мальчик получал образование в Петербурге, но на все каникулы отправлялся в Малороссию. Ему очень нравилось наблюдать за природой, собирать грибы и гербарии.
  5. Когда мальчику было семь лет, он прочитал «Собор Парижской Богоматери».
  6. Высшее образование он так и не смог получить, поскольку началась русско-турецкая война, на которую он отправился добровольцем.
  7. Гаршин позировал для знаменитой картины Репина, которую все знают под названием «Иван Грозный убивает своего сына».
  8. Произведение «Сигнал» стало основой для первого детского фильма, который был выпущен советскими кинематографами.
  9. Автор очень увлекался живописью, поэтому любым образом старался поддержать художников-передвижников. Для этого он постоянно издавал публикации, посвященные их творчеству.
  10. В юном возрасте со своими товарищами Всеволод Гаршин хотел собрать библиотеку. Поскольку денег у них было очень мало, то они были вынуждены постоянно обшаривать лавки букинистов. Как вспоминает один из товарищей писателя, в Петербурге все букинисты отлично знали их компанию.
  11. Когда Гаршин учился в 7 классе, то очень много времени пролежал в больнице для душевнобольных. Причиной этому стала психическая неуравновешенность мальчика.  
  12. Первое серьезное литературное произведение Всеволода Михайловича – это школьное сочинение, которое называлось «Смерть». Мальчик в нем рассказывал о последних минутах жизни своего знакомого, который перед смертью отказался от соответствующей религиозной церемонии.
  13. Творчество Гаршина очень высоко ценил Антон Павлович Чехов. После трагической смерти автора, именно Антон Павлович первым откликнулся на предложение товарищей Гаршина, чтобы издать сборник в его честь.
  14. В тридцатитрехлетнем возрасте Гаршин лишил себя жизни.
  15. Первые упоминания о нем появились уже в 1876 году, но Гаршин не считал данные заметки литературой. Поэтому своим личным дебютом он считает опубликование рассказа «Четыре дня» в 1876 году.
  16. Молодой человек не смог стать студентом университета, потому что за его плечами было окончание не классической, а реальной гимназии. Тогда Гаршин принимает решение поступить в Горный институт.
  17. Произведения Гаршина изучают в начальной школе, это «Сказка о жабе и розе» и «Лягушка-путешественница».
  18. В 1878 году Всеволод Гаршин становится офицером и даже думает поступить в Академию Генерального Штаба. Но в скором времени меняет свое решение и подает в отставку.
  19. Всю жизнь писатель мучился от продолжительных и глубоких депрессий.
  20. Всеволод Михайлович Гаршин является автором «Лягушки-путешественницы».
  21. Как-то раз Всеволод Гаршин вызвал полицию, устроив кутеж в публичном доме и не заплатив ни копейки.
  22. Свое произведение «Четыре дня» автор пишет в тот период времени, когда находится в госпитале. Он там проходит лечение после полученного на войне ранения. Основой произведения становятся собственные военные впечатления автора.
  23. Последние пять лет автор усердно боролся со своим недугом. Когда у него наступали моменты душевного просветления, он продолжал работать. Но в тот же момент на него накатывали приступы безумия, после которых он забывал о работе.
  24. Настоящая популярность пришла к автору после Великой Отечественной Войны, а спустя десятилетие были выпущены марки с его портретом.
  25. Всеволод Гаршин позировал для Ильи Репина и изображен на трех картинах: «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали» и «Гаршин в гробу».
Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий