ЗнаЕшь или знаИшь — как правильно писать и говорить

ЗнаЕшь или знаИшь — как правильно писать и говорить Как правильно пишется

Достаточно часто мы задаемся вопросом, как правильно писать и говорить – «знаешь» или «знаишь». Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал на данную тему, благодаря которому вы сможете разобраться в правильности написания.

Как правильно пишется

Единственным правильным написанием анализируемого слова будет вариант «знаешь».

Чтобы убедиться в этом, определим часть речи, к которой относится исследуемое слово, а так же вспомним правило, которое применяется в конкретном случае.

Какой частью речи является

Анализируемое слово «знаешь» будет правильно писаться с буквой «е» в безударном личном окончании глагола.

Исследуемое слово обозначает действие и отвечает на вопрос «что делаешь?». Из этого мы можем сделать вывод, что перед нами глагол.

Благодаря этим грамматическим признакам мы имеем возможность установить, что это глагол в форме второго лица единственного числа настоящего времени.

Если поставить ударение, то мы убедимся в том, что ударным является гласный корня, из-за чего неясно слышится гласный в окончании.

зна́ешь — корень/окончание

Орфографическая проблема встречается в написании безударного личного окончания глагола.

Какие правила применяются

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.

Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

Стоит вспомнить, что в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Когда слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

При безударном окончании глагола определяем начальную форму глагола (инфинитив). Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Вывод

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что слово «знаешь» имеет единственное правильное написание через букву «е».

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий