Средства художественной выразительности речи

Средства художественной выразительности речи Лексика и фразеология

Средства художественной выразительности языка – это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.

Средства художественной выразительности — это основа литературного слога. Их очень много, поэтому литературоведение разделяет их на типы: тропы и стилистические фигуры речи. Отдельным видом средств художественной выразительности также выделяют звукопись.

Тропы

Тропы (греч. tropos – поворот) – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле. Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым.

В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу в нашем представлении какими-либо сторонами или признаками. Признаками одного явления мы характеризуем другое явление, стремясь пояснить его, создать о нём конкретное, яркое представление.

Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления.

Различают следующие виды тропов: простейшие – сравнение, эпитет; сложные – метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз и др.

Функции тропов

  • помогают наглядно изобразить происходящие в мире события и явления, описать все вокруг;
  • делают мысль и позицию автора более законченными и понятными для читателя или говорящего;
  • дают оценочную характеристику на различные точки зрения;
  • помогают более точно выразить мнение автора или собеседника;
  • преобразовывают речь и делают ее более привлекательной и красивой
  • вносят разнообразие в русский язык за счет новых связок, оборотов и комбинаций, позволяют более развернуто описывать действия.

Виды тропов

Эпитет – это художественное определение слова, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении.

Сравнение – сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным.

Метафора – это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, чем-то похожий, а этот первый предмет обычно не называется, его нужно угадывать (поэтому метафору часто называют скрытым сравнением).

Метонимия (греч. metonymía, буквально – переименование) – троп, состоящий в употреблении одного слова, выражения вместо другого на основе близости, смежности понятий.

Гипербола – непомерное преувеличение.

Литота – непомерное преуменьшение.

Ирония – это насмешка, при которой её форма противоположна содержанию, слова, таким образом, приобретают обратный смысл.

Перифраз – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

Аллегория – иносказание, художественное обособление посторонних понятий с помощью конкретных представлений.

Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.

Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других слов и выражений, считающихся неприличными или неуместными.

Рассмотрим более подробно самые распространенные из них.

Эпитет

Эпитеты всегда обозначают свойства явлений и предметов, и поэтому часто являются прилагательными. Необходимо отличать образное определение от обычного.

«Горячий дым» — это характеристика дыма, которая описывает его настоящее свойство: он буквально горячий. Такое определение не передает авторскую оценку, не эмоционально — поэтому оно не будет являться эпитетом.

«Кудрявый дым» — это образное определение, ведь дым на самом деле не кудрявый, но мы образно называем его так, чтобы художественно передать его свойства. Мы видим форму дыма, она поминает нам кудри, и мы решаем назвать его кудрявым. Получается эпитет — прилагательное используется в переносном значении. 

Сравнение и метафора: сходства и различия

Сравнение — сопоставление явлений на основании схожих свойств.

Сравнение проявляется в двух видах. Первый — более явный: используются слова «как», «словно», «будто».

Например: «Сердце горячее, как огонь», «Она влетела в комнату, словно птица», «Глаза, будто цветные кристаллики, отражали солнечный свет».

Второй вид сравнения сложнее распознать, потому что оно встречается без сравнительного оборота. Например, «нырнуть рыбкой». Это тоже сравнение. Здесь используется творительный падеж, который передает сопоставление не хуже слов «как» и «словно». Ведь мы понимаем, что нырнуть рыбкой = нырнуть, как рыбка.

А теперь представим, что сравнение решило спрятаться. Сравнение прячет не только союзы, но и один из объектов сопоставления. Вот что получается:

«Взгляд режет душу» — мы не называем нож (объект), но говорим о его свойстве — способности резать.

Этот троп и называется метафорой – наделением одного объекта свойствами или признаками другого; скрытым сравнением.

Олицетворение 

Известно, что предметы мебели, явления природы, предметы быта — неживые существа, а значит не могут ходить, говорить, чувствовать. Но литературный язык позволяет нам наделить свойствами одушевленных существ неживые предметы. Такой прием называется олицетворением.

Например:

«Небо плачет и воет вьюга», «старый дом улыбнулся тебе деревянными ставнями и заплесневелыми бревнами».

Использование олицетворение вносит разнообразие в наш язык, простые объекты становятся выразительными образами.

Метонимия 

Метонимия очень часто используется даже в повседневной жизни. Например, учитель говорит: «Класс зашумел». Здесь тоже скрывается метонимия. Вместо того чтобы сказать «ученики зашумели», используется слово «класс» — смежное понятие.

Другие примеры:

«Я читаю Гоголя»  вместо «Я читаю книгу Гоголя» — заменяем книгу на имя автора.

«Сюда по новым им волнам // Все флаги в гости будут к нам…» — «флаги» заменяют страны, государства.

Так, свойства одного предмета переносятся на другой. Можно увидеть, что словосочетание с метонимией становится более коротким и емким. Именно поэтому метонимия – такое употребляемое в повседневной речи средство.

Аллегория 

Аллегория – выражение обобщенного, абстрактного понятия в конкретном образе.

Самый яркий пример использования аллегории – басни. В баснях изображаются животные и предметы, но речь идет о пороках людей. Получается такое завуалированное высмеивание недостатков людей.

Например, в басне И.А. Крылова «Ворона и лисица» образ лисы — воплощение хитрости. Это качество — единственное в ее характере. Она хвалит ворону, чтобы та запела и выронила из клюва сыр. Таким образом, лиса — это аллегория хитрости. А ворона в том же произведении становится аллегорией доверчивости и падкости на лесть. Ведь она все-таки запела и выронила сыр. Автор автор берет абстрактное понятие и передает его в конкретном образе, дает ему более осязаемое и понятное воплощение через аллегорию.

Гипербола

Гипербола — намеренное художественное преувеличение свойств предмета и явления или их количества.

Например: вечно опаздываете, реки крови, сто лет не виделись, сто раз говорила, целую вечность жду, весь день простояла.

В художественной литературе многие писатели применяют гиперболу с целью усиления выразительности, создания образной характеристики героя, яркого и индивидуального представления о нём. С помощью этого образного тропа проявляется авторское отношение к персонажу, создаётся общее впечатление от высказывания.

Например:

И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)

Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов. (Ф.М. Достоевский)

Миллион терзаний (А.С. Грибоедов «Горе от ума»).

Литота

Литота — намеренное художественное преуменьшение предмета, явления или их количества. Литота – противоположность гиперболы.

Например, в повседневной жизни мы можем сказать: «Я сегодня только глаза закрыла, поспала одну минуту, и прозвенел будильник». Хоть и понимаем, что проспали больше одной минуты, но говорим так, чтобы подчеркнуть свою усталость. Это — намеренное преуменьшение, то есть литота. 

В литературе этот прием широко используется в сказках и притчах, например:

мальчик с пальчик, мужичок с ноготок, от горшка два вершка, избушка на курьих ножках.

Ганс Христиан Андерсен использовал литоту, назвав крошечную сказочную девочку именем Дюймовочка.

Также литота присутствует во многих устойчивых выражениях: силы как у комара, рукой подать, капля в море, в двух шагах отсюда, одну секундочку.

Оксюморон

Оксюморон — употребление противоречащих друг другу понятий в одном словосочетании.

Использование оксюморонов позволяет составить необычные и оригинальные словосочетания. Например, «звонкая тишина», «громкое молчание», «обжигающий снег». 

Таким образом, сочетаются контрастные понятия и привлекается внимание к этим оборотам. Читатель, увидев, «обжигающий снег» обязательно задумается, что же это такое. И, вспомнив, как колет холод и как это загадочно похоже на ожог, внимательные мы почувствуем, что хочет передать автор.

Оксюморон, как и антитеза, строится на противоположностях, но в составе этой стилистической фигуры они не противопоставлены, а слиты в единое целое. Противоположности создают новый образ и отражают противоречивость явлений жизни. Хотя такие определения явлений действительности парадоксальны по своей сути, но они, образно говоря, мирно «уживаются» вместе, создавая яркий выразительный образ, который хочет донести до своих читателей художник слова.

Примеры оксюморона в художественной литературе: Мертвые души (Н.В. Гоголь), Живой труп (Л.Н. Толстой), Грустная радость (Е.С. Есенин).

Стилистические фигуры речи

Стилистические фигуры речи особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Стилистические фигуры речи придают речи стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску.

Фигуры речи – формы речи, а не поэтического мышления: они не вносят ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Их главное назначение – усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким.

Основные стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, парцелляция, антитеза, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, лексический повтор,  риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис.

Виды стилистических фигур речи

Анафора – фигура, заключающаяся в повторении схожих звуков, слов или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи.

Эпифора – фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.

Градация – употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего.

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Парцелляция – намеренное членение предложения на части.

Антитеза – оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия.

Инверсия – расположение членов предложения в необычном порядке, позволяющее подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова.

Бессоюзие (Асиндетон) – соединение слов без использования союзов.

Многосоюзие (Полисиндетон) – соединение слов с излишним использованием союзов.

Лексический повтор слова – намеренное повторение в тексте одного и того же слова.

Риторический вопрос – фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.

Риторическое восклицание – приём передачи кульминации чувств. Риторическое восклицание передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.

Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторические обращения часто встречаются в монологах.

Эллипсис – намеренный пропуск слова, его выпадение из текста.

Классификация стилистических фигур

1. Лексические повторы (намеренные повторы слов):

Анафора

Эпифора

2. Синтаксические повторы (намеренные повторы конструкций предложения)

— Параллелизм

— Антитеза

3. Фразовые повторы (средство организации текста)

— Бессоюзие

— Многосоюзие

— Парцелляция

— Лексический повтор слова

4. Риторические фигуры

— Риторический вопрос

— Риторическое восклицание

— Риторическое обращение

5. Градация

6. Инверсия

7. Эллипсис

Различие между фигурами речи и тропами

Фигуры речи делятся на тропы и стилистические фигуры в узком смысле слова. Если под тропами понимается употребление слов или словосочетаний в несобственном, переносном значении, иносказание, то стилистические фигуры представляют собой приёмы сочетания слов, синтаксической (синтагматической) организации речи.

Фонетические средства выразительности. Звукопись

Звукопись — совокупность фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности художественной речи.

В основе звукописи лежит повторение различных фонетических сочетаний. Это прием усиления изобразительных свойств текста. Он помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы. Например, может передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома.

Пример: Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой, перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс).

Звукопись в художественном тексте может быть представлена в разных вариантах. Она может носить звукоподражательный или ассоциативный характер, может совмещать то и другое свойство. 

Виды звукописи

Звукопись делится на два вида: аллитерация и диссонанс.

Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков для усиления выразительности текста. Этот прием применяется поэтами для создания определенных ассоциаций: «Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона… (звук [з]).

Удачное использование аллитерации показывает, насколько сильно развито у автора чувство художественного такта, ведь необходимо чувствовать меру и не перегружать текст повторяющимися согласными.

Ассонанс повторение одинаковых гласных звуков: Этот прием используют с целью сделать произведение более легким для восприятия на слух, а его звучание — более мелодичным: «Мело, мело по всей земле, во все пределы, свеча горела на столе, свеча горела» (звук [э]).

Иногда авторы используют повтор конкретных гласных звуков  для создания определенного настроения. Или для того, чтобы показать, как одно эмоциональное настроение сменяет другое.

Ассонанс встречается гораздо реже аллитерации и его не так просто заметить в тексте.

Функции звукописи

  • Звукопись помогает разнообразить и сделать индивидуальной речь героев. Можно также передавать настроение персонажей, применяя соответствующие звукосочетания.
  • С помощью неблагозвучия создаются дополнительные штрихи к портрету отрицательного героя.
  • Звукоподражание используется в картинах природы (чириканье воробьев, стрекотанье кузнечиков, вой ветра и т. д.) и для создания образов фантастических существ.
  • Звукопись позволяет создавать отдельные части текста, окрашенные определённым настроением, создавать ощущение восторга, лёгкости или гнетущей тревоги.

Средства художественной выразительности в таблице

Языковое средствоХарактеристикаПримеры
Аллегория Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.Сон – Царство Морфея, правосудие – Фемида, смерть – объятия Аида.
АнафораОдинаковое начало нескольких соседних предложений.Клянусь я первым днем творенья // Клянусь его последним днем (М.Ю. Лермонтов).
АнтитезаСопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.Черный вечер, белый снег. Ветер. Ветер (А.А. Блок).
Бессоюзие (Асиндетон)Построение сложных предложений или ряда однородных слов без союзов.Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет. (А.С. Пушкин).
ГиперболаЧрезмерное преувеличение с целью увеличения образности.Шаровары шириною с Чёрное море (Н.В. Гоголь).
ГрадацияРасположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.Не жалею, не зову, не плачу // Все пройдет, как с белых яблонь дым.
ГротескПредельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
ИнвективаРезкое обвинениеА вы, надменные потомки… подлостью прославленных отцов.
ИнверсияНарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы.Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле (А.С. Пушкин).
ИронияТонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.  Старик, имея много дел, В иные книги не глядел (А.С. Пушкин).  
Литота Чрезмерное преуменьшение с целью увеличения образности.Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки (И.А. Крылов).  
МетафораСкрытое сравнение, которое происходит при помощи перенесения свойств с одного предмета на другой.Неохотно и несмело солнце смотрит на поля (Ф.И. Тютчев).
МетонимияЗамена одного слова другим на основе смежности двух понятий.Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом – люди согреваются (В.М. Шукшин).
Многосоюзие (Полисиндетон)Намеренное использование повторяющегося союза.Там есть и уголь, и урон, и рожь, и виноград (В. Инбер).
ОкказионализмСлово, образованное по непродуктивной модели, используемое только в условиях данного контекста.  Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А.И. Солженицын)
ОксюморонСредство стилистической выразительности, состоящее в сочетании контрастных по значению слов.Горячий снег, живой труп.
ОлицетворениеПриписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.  Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А.С. Пушкин).  
ПараллелизмОднородное синтаксическое построение предложений.Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы (В.Я. Брюсов).
ПарцелляцияНамеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.Слова отзвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа (А.И. Солженицын).
Риторический вопросне требует ответа, а только усиливает эмоциональность высказывания.  Что шумишь, качаясь, тонкая рябина? (И.З. Суриков)
Риторическое восклицаниев форме восклицания содержится утверждениеОрлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.А. Крылов)
Риторическое обращениефигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говоритсяА вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов)
СинекдохаПеренос названия целого предмета на его часть.И было слышно до рассвета, как ликовал француз (М.Ю. Лермонтов).
СравнениеСопоставление явлений или предметов для выделения какого-либо одного качества или признака.Да, есть слова, что жгут, как пламя (А.Т. Твардовский).
ЭллипсисОпущение каких-либо членов предложения с целью выделения оставшихся слов.Мы сёла – в пепел, грады – в прах, а мечи – в серпы и плуги (В.А. Жуковский).
ЭпитетОпределение. Чаще всего представлено прилагательным. Отличается красочностью и образностью.Но люблю я, весна золотая, твой сплошной, чудно смешанный шум. (Н.Н. Некрасов)
ЭпифораЕдинство концовокЗа годом год, за веком век // Что ж негодует человек (Ф.И. Тютчев).

Лексические средства выразительности

  • Фразеологизмы – общеизвестные утверждения в переносном значении: куры не клюют, рукой подать, как рыба об лед.
  • Синонимы – похожие по значению слова, но не однокоренные: яркий, красочный, пестрый, радужный, ослепительный, сверкающий.
  • Антонимы – слова, которые отличаются между собой по значению: добро – зло, белый – черный, день – ночь, большой – маленький.
  • Термины – определение какого-либо объекта или явления: наука – это обобщение знаний об окружающем мире, направленное на познание истин.
  • Архаизмы – слова, вышедшие из употребления: брег, вечор, взор.
  • Неологизмы – новые слова: гаджет, сайт, эксклюзив, тренд.
  • Диалектизмы – слова, употребляемые жителями определенной местности или территории: векша, баять, кочет, голицы, пашпорт, драчена.

Эти средства мы встречаем постоянно даже в повседневной жизни. С помощью синонимов мы описываем какие-то явления и предметы, а с помощью антонимов концентрируем внимание на отличиях. Эти виды речевой выразительности встречаются повсеместно и нужно их «знать в лицо». Трудности могут возникнуть только с последней группой, но по аналогии можно догадаться принадлежность слов к конкретной группе.

Синтаксические средства выразительности

В данной категории следует обращать внимание на синтаксическое устройство предложения. Желательно сделать его анализ и выявить, чем оно осложнено. Тогда можно будет определить и наличие синтаксических средств выразительности. В предложении синтаксические средства выразительности встречаются довольно часто. Рассмотрим некоторые из них:

  • Ряд однородных членов – члены предложения, которые выполняют одну синтаксическую роль и связаны между собой: Она была солнечной, лучезарной, светлой и с таким добрым сердцем.
  • Вводные слова и конструкции – прием, используемый для уточнения, подведения итогов или привлечения внимания: Несомненно, эта улыбка была мне дороже всех богатств на земле.
  • Неполные предложения – предложения, в которых отсутствует один главный член, но он подразумевается: Затем она положила книгу на диван, а карандаш – на стол.
  • Обращения – речь, адресованная кому-либо: Друг мой, что же ты не весел?
  • Восклицательные и вопросительные предложения – синтаксические единицы, которые содержат вопрос или придают эмоциональную окраску действию: Не нужно было сюда приходить!

Для чего нужны средства художественной выразительности речи?

  • Чтобы сделать текст или речь яркой и эмоциональной. 
  • Чтобы придать устному или письменному тексту авторское своеобразие, донести читателям самые тонкие образы и мысли автора
  • Чтобы передать основную суть и мысль текста. 
  • Чтобы показать свое отношение к описываемому предмету или явлению.
  • Чтобы  передать читателям  красочные, детальные образы персонажей  на фоне происходящих событий.
  • Чтобы обрисовать комичность или гротескность ситуации.

Алгоритм определения средства выразительности

Определение средств выразительности – непростая задача. Очень легко запутаться в многочисленных определениях и особенностях.

Для того чтобы начинать работу с текстом, всегда нужно иметь конкретный план действий или алгоритм, который поможет не упустить ничего важного. Чтобы определить вид тропа или фигуры, необходимо следовать следующим шагам:

  1. внимательно прочитать исходный текст несколько раз;
  2. понять основную суть и смысл, который автор пытался донести;
  3. проанализировать каждое предложение на предмет наличия средств выразительности и определить их виды;
  4. подписать карандашом над предложениями всю необходимую информацию;
  5. внести в задание те варианты ответов, которые от вас требовали.

Если четко следовать этому правилу, то и задание будет выполнено без ошибок.

Выводы

  • Выразительные средства в литературе занимают особое место, так как они помогают сделать высказывания более эмоциональными.
  • Художественные средства выразительности – это языковые и речевые средства, которые обеспечивают полноценное восприятие речи адресатом.
  • Среди средств художественной выразительности принято выделять тропы (обороты в переносном значении) и фигуры речи (различные стилистические конструкции) и звукопись.
  • Средства выразительности нужны для того, чтобы сделать текст или речь яркой и эмоциональной. Они способствуют привлечению внимания к высказыванию.
  • К тропам мы относим: эпитеты, метафоры, олицетворение, сравнения, аллегории, перифраз, литоты, гиперболы, иронии, метонимии, оксюмороны и эвфемизмы.
  • К стилистическим фигурам мы относим: анафоры, эпифоры, градации, параллелизмы, парцелляции, антитезы, инверсии, бессоюзие, многосоюзие, лексический повторы,  риторический вопросы, риторические восклицания, риторические обращения, эллипсисы.
  • В художественных текстах средства выразительности раскрывают авторский замысел, авторское отношение к высказыванию и авторский стиль, способствуют созданию образа, точно и красочно передают конкретную мысль. 
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий