Литература 19 века немыслима без творчества Н. А. Некрасова, краткое содержание стихотворения «Размышления у парадного подъезда» знакомит с основной тематикой и идейной направленностью произведений великого русского поэта. Некрасова волновала судьба России и всего русского народа, своими мыслями он делился с читателями.
Главные герои
«Владелец роскошных палат» — столичный вельможа, о доме которого идет речь в стихотворении.
Другие персонажи
Мужики – крестьяне, пришедшие к вельможе с просьбой.
Швейцар – слуга в доме с парадным подъездом.
Автор – сторонний наблюдатель.
Краткое содержание
Парадный подъезд столичного вельможи наводит рассказчика на грустные мысли. В торжественные дни на бал в этот дом съезжаются знатные люди, в характере которых автор отмечает холопские черты. Они записывают свое имя в книгу и гордятся собой, создается впечатление, что это их миссия на земле.
В обычные дни сюда скачут курьеры и прибывают просители, которых автор называет «убогими лицами». Однажды рассказчик был свидетелем того, как подошли к подъезду мужики из деревни. Они проделали долгий путь, устали, но швейцар не пустил их даже за деньги, потому что хозяин «не любит оборванной черни». Крестьяне ушли ни с чем.
Владелец дворца спит до обеда, его главными занятиями являются игра, обжорство, волокитство. Жизнь вельможи похожа на «вечный праздник», который закрутил его в хороводах и не дает опомнится. Он может спасти свою душу, помогая бедным. Но о душе барин думает меньше всего, считая себя всемогущим.
Автор предсказывает его дальнейшую судьбу: состарившись, вельможа, поедет в Сицилию, где и закончит свои дни в кругу родных, которые ждут не дождутся его смерти. Его привезут хоронить на родину, богатые будут его громко и фальшиво хвалить, а народ тихо проклянет.
Автор иронично извиняется, что побеспокоил такую особу, безопасней «выместить злобу» на мужиках. Судьба народа тяжела, он стонет во всех уголках России. А стон бурлаков и вовсе называется песней.
В последних строках автор задумывается, сможет ли народ изменить свою судьбу, или все, что мог, он уже совершил, «создал песню, подобную стону, и духовно навеки почил?…»