НАдеть или Одеть — как правильно писать и говорить

НАдеть или Одеть — как правильно писать и говорить Как правильно пишется

В таком простом слове, как «надеть» или «одеть» мы очень часто совершаем ошибку. Так как же правильно его писать и говорить? Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому вам будет значительно проще разобраться в правильности написания.

Как правильно пишется

Слово «одеть» мы употребляем, когда после него можно задать вопрос «кого?».

Например:

 одеть (кого?) ребенка, одеть (кого?) сына, одеть (кого?) мопса.

А «надеть» употребляется только тогда, когда после него можно поставить вопрос «что?».

Например:

надеть (что?) маску, надеть (что?) платье, надеть (что?) очки для плавания.

Какой частью речи является

Однокоренные слова «надеть» и «одеть» являются паронимами в русском языке. У каждого из них свой круг слов, с которыми эти глаголы в соответствии с правилами русского языка могут сочетаться в предложении.

В то же время оба слова отвечают на вопрос «что сделать?» и являются глаголами.

Какое правило применяется

Слова «одеть» и в «надеть» русском языке – переходные глаголы совершенного вида 1-го спряжения. Состоят из приставок «о-/на-», корня «-де-» и глагольного окончания «-ть». Постановка ударения оде́ть (наде́ть). Разделение переносами не рекомендуется ввиду краткости слов, но в рукописных текстах, если слово не умещается в строку, допустимы варианты од-е́ть (на-де́ть, над-е́ть). Переходный глагол – то есть, предмет одеяния одевают на что-то, а не наоборот. Совершенный значит, что действие (облачение) или уже совершено, или к его совершению нет явных препятствий. Соответствующий глагол несовершенного вида «одевать». Личные формы глагола «одеть» таковы (спряжение «надеть» отличается только заменой приставки «о-» на «на-»).

Однокоренные глаголы «надеть» и «одеть» звучат очень похоже и различаются только приставками:

одеть — приставка/корень/окончание;

надеть — приставка/корень/окончание.

Это, казалось бы, небольшое отличие морфемного состава создает разную способность этих однокоренных глаголов сочетаться с другими словами. Они близки по звучанию, но различаются оттенками значения и вследствие этого обладают неодинаковой сочетаемостью с другими словами. Назовём их паронимами.

Когда используется слово «одеть»

Отметим, что «одевать» можно только одушевлённый предмет. Запомнить это легко: «Одеть» – «Одушевленный». Оба начинаются на «о».

Одевать – значит наряжать, укутывать – в общем, делать так, чтобы кто-то был в одежде.

Обратите внимание, одушевленный предмет – не то же самое, что живой предмет. Например, мы говорм «одеть (кого?) куклу» – кукла у нас одушевленная, потому что отвечает на вопрос «кого». Однако она при этом является неживым предметом.

Из этого определения делаем вывод: глагол «одеть» употребляется в контексте «одеть кого-то».

Таким образом, данный глагол требует после себя одушевленное существительное. Однако нужно принимать во внимание, что этот же глагол употребляется и с неодушевленными предметами, обозначающими некое подобие человека или животного (одеть куклу, одеть плюшевого медведя, одеть пугало).

Примеры:

Я одеваю (кого?) дочь в детский сад.

Девочка помогает брату одеваться  — Девочка помогает брату одевать (кого?) себя.

Женщина одевает (кого?) собаку.

Когда надо использовать слово «надеть»

А вот «надеть» используется только с неодушевленными предметами. То есть после «надеть» всегда задается вопрос «что». Надеть или надевать – значит «натягивать» какой-то неодушевленный предмет одежды на человека.

Запомните: «Надеть» – «Неодушевлённый». В обоих словах буква «н».

Из этого следует, что рассматриваемый нами глагол употребляется в контексте «надеть вещь на себя или кого-либо», «надеть что-то на кого-то».

Примеры:

Я надеваю (что?) сапоги.

Мужчина надевает (что?) костюм.

Сестра надевает (что?) рубашку брату.

Вывод

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что слово «одеть» употребляется только лишь по отношению к одушевленным предметам, а слово «надеть» — к неодушевленным.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий