Приставка слова – определение, примеры

Приставка слова – определение, примеры Морфемика и словообразование

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.

В слове может быть одна или несколько приставок: без-вы-ходное положение, не-у-вязка.

Вместе с корнем и суффиксом приставка входит в основу слова.

Имея одно и то же значение, приставки могут присоединиться к различным частям речи: сверхлёгкий, сверхприбыль (приставка СВЕРХ); развесёлый, разукрасить, раскрасавица (РАЗ-/РАС); сотрудничать, соавтор (СО-).

Приставки никогда не меняют часть речи (краснеть — покраснеть, меньше — поменьше).

Происхождение приставок

По происхождению приставки могут быть:

  • исконно русскими (У-, О-, ОТ-, ПОД-, ВОЗ- и другие);
  • иноязычными (алогичный, постинфарктный, ультратонкий, суперигра и другие).

Все распространенные языки непрерывно развиваются и обогащают друг друга, русский — не исключение. В нашей речи постоянно появляются новые слова, и часть из них возникает путем добавления иностранных приставок. Итак, первый критерий для классификации — происхождение.

ПроисхождениеЗначениеСуществующие приставки
Традиционно русские префиксыСловообразование, формообразованиебез-/бес-, в-/во-, воз-/вос-/возо-, вз-/вс-, вы-, до-, за-, из-/ис-, изо-, на-, наи-, недо-, над-/надо-, не-, низ-/нис-/низо-, о-, об-/обо-, обез-/обес-, от-/ото-, па-, пра-, по-, под-/подо-, пере-, пре-, пред-/предо-, при-, про-, раз-/рас-/разо-, с-/сщ-, су-, через-/черес-/чрез-
Иностранные префиксыСловообразование, неологизмыа-, ана-, анти-, архи-, гипер-, гипо-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, квази-, кило-, контр-, макро-, микро-, мега-, мата-, мульти-, орто-, пан-, пара-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра-, экс-

С иностранными приставками все просто: каждая из них имеет свое строго определенное значение. Например:

— приставки а- и анти- всегда превращают слово в антоним (логичный — алогичный, материя — антиматерия);

— пан- говорит о масштабности явления (славизм — панславизм);

— ультра- подчеркивает крайнее выражение какого-либо свойства (правый — ультраправый);

— гипо- отражает ослабление того или иного качества (тонус — гипотонус).

Правда, в некоторых словах (в основном греческого происхождения) приставка настолько слилась с корнем, что отдельно не выделяется. Например, слово пантеон можно разделить на две части: пан и теос (в переводе — «божество»). Но приставка пан- в данном случае считается частью корня. Причина в том, что это полностью иностранное слово, а не конструкция из иностранного префикса и корня, который уже давно существует в русском языке.

Типы приставок

В русском языке существует несколько типов приставок, которые изменяют значение корневого слова.

  • Усилительные приставки: над-, пан-, об-, ог-, с-, су-, сов-, бе-, без-, ве-, все-, велико-, долго-, зло-, луче- и др. Меняют значение слова, делая его более интенсивным или усиливающимся.
  • Понижающие приставки: без-, мелко-, низко-, под-, прос-, проз-, сог-, ниже-, низко-, туже-, задо-, ото-, изо- и др. Уменьшают значение слова, делая его менее интенсивным или ограниченным.
  • Отрицательные приставки: не-, без-, недо-, неу-, небез- и др. Добавляют отрицательное значение к слову.
  • Пространственно-временные приставки: внутри-, внешне-, внутренне-, вне-, пере-, около-, по-, поза-, при-, перед-, пред-, раз-, пос- и др. Меняют значение слова, указывая на пространственные или временные характеристики.
  • Формальные приставки: а- (в словах-сокращениях), з- (в некоторых словах, образованных от имен собственных), обез- (в городах и реках), меж- (в городах и реках) и др. Используются для дополнительной формализации или идентификации слов.

Также среди приставок можно выделить:

— синонимичные (выгнать — изгнать, безжалостный — недобрый — аполитичный — дисгармония);

— антонимичные (влезть — вылезть, приехать — уехать, надземный — подземный).

Во многих словах приставки срослись с корнями: восторгаться, восхищаться, встретить, достать, затевать, одолеть, ответить, посетить, позвонок, исчезать, несусветный, пасмурный.

Группы приставок

Все приставки делятся на одновариантные, двухвариантные и смысловые.

Одновариантные (не изменяются на письме)Двухвариантные (перед глухими пишется «с», перед звонкими – «з»)Смысловые
при-пре-
об- (обо-), от- (ото-), над- (надо-), под- (подо-), пред- (предо-), в- (во-), за-, на-, вы-, у-, о-, су-, по-, пра-, про-, па-без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-,
чрез-(через)/чрес- (черес-)
1. Приближение, присоединение, прибавление: приехать. 2. Близость: пришкольный. 3. Неполнота действия: присесть. 4. Действие, доведённое до конца: придумать. 5. Действие, совершённое в чьих-либо интересах: прикарманить. 6. Действие, сопутствующее основному: приплясывать.1. Высокая степень действия или качества (возможно заменить «очень»): предобрый. 2. Совпадает по значению с приставкой пере-: преградить.

Основные сложности связаны с написанием двухвариантых и смысловых приставок: в двухвариантных приставках важно понимать, какая согласная (звонкая или глухая) стоит после приставки в слове; в смысловых приставках нужно понимать значение, которое несет конкретное слово.

Значение приставок

ПриставкаЗначениеПримеры
без- (бес-)отсутствие, отрицание, недостатокбеззастенчивый, бесполезный,  беспорядок
в-направление внутрьвнести, вводить, вкатить
вз- (вс-)направление вверхвзбежать, всплыть
вы-направление изнутри, наружувынести, выбежать, выплыть
до-направление до чего-тодоехать, дописать, доделать
за-начало или завершение действиязапевать, закончить
на-поверх чего-то, «на что-то»настольный, нашить, наклейка
не-отрицание, недостатокнегромко, недобрый
о-на все стороныосмотр, осветить
об- (о-)вокруг чего-тообъехать, окопать
от- (ото-)от чего-то в сторонуотбежать, отодвинуть
пере-еще раз, повторяемость; сверх меры, чрезмерность; через что-топеределать, переписать, пересолить,  перелить, перепрыгнуть
по-немного, действие в небольшой мерепочитать, погулять, покричать
под-к чему-топодход, подписать
при-до чего-то, до какой-то цели; близость к чему-топрибежать, присылать, пригород
про-сквозь что-то, мимо чего-топроскользнуть, пробежка
раз- (рас-)деление на частиразбросать, распределить
с-сверху внизсбежать, спрыгнуть
со-вместе, совместность действиясопереживать, сообщение
у-в сторонууплыть, ускользнуть, умчаться

Как выделить приставку в слове

С опытом морфемных разборов приставку легко научиться замечать с первого взгляда, но если их две или три — могут быть трудности. Как определить, когда заканчиваются приставки и начинается корень? Все просто: нужно подобрать однокоренные слова, а в сложных случаях попросту отбрасывать по одной букве и проверять — слово все еще имеет смысл или уже нет.

Например, возьмем слово подраздел — здесь все просто, на ум сразу приходит раздел, а значит, под- будет приставкой.

Попробуем вариант сложнее: соприкосновение — со-при-косновение.

В этом случае стоит вспомнить слово коснуться, и сразу станет понятно, что здесь две приставки: со- и при-.

Есть в русском языке и другие слова с тремя приставками: недовыработка, переосмысление, несоразмерный, понапридумывать и т. д.

Образовывая новые однокоренные слова, приставки всегда что-то меняют в их смысле. К примеру, у глаголов они чаще всего помогают изменить несовершенный вид на совершенный: летел — прилетел, долетел, улетел, взлетел.

Но с другими частями речи все намного сложнее. У прилагательных приставка может обозначить близость к чему-либо: дорожный — придорожный, речной — заречный. А может придать оттенок отрицания: умышленный — неумышленный. У существительных она тоже играет совершенно разные роли. Иногда приставка указывает на расположение предмета (береза — подберезовик, рукав — нарукавник, граница — заграница), а иногда придает слову противоположный смысл (симметрия — асимметрия).

Как отличить приставку от предлога

Важно понять, как отличить приставку от предлога на письме и не сделать ошибку в слитном или раздельном написании слов. Ведь в русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от

ПриставкаПредлог
Часть словаЧасть речи
Служит для образования нового словаСлужит для связи слов в предложении
Пишется со словом слитноПишется со словом раздельно
Может являться частью разных частей речи — существительного, прилагательного, глагола, наречияМожет стоять перед разными частями речи, кроме глагола
Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос или другое словоМежду предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово

Итак, исходя из сравнения, можем сделать вывод, для того чтобы проверить слитное или раздельное написание, приставка это или предлог, нужно:

  1. Определить, какой частью речи является слово.
  2. Попробовать вставить вопрос или слово между этими частями.

Примеры:

Макс (на) рисовал (на) бумаге красивые (под) снежники.

(На) рисовал

1. Определение части речи:
Рисовал — это глагол. У глаголов нет предлогов. Значит, это приставка, слитное написание.
2. Второй шаг не потребовался.
(На) бумаге

1. Определение части речи:
Бумага — это существительное. Здесь может быть как предлог, так и приставка.
2. Попробуем вставить слово или вопрос:
На (какой?) бумаге — на белой бумаге. Здесь раздельное написание. Значит, на — это предлог.

(Под) снежники

1. Определение части речи.
Снежники — такого слова не существует, есть только слово подснежники. Значит, под — это приставка.

Выводы

  • Приставка – это морфема, присоединяемая к корню впереди него. Приставки в русском языке служат для образования новых слов.
  • Приставки меняют значение слова, к которому они прикрепляются.
  • Необходимо отличать приставки, которые являются частью слова, от предлогов, которые пишутся раздельно.
  • В русском языке приставки бывают исконного и иноязычного происхождения.
  • Все приставки делятся на 3 группы: одновариантные (приставки, которые не изменяются на письме), двухвариантные (приставки, которые зависят от стоящего после приставки согласного: перед глухими пишется «с», перед звонкими – «з»), смысловые (приставки при- и пре-, которые различаются смысловыми оттенками).
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий