Изучением морфемной структуры слова занимаются два раздела языкознания: морфемика и словообразование. Эти разделы тесно связаны между собой. Разница между ними состоит в том, что морфемика рассматривает части, из которых состоит слово и его формы, а словообразование — способ, которым слово в языке образовалось. Обе науки не просто расширяют наши знания о языке, они способствуют повышению практической грамотности.
По исследованиям учёных, на 80 % грамотность человека зависит от понимания, из каких морфем состоит слово, как оно образовалось.
Морфемика – раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
Словообразование – раздел языкознания, в котором изучается производность слов языка, средства и способы словообразования.
Главной единицей в обеих науках является морфема. Это минимальная значимая часть слова. Морфема — самая маленькая единица языка, которая имеет значение.
Морфемика
Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
В морфемике решаются два основных вопроса:
1) Как классифицируются морфемы русского языка;
2) Как слово делится на морфемы, какой алгоритм морфемного деления.
Основная единица морфемики — морфема.
Традиционно морфемику относят к морфологии, объектами изучения которой является внутренний грамматический строй слова и каждый отдельный грамматический класс лексем. Поскольку единицы, выделяемые во внутреннем строении слов, являются знаками – значимыми частями морфологической единицы-конструкции – и они участвуют в грамматическом оформлении частей речи, это дает основание для выделения морфемики в отдельный раздел с самостоятельным объектом изучения – единицами, которые меньше слова, – морфемами.
Морфемика также изучает:
- разделение слов на морфемы;
- классификацию морфем их по функциям и другим признакам;
- правила сочетаемости морфем во внутреннем строении слова;
- изменения в морфемных структурах.
Морфемика тесно связана с разделом «морфонология», в котором изучаются звуковые изменения в морфемах и на их стыке в словах, и «словообразование», поскольку морфемы рассматриваются в связи с производностью слов, особенно с аффиксальными образованиями.
Слово как морфологическая единица-конструкция – это единство взаимосвязанных и сопоставимых морфем, которые его образуют.
Морфема (греч. – вид, форма) – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
Морфема считается наименьшей неделимой частью слова, имеющей значение. Морфема является носителем определенного лексического или грамматического значения и регулярно воспроизводится в процессе речи в соответствии с моделями слов, присущими определенному языку.
Проявление морфемы в слове и его словоформах обозначается термином «морф». Морф – это конкретное проявление морфемы, представленное наименьшей значимой частью, которая выделяется в структуре определенной конкретной словоформы слова; то же, что и вариант морфемы.
Аломорф – морф определенной морфемы, претерпевший фонетическую модификацию, обусловленную звуковым составом соседних морфов или формальным строением слова.
В определении морфемы одинаково важны оба определения — минимальная и значимая; морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение.
Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов — тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений — тем, что она не является коммуникативной единицей.
Морфема — минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.
В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями — позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.
Морфемная структура слова – это закономерное единство морфем. По значению и роли в строении слова морфемы делятся на:
— корневые;
— аффиксальные.
Их также именуют как служебные и формальные (словообразовательные и грамматические).
Классификация морфем
В зависимости от значения и функции разграничивают морфемы:
1. Корневые (самостоятельные) – выражают основное лексическое значение слова.
2. Аффиксальные (служебные) – выражают дополнительные значения: словообразовательные и грамматические.
Аффиксы делятся на словообразующие (они используются для образования новых слов) и формообразующие (используются для образования новых форм слова)
Корень – центральная морфема в слове, выражающая его основное лексическое значение. Это обязательная часть слова, значение корня конкретно.
Принято разграничивать: свободные корни (желтеть, река, петь), которые способны выступать в слове без сопровождения приставок и суффиксов, образуя с окончанием целое слово, и связанные (отвергнуть, одежда, привыкнуть), которые функционируют только в сочетании с приставками и суффиксами.
В некоторых словах трудно выделить корень (отойти, надеть, добавка, обувь).
Только из корня состоят служебные слова (но, для, если), междометия (ах, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, кенгуру) и прилагательные (беж, макси).
Корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками или суффиксами, называются связанными (об-у-ть, раз-у-ть; о-де-ть, раз-де-ть).
Приставка (префикс) – служебная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой. Служит для образования новых слов (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере—о-деть по-на-вы-думывать).
Суффикс – морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов или для образования грамматических форм слова (лес-ок, стол-ик, красн-е-ть, зайч-онок, цвет-ок).
Окончание (флексия) – служебная морфема, расположенная, как правило, в конце слова и выполняющая формообразующую функцию. Служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Окончание есть только у изменяемых слов, неизменяемые слова не имеют окончания (служебные слова, наречия, неизменяемые существительные и прилагательные, деепричастия, инфинитив).
У некоторых сложных существительных и числительных несколько окончаний.
Сравните: тр-и-ст-а, тр-ех-сот-□, диван□-кровать□, диван-а-кроват-и.
Также окончание может быть нулевым:
Стола – Р. п.
Стол□ – И. п. или В. п.
Постфикс – служебная морфема, расположенная после окончания или формообразующего суффикса: словообразующие (-ся/-сь, -то, -либо, -нибудь), формообразующий -те.
Интерфикс – аффикс, выполняющий функцию соединительного элемента (вертолет, нефтепровод).
Основа – часть слова без словоизменительных аффиксов, выражающая лексическое значение слова. Основа обеспечивает тождество слова (широкий – широчайший – широченный).
Словообразование
Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.
Основной объект – производное слово.
Производное слово – это мотивированное обозначение предметов действительности. Значение слов с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующей первичной основы.
Производное и производящее слово связаны отношениями производности.
Производность – это отношения между двумя однокоренными словами, при которых одно слово является с формальной и семантической точки зрения первичным, а другое – вторичным.
Знаете ли вы, что важнейшим путем обогащения лексики русского языка является словообразование? Поэтому русский язык относится к языкам синтетического типа, то есть к таким языкам, типологической чертой которых является синтетизм [от греч. synthesis — соединение, составление], заключающийся в объединении в пределах одного слова нескольких морфем.
Образование новых слов может иметь несколько целей: первая цель — обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель — то, чем выключают); вторая цель — перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типа пение, которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего). Также словообразование может служить для выражения стилистической характеристики слова (ср.: небо — небеса) и эмоционально-оценочных компонентов значений (ср.: книга — книжонка).
Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путем обогащения лексики русского языка. В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, придания своему тексту большей выразительности. Чаще всего придумываются не новые корни слов, а создаются новые словообразовательные производные по имеющимся в языке словообразовательным моделям.
Главные задачи словообразования как раздела языкознания
1) Установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне);
2) Определить, от чего и как образовано данное производное слово.
Основные понятия словообразования
— производная (ПН) основа,
— производящая (ПЩ) основа (или основы),
— средство словообразования,
— способ словообразования,
— процессы, сопровождающие словообразование.
Производная основа — основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик ¬ стол, столик — ‘маленький стол’.
Производящая основа — ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа.
Средство и способ словообразования
Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).
Но существуют и другие способы образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются. Среди операций такого рода можно выделить следующие:
1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист — спец;
2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением: универсальный магазин —универмаг;
3) изменение принадлежности слова к определенной части речи: у прилагательного чайный представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная — только формы единственного числа женского рода и множественного числа.
Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство, например: земля + делать = земл-е-дел-ец (сложение производящих основ + суффикс).
Способы словообразования
- Приставочный: делать – переделать
- Суффиксальный: синий – синенький
- Приставочно-суффиксальный: стакан – подстаканник
- Усечение: заместитель – зам
- Сложение: лес+степь – лесостепь
- Сращение: вечнозеленый
- Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк
- Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая
- Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация)
Связь морфемики и словообразования
С изучением частей речи тесно связан вопрос о способах образования слов, являющихся предметом словообразования. Поскольку лексические, словообразовательные и грамматические значения в слове выражаются преимущественно морфемами, то традиционно в грамматике как предмет изучения рассматривается также морфемное строение.
Словообразование является одним из главных источников пополнения лексического состава языка, поэтому этот термин используется и для обозначения процесса деривации – создания производных слов.
Предметом изучения словообразования является словообразовательная подсистема языка. В задачи этого раздела относятся вопросы о способах и средствах создания производных слов, выяснение мотивационных отношений между исходными и производными единицами, классификации производных слов по признакам деривационной структуры и словообразовательным значениям в пределах соответствующих частям речи, определение производительности отдельных способов и средств деривации.
Словообразование тесно связано с несколькими уровнями языка – лексическим, морфемным и грамматическим, на каждом из которых рассматривается слово, однако в различных его аспектах (относительно значения, морфемного строения, словоизменения и принадлежности к определенной части речи, функций словоформ).
Словообразовательный аспект касается сферы речевой деятельности человека, направленной на обеспечение процессов номинации, создание целевых однословных знаков языка.