Лексический повтор в русском языке и художественных текстах

Лексический повтор в русском языке и художественных текстах Лексика и фразеология

Лексический повтор — это фигура речи, стилистический прием намеренного повторения одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.

Пример: Казалось всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

Общие сведения

Для того чтобы найти отклик у читателя, создать образную картину мира, авторы прибегают к повтору. Прием повтора очень востребован в арсенале художественных средств писателя.

Повтор — это стилистическая фигура, которая состоит в намеренном повторении одинаковых элементов текста.

С помощью повтора звуков, элементов слова, отдельных слов, синтаксических конструкций достигается выразительность, эмоциональность художественного текста.

В лингвистике лексический повтор рассматривается как способ образования новых грамматических значений и используется как способ словообразования (формообразования).

Лексические повторы служат развитию мысли и, соответственно, развитию семантического и лексического пространства художественного текста. Повторы не только скрепляют текст, но и делают его динамичным. Благодаря лексическим повторам, создается общая идея, повтор является некоторым кодом, ключом, с помощью которого происходит переключение с одного предмета на другой, который, по замыслу создателя текста, является второстепенным.

Повтор не только привлекает внимание читателя к важному отрезку в тексте и способствует связности текста, но и служит созданию иного эффекта: чем больше говорится о ком то или о чем то, тем больше внимания переключается на другой объект; повтор оказывается фоном, на котором ярче выступают другие смысловые элементы текста.

Функции лексического повтора

  • Объединяет отдельные фрагменты художественного текста с целью создания целостной картины.
  • Обеспечивает структурную связанность целого художественного текста.
  • Служит синтаксическим средством сцепления реплик.
  • Способствует лучшему пониманию, заложенной в тексте информации.
  • Делает художественный текст более выразительным и эмоциональным.

Виды лексического повтора

  1. Контактный – повторяющиеся слова стоят рядом.
  2. Дистантный – повторяющиеся слова разделены дистанцией.
  3. Частичный – чаще всего – использование словоформ одного слова.

Разновидности лексического повтора: анафора, эпифора, симплока, анадиплосис, многосоюзие.

Анафора

Анафора (единоначалие) – повторение начальных частей слова, морфем, отдельных слов и групп слов.

В произведении этот стилистический прием используется художниками слова с целью усиления эмоционально-торжественного, возвышенного тона, смыслового и логического выделения наиболее важных мыслей, объединения в одно целое различных по строению и синтаксическому уровню конструкций.

Анафора представляет собой оборот поэтической речи, состоящий в повторении одинаковых слов, выражений, звуковых сочетаний, синтаксических построений в начале стихотворных строф, частей сложного предложения, фраз, периодов, абзацев в прозаическом художественном произведении.

Виды анафоры

  • звуковая – в начале строк повторяются только одинаковые звуки или звуковые сочетания: Грозой снесенные мосты // Гроба с размытого кладбища (А.С. Пушкин);
  • морфемная – повторение частей слов или одних и тех же морфем: Черноглазую девицу // Черногривого коня! (М.Ю. Лермонтов);
  • лексическая – повторение одинаковых слов в начале строки, строфы или каждой части предложения в прозе: Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света. (Л.Н. Толстой)
  • синтаксическая – повторение одинаковых или однотипных синтаксических конструкций: Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. (Л.М. Леонов)
  • строфическая – повторение одних и тех же элементов в начале нескольких строк (строф):

Мама,

У тебя такие стары

У тебя такие старые волосы…

Мама,

У тебя совсем молодые глаза.

А в комоде лежит отрезанная молодость —

Длинная и черная коса (Майя Румянцева).

Наиболее широко анафора распространена в поэтических текстах.

Примеры:

На напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза. (С.А. Есенин)

***

Здесь лапы у елей дрожат на весу,

Здесь птицы щебечут тревожно (В.С. Высоцкий)

Эпифора

Эпифора – повторение отдельных слов, словосочетаний, речевых конструкций в конце фразы. Этот стилистическая фигура речи используется для выделения основного смысла высказывания.

Виды эпифоры

  • грамматическая – совпадение отдельных звуков в конце строк: Птичка невеличка // Меньше, чем спичка // По полю летала // Комариков глотала;
  • лексическая – повторение отдельных слов на концах разных строчек: Когда поднимет океан, // Вокруг меня валы ревучи, // Когда грозою грянут тучи, // Храни меня, мой талисман.;
  • риторическая – повторение некой конструкции в произведении: Не станет нас // А миру хоть бы что, // Исчезнет след! // А миру хоть бы что.

Эпифора противоположна анафоре. Эта стилистическая фигура художественной речи широко используется для усиления основного смысла фразы. Экспрессивную роль выполняет повторение одинаковых слов, словосочетаний и речевых конструкций в конце фразы.

Пример:

Силы даны мне судьбой,

Удача дана мне судьбой,

И неудача — судьбой;

Все в мире вершится судьбою. (М. Гаспаров)

Симплока

Симплока – сочетание анафоры и эпифоры, лексический повтор в начале и конце отрезков речи.

Это сложный стилистический прием, который выражается в одновременном использовании анафоры и эпифоры в пределах одного и того же отрезка текста. При симплоке повторяются начальные и конечные слова в соседних фразах или смежных стихотворных строках.

Виды симплоки

  • Повтор начальных и заключительных слов смежных речевых отрывков, при котором середина варьируется: Привычные к степям глаза // Привычные к слезам глаза (М.И. Цветаева);
  • Словесный повтор в середине смежных частей текста, при котором начало и конец произвольные: Море люблю с кораблями // Небо люблю с журавлями (В.Ф. Боков).

Стилистический приём симплоки применяется для художественной выразительности, эмоциональной окраски, выделения основных элементов речи. Симплока свойственна современной риторике, такого вида повторы придают убедительности речи путём концентрации внимания на ключевых частях утверждения.

В художественной литературе симплока часто сочетается с параллелизмом, вследствие чего лексический повтор усложняется: тождественные слова расположены в соседних частях текста, создающих целостный поэтический образ.

Пример:

В мире горы есть и долины есть,

В мире хоры есть и низины есть,

В мире море есть и лавины есть,

В мире боги есть и богини есть. (М. Цветаева)

Анадиплосис

Анадиплосис (греч. «удвоение») – повтор заключительной части стихотворного текста в начале следующего.

Анадиплосис образует смысловую цепочку, связанных и последовательно развертывающих друг друга частей текста. Такой прием позволяет показать внешнее течение событий, их замедленность и причинно-следственную обусловленность.

Приём анадиплосиса известен с древности. Ранние образцы синтаксических повторов встречаются в библейских псалмах: «…откуда придёт помощь моя. Помощь моя от Господа…».

Анадиплосис также восходит к фольклорным традициям использования речевых повторов в народных изречениях, лирических песнях, стихах и других поэтических формах. В дальнейшем русском художественном творчестве анадиплосис применялся для создания фольклорных и религиозных стилизаций преимущественно в поэтических формах.

В русской поэзии анадиплосис служит средством связности текста, композиционным приёмом усиления художественной выразительности, ритмической и смысловой последовательности, структурной определённости, экспрессивности, акцентирования ключевых идей. Такого рода повторы способствуют подчеркиванию наиболее значимых художественных образов и понятий, укреплению их в сознании читателя.

Пример:

Придет оно, большое, как глоток, —

Глоток воды во время зноя летнего. (Р. Рождественский)

Многосоюзие

Многосоюзие (полисиндетон) – намеренный многократный повтор одного и того же союза в предложении, средство усиления выразительности высказывания.

Многосоюзие подчеркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

Многосоюзие употребляется преимущественно в поэтических текстах и представляет собой избыточный повтор союзов (сочинительных, подчинительных), основанный на перечислении однородных членов или частей сложного предложения. Таким образом, многосоюзный ряд формируется на принципах повтора и перечисления, что способствует ритмическому и смысловому выделению текстового фрагмента.

Многосоюзие в поэтических и прозаических текстах служит для выделения и подчеркивания значимых слов, придаёт выразительность, замедление, плавность, торжественность художественной речи.

В сочетание с полисиндетоном могут вступать другие, близкие по структурной обусловленности, стилистические фигуры повтора: аллитерация, эпифора, анафора и т. д. Реже многосоюзный ряд взаимодействует с градацией, основанной так же как и полисиндетон, на перечислении.

Наиболее часто встречается многосоюзие, построенное на повторе соединительного союза «и» в тексте.

Пример:

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (В.Г. Короленко).

Разные виды повтора широко используются художниками слова для придания тексту экспрессивной выразительности.

Лексический повтор как средство выразительности

Повтор слов в художественном тексте употребляется с разной целью:

1. Для обозначения большого количества предметов: за тем лесом поля, поля, поля.

2. Для усиления признака, степени качества или действия: туда ведет длинная, длинная дорога…

3. Для указания на длительность действия: зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе.

Автор прибегают к лексическому повтору, если хочет выделить важное с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для придания ей большей выразительности и экспрессивной окраски.

Благодаря повторению слова фиксируется внимание читателя именно на нём. Этот прием способствует усилению его смысловой и эмоциональной роли в тексте.

С помощью лексического повтора повествование становится эмоционально напряженным. Поэт подчеркивает значимое для смысла строки слово, заставляет читателя заострить внимание на его смысловом наполнении, создает ритм, особую пульсацию строки.

Пример:

Сельский букет стоял на круглом столе. Лет десять назад такой букет не поставили бы на стол (Ю. Тынянов).

Лексический повтор как речевая ошибка

Иногда лексический повтор является неоправданным, то есть не выполняет никакой функции в тексте. В таких случаях он становится ошибкой и его следует избегать. Для этой цели слово необходимо заменять синонимами, контекстными синонимами или личными местоимениями.

Рассмотрим пример: «Смелый человек совершает смелые поступки. Но смелые поступки не всегда делают его героем». В этом отрывке первый повтор можно было бы даже счесть изобразительным средством, но третье слово «смелый» нас убеждает: автор сочинения просто не умеет избегать тавтологии. Давайте заменим одно из слов синонимом, а другое – местоимением (в данном случае – указательным): «Смелый человек совершает храбрые поступки. Но эти поступки не всегда делают его героем». А еще лучше (так как позволит избежать и необоснованного повторения слова «поступки») употребить слово «они»: «Но они не всегда делают его героем».

Однако не стоит в стремлении избавиться от чего-либо доходить до абсурда. Это может привести к затруднению восприятия текста, когда читатель уже не понимает об одном предмете или лице идет речь или о разных.

Таким образом, можно прийти к выводу, что от лексических повторов избавляться нужно, но обдуманно! Если одно и то же слово повторяется на протяжении текста или даже одного абзаца несколько раз — это не всегда ошибка. Тем более если замена влечёт за собой неверное или двусмысленное толкование содержания, затрудняет восприятие текста.

Вывод

При помощи лексического повтора можно наглядно представить неоднократно упоминаемые предметы и явления и глубже понять их. Лексический повтор – это необходимая структурная часть предложения, которая имеет особую традицию и выполняет стилистически и семантически значимую роль. Лексический повтор широко распространен и многофункционален.

В тексте лексический повтор выступает как средство:

— создания выразительности речи;

— актуальности важного  с точки зрения автора смысла, который выражается подтекстно;

— цепной межфразовой связи в тексте.

Следует отличать лексический повтор как стилистическую фигуру от речевых ошибок в виде тавтологии и плеоназма. Тавтология выступает как необоснованное употребление близких по смыслу слов (совместное сотрудничество). Плеоназм состоит в ошибочном дублировании смысла слов в словосочетании (подпрыгнуть вверх).

Лексический повтор является важным условием существования любого текста, необходимым языковым средством межфразовой связи в тексте. Лексический повтор обеспечивает семантическую и логическую связанность текста любого функционального стиля. 

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий