Какие суффиксы не входят в основу слова

Какие суффиксы не входят в основу слова Морфемика и словообразование

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов, а иногда — для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. Слово может не иметь суффикса, а может иметь и несколько суффиксов.

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

Пример:

суффикс -ть ( -ти) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть, нес-ти

суффикс —л – форму глаголов прошедшего времени: чита-л, дума-л .

Суффиксы -ть ( -ти), -л не входят в основу слова.

Интересные факты

  • Иногда формообразующий суффикс может стоять после окончания: пойд(ем)-те, поед(ем)-те.
  • Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя:
  • причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя.
  • Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после окончания: закрыва (ет) ся , умыва (ю) сь.

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные. 

Например, один из самых активных суффиксов образования существительных-ник: лес-никшколь-никуче-ник, троеч-ник, спут-ник, курорт-ник, льгот-ник, суббот-ник и т.д.

А самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск-: сель-ск(ий), деревен-ск(ий), мор-ск(ой), москов-ск(ий) и т.д.

Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи. 

Например, суффикс -ник-, –от– . –ок ( гриб-ник, крас-от(а), друж-ок ) служат для образования только существительных; -ск- ( флот-ск(ий) ) – для образования только прилагательных; –ыва-,-ива– ( обдум-ыва-ть ) – только для глаголов.

Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

  • от корня добр-: добр(о), доброт(а), добряк, добротн(ый), добреть ;
  • от малин-: малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малиновк(а), малинов(ый), малин-н(ый) ;
  • от врем-: врем(я), времечк(о), времянк(а), временн(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик

Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы дополняют это значение, уточняют его. Например:

  • суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь – доч-к(а) – доч-еньк(а), дом – дом-ик;
  • увеличительное значение: рука – руч-ищ(а) ;
  • суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок, ут-ёнок ;
  • для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель, трактор-ист, москв-ич, сибир-як, академ-ик, груз-ин, кавказ-ец и т.д;
  • для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц(а), мастер-иц(а), фельдшер-иц(а), осет-ин-к(а), машин-ист-к(а), писатель-ниц(а) и т.д
  • выражение отношения к лицу : хитрюга, жадюга, малявка, козявка, лентяй, слюнтяй.

Суффиксы могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс тель в конце слова – существительное мужского рода ( учи-тель, строи-тель, води-тель), суффикс –от– – существительное женского рода ( добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а)), суффикс –ск– – прилагательное ( венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

Суффикс может быть не обозначен буквами. Суффикс или часть суффикса может быть скрытой, то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.

После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] ( или часто обозначается [j’]). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.

Например:

врунья – [врун’ /й’ / а] , эмиграция – эмигр[/ацый’/а], двое – дв[/ой’/э], лисьего [л’ис’/й’/ива], лисьей [л’ис’/й’/ий’].

Суффиксы, которые не входят в основу слова

Основой является часть слова без окончания. Это значит, что приставка, корень, суффикс составляют основу многих слов. Но при этом мы должны учитывать, что суффикс суффиксу рознь. В составе многих слов существуют формообразующие суффиксы, которые не образуют новое слово, а только его форму, то есть, переодевают слово в новую одежду.

Так, каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные, кото­рые могут обра­зо­вы­вать сте­пе­ни срав­не­ния с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов: -е, -ее-, -айш-, -ейш-.

  • муд­рый — мудрее, весе­лый — веселее;
  • близ­кий — ближайший, сла­бый — слабейший.

Наречия с суф­фик­сом -о, обра­зо­ван­ные от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, тоже обра­зу­ют фор­му про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни с помо­щью суф­фик­сов -е, -ее, напри­мер:Звонок звенел всё настойчивее (настой­чи­во). Сейчас его голос звучал громче (гром­ко).

Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глагола от основы инфинитива: искать — искал, вертеть — вертел, строить — строил.

Все суффиксы причастий как особой глагольной формы являются формообразующими:

  • действительных причастий настоящего времени — пишущий, клеящий,
  • действительных причастий прошедшего времени — думавший, пиливший, вертевший, нёсший,
  • страдательных причастий настоящего времени — видимый, ведомый, читаемый,
  • страдательных причастий прошедшего времени — просмотренный, засеянный, увлеченный, растертый.

Суффиксы деепричастий не включаем в основу: делать — делая, сбросить — сбросив, перевесить­ся — переве­сившись.

Вывод

  • Суффиксы бывают словообразующими и формообразующими.
  • Формообразующий суффикс образует только форму слова, то есть по существу получается то же слово, но в иной форме. Поэтому формообразующие суффиксы не входят в основу слова.
  • Формообразующими суффиксами являются все суффиксы сравнительных степеней прилагательных и наречий, суффиксы причастий, суффиксы деепричастий, а также суффиксы глаголов прошедшего времени.
  • Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях.
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий