Основной путь пополнения словарного состава русского языка – словообразование.
Словообразование – это раздел языкознания, который изучает строение словарных единиц и способы их образования. В русском языке существуют различные способы словообразования, которые показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Каждый способ словообразования – это функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций. Это сложение, переход от одной части речи в другую и т.д.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
Основные способы словообразования:
- Морфологический – образование производного слова в результате присоединения словообразовательных аффиксов к мотивирующей основе.
- Неморфологический – изменение структуры существующего в языке слова или словосочетания, в результате которого образуется новая лексическая единица.
- Морфологический (морфемный) способ образования слов
- Неморфологический (неморфемный) способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Способы образования самостоятельных частей речи
- Имя существительное
- Имя прилагательное
- Числительное
- Местоимение
- Глагол
- Наречие
- Как определить, каким способом образовано слово?
- Образцы применения алгоритма «Как определить способ образования слова и не ошибиться»
- Выводы
Морфологический (морфемный) способ образования слов
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными морфемами.
Морфологический способ образования слов обозначает то, что слова образуются при помощи присоединения морфем к производящей основе или слову.
Данный способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: приставками (префиксами), суффиксами, постфиксами, интерфиксами и окончаниями.
В зависимости от того, какая значимая часть слова прибавляется к исходному слову, выделяют следующие способы словообразования:
- Приставочный (префиксальный). Новое слово образуется путем добавления приставки к основе: бежать – добежать, брать – отобрать, думать – выдумать, заголовок –подзаголовок, прочный – сверхрочный, спать – проспать.
- Суффиксальный. К производящей основе добавляется словообразующий суффикс: дом-домишко, земля – земляк, море – морской, теплый – теплота, комфорт – комфортабельный, белый – белизна, читать – читатель.
- Приставочно-суффиксальный. Данный способ словообразования предполагает одновременное присоединение приставки и суффикса: свеча – подсвечник, река – междуречье, локоть – подлокотник, мышца – внутримышечный, стенка – застенок, гора – пригорок.
- Бессуффиксный (нулевая суффиксация). Новое слово образуется с помощью добавления нулевого суффикса: бежать – бег; входить – вход, высокий – высь, зеленый – зелень, синий – синь, отдыхать – отдых, прилетать – прилет, свистеть – свист, тихий – тишь.
- Постфиксация. К целому слову добавляется постфикс: кто – кто-нибудь, какой – какой-нибудь, что – что-то.
- Приставочно-постфиксальный. Слово образуется путем добавления приставки и постфикса: мечтать – размечтаться, плакать – расплакаться, есть – наесться, читать – вчитаться.
- Суффиксально-постфиксальный. Это разновидность суффиксального способа, которая предполагает добавление суффикса и постфикса: пост – поститься, гордый – гордиться, ветвь – ветвиться.
- Сложение. Данный способ словообразования предполагает образование слова с помощью соединения двух или более корней, основ (или слов): голубоглазый, темно-красный, кресло-кровать, самолет, землекоп, официально-деловой, головоломка, орденоносец, железнодорожный, двухметровый, небосвод, сухофрукты.
- Сращение. В этом случае словосочетание превращается в одно слово без изменений (характерен для словосочетаний типа: наречие + прилагательное): быстрорастворимый, высокооплачиваемый, умалишенный.
- Аббревиация. Способ, который предполагает сложение усеченных отрезков (или усеченных отрезков и целых слов исходного словосочетания): банкомат, военкомат, зарплата, завхоз, завуч, РФ, ДТП, ЗАГС, ЦСКА.
- Усечение. Новые лексемы образуются путем сокращения полного слова, а также усечения производящей основы: заместитель – зам, метрополитен – метро, специалист – спец.
- Сложносуффиксальный способ. Способ, при котором происходит сложение основ с одновременным присоединением суффикса: скорый + варить – скороворка, овощи + резать – овощерезка, длинная + шерсть – длинношерстный,
Для того чтобы правильно определить способ словообразования, нужно понять, от какого слова образовано данное слово и с помощью какой морфемы. Обычно за один словообразовательный шаг прибавляется одна морфема, но при приставочно-суффиксальном способе словообразования могут прибавиться одновременно одна приставка и один суффикс. Например, наречие некрасиво образовано от слова красиво с помощью приставки НЕ-. Значит, это приставочный способ образования. Слово справа образовано путём прибавления к слову правый одновременно приставки и суффикса. Это приставочно-суффиксальный способ образования. Существительное переход образовано от глагола переходить, следовательно, это бессуффиксный способ образования.
Неморфологический (неморфемный) способ словообразования
Эти способы словообразования основываются на переходе одной части речи в другую, на слиянии двух слов в одно, либо на переосмыслении значения словоформы. Они не затрагивают морфемы.
Выделяют следующие неморфологические способы словообразования:
- Лексико-семантический. Новые слова образуются в результате изменения значений уже существующих. Фактически, речь идет о словах-омонимах. Примеры: песок (сыпучий строительный материал) – сахарный песок; график (план работы) – график (художник), титан (металл) – титан (гигант); долг (задолженность) – долг (обязанность).
- Морфолого-синтаксический. Новые слова образуются путем перехода одной части речи в другую. Примеры: гостиная комната (прилагательное) – гостиная (существительное), столовые приборы (прилагательное) – столовая (существительное), набережная (прилагательное) улица –набережная (существительное).
- Лексико-синтаксический. Новые слова появляются путем сращения, слияния сочетаний слов в одну лексическую единицу. Примеры: сего дня – сегодня; сей час – сейчас; тот час – тотчас; трудно проходимый – труднопроходимый, вечно зеленый – вечнозеленый.
Лексико-семантический способ словообразования
В основе лексико-семантического способа словообразования лежит распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы: кисть – часть руки; кисть – приспособление для рисования; кисть – ветка с ягодами или цветами.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность. Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Примеры: мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.), набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.), приёмная комната → приёмная директора, рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи: любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом, темной ночью — спать (когда?) ночью, морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким образом, формы творительного падежа существительных стали наречием: мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-синтаксический способ словообразования
Лексико-синтаксический способ словообразования заключается в том, что слова образуются из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов: вперед смотрящий → вперёдсмотрящий; сего дня → сегодня; с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовывает лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, писавшиеся в старину раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение: сей час → сейча́с; тот час → то́тчас.
В современном русском языке распространено слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие: мало, изученный → малоизученный район; слабо, видящий → слабовидящий человек; низко, оплачиваемый → низкооплачиваемый работник; глубоко, уважаемый → глубокоуважаемый; выше указанный → вышеуказанный.
Как не спутать лексико-синтаксический способ словообразования со сложением?
- Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
- При словообразовании по лексико-синтаксическому способу всегда сохраняется порядок слов. То есть было какое-то обычное словосочетание и потом оно целиком «срослось»: с ума сшедший – сумасшедший.
- Сохраняются падежные окончания каждого слова, то есть срастание происходит вообще без изменений – просто взяли и склеили: сего + дня = сегодня.
- Таким способом могут «соединяться» слова самостоятельных и служебных частей речи. В случае с сумасшедшим как раз соединяются два самостоятельных слова и предлог «с».
Способы образования самостоятельных частей речи
В русском языке представлены следующие основные способы образования самостоятельных частей речи:
Имя существительное
1. Приставочный – происходит образование существительных от существительных: город — при-город,
2. Суффиксальный – происходит образование существительных от:
— существительных: стол — стол-ик;
— прилагательных: синий — син-ев-а;
— глаголов: бежать — бег-отн-я;
— числительных: сто — сот-н-я, двое — двой-н-я;
— наречий: сообща — сообщ-ник, почему — почему-чк-а.
3. Приставочно-суффиксальный – существительные образуются от:
— существительных: окно — под-окон-ник;
— глаголов: служить — со-служи-вец;
— прилагательных: полярный — за-поляр-j-е.
4. Сложение, в том числе с сокращением: лес + степь — лес(о)степь, Высшее учебное заведение – ВУЗ, медицинская сестра – медсестра, юго-восток.
5. Усечение: заместитель – зам, специалист – спец.
6. Субстантивация – происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий.
7. Сложение с суффиксацией: море + плавать – мореплаватель, земля + делать — земл(е)дел-ец, канат + ходить – канатоходец.
Имя прилагательное
1. Приставочный – прилагательные образуются от прилагательных: полярный – заполярный, огромный – преогромный, последний – предпоследний, громкий – сверхгромкий.
2. Суффиксальный, образующий прилагательные от:
— существительных: осень — осен-н-ий;
— прилагательных: синий — син-еньк-ий;
— глаголов: читать — чита-льн-ый;
— числительных: двое — двой-н-ой;
— наречий: внутри — внутр-енн-ий.
3. Приставочно-суффиксальный: берег — при-бреж-н-ый.
4. Сложение: русский + английский русско-английский,
5. Сложение с суффиксацией: кривой + бок крив(о)бок--ий.
Числительное
Числительные образуются от числительных следующими способами:
1. суффиксальный: три – три-дцать, пять — пят-надцать, два — дв-оj-е;
2. сложение: три + сто — триста.
Местоимение
Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое— и суффиксами —то, -либо, -нибудь: кто — ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь.
Глагол
1. Приставочный — от глаголов: ехать – пере-ехать, бежать — про-бежать;
2. Суффиксальный, при котором глаголы образуются от:
— глаголов: разгадать – разгад-ыва-ть, перечитать — перечит-ыва-ть;
— прилагательных: красный — красн-е-ть, видный — видн-е-ть-ся;
— существительных: партизан — партизан-и-ть, толпа — толп-и-ть-ся;
— числительных: двое — дво-и-ть (разделять надвое);
— междометий: агу-агу-ка-ть, ах — ах-а-ть, мяу – мяу-ка-ть.
3. Приставочно-суффиксальный, при которым глаголы образуются от:
— существительных: тень — за-тен-и-ть, банкрот — о-банкрот-и-ть-ся;
— прилагательных: прямой — вы-прям-и-ть;
— числительных: трое — у-тро-и-ть;
— глаголов: любить — недо-любл-ива-ть, прыгать — рас-прыгать-ся, звонить — пере-зван-ива-ть-ся.
4. Сложение: труд + устроить — труд(о)устроить.
5. Сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить — у-мир(о)творить.
Наречие
1. Приставочный — от наречий: долго — не-долго, как — кое-как.
2. Суффиксальный, которым наречия образуются от:
— существительных: зима — зим-ой;
— прилагательных: хороший — хорош-о;
— числительных: три — тр-ижды;
— глаголов: лежать — леж-а;
— наречий: хорошо — хорош-енько, как — как-нибудь.
3. Приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от:
— прилагательных: новый — по-нов-ому, давний — из-давн-а;
— существительных: верх — в-верх-у;
— числительных: двое — в-дво-ем;
— глаголов: догонять — в-догон-ку, скакать — в-скачь-;
— наречий: долго — по-долг-у.
4. Сложение с суффиксацией: мимо + ходить — мимоход-ом.
Как определить, каким способом образовано слово?
Для того чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо, прежде всего, определить, к какой части речи оно относится и продолжать дальнейшую работу с начальной формой слова, а не с его грамматическим вариантом.
I. Если в слове один корень:
1. Нужно убрать приставку. При наличии в слове двух и более приставок рассматривается только первая приставка. Если при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова — приставочный.
Примеры: непонятный — понятный (общее смысловое значение — «(не)доступный пониманию»); безопасный — опасный (общее смысловое значение — «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»); соавтор — автор (общее смысловое значение — «создатель какого-либо продукта деятельности»);
Обратите внимание!
Постройка — стройка (разное смысловое значение: «постройка» — сооружение; «стройка» — процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алгоритма: постройка — построить (суффиксальный); объявление — явление (разное смысловое значение: «объявление» — конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» — отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алгоритма: объявление — объявлять (суффиксальный).
2. Нужно убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если после «убирания» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного или глагольный суффикс -ть, то способ образования слова — суффиксальный: поручение — поруч(ить); белизна — бел(ый); уходящий — уход(ить).
Важно помнить! Всегда суффиксальным способом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:
- отглагольные существительные (обозначающие предмет как действие): постройка — построи(ть); побелка — побел(ить); уважение — уваж(ать); заклинание — заклин(ать); испытатель — испыта(ть).
- глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида: опаздывать — опоздать; расстреливать — расстрелять; записывать — записать.
- наречия, оканчивающиеся на -о, -е без приставок:медленно — медленн(ый); горячо — горяч(ий); певуче — певуч(ий).
- причастия: окруженный — окруж(ить); убегавший — убега(ть); прочитанный — прочита(ть); жареный — жар(ить).
- деепричастия: играя — игра(ть); прочитав — прочита(ть); прибежав — прибе-жа(ть); отправляясь — отправля(ть)ся.
3. Если слово образовано приставочно-суффиксальным образом, то при «отсечении» первой приставки и последнего суффикса должна остаться часть производного слова: переносица — нос; вчитаться — чита(ть); по-английски —английск (ий).
4. Бессуффиксным способом (слово образовано с помощью нулевого суффикса)образуются, как правило, существительные, обозначающие действие или признак как предмет:
а) путем «отсечения» суффиксов от производной основы (глагол, прилагательное);
б) путем добавления нулевого суффикса.
Примеры: взрыв – взрывать, отзыв — отзывать; отбор — отбирать; вздох — вздыхать; приезд — приезжать; синь — синий; ширь — широкий; подпись — подписывать.
II. Если в слове два и более корней:
1. При сложении одна или несколько производящих основ объединяются с помощью соединительных морфем:
а) сложение целых слов: диван-кровать; труднопроходимый; вечнозеленый; юго-запад; пресс-центр.
б) сложение основ: сенокос (сено + косить); багрово-красный (багровый + красный); языкознание (знание язык(а)).
2. Сложение с суффиксацией характеризуется одновременным сложением двух основ и суффикса: пятиэтажный (пять + этаж(ей) + н); сенокосилка (сено + кос(ить) + к); горнолыжник (горн(ые) + лыж(и) + ник). Вторая часть слова при этом способе образования не может существовать как самостоятельное слово.
Обратите внимание! Паровозик (паровоз + -ик), самолетик (самолет + -ик) — это суффиксальный способ.
3. Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ происходит, когда образуется новое слово, состоящее:
а) из сокращенных частей слов: зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин);
б) начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ — [БэГэПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ — [эНТэВэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС — [эМЧээС] (Министерство чрезвычайных ситуаций);
в) начальных звуков исходных слов:ТЮЗ — [т’ус] (Театр юного зрителя); РИА — [р’иа] (Российское информационное агентство); вуз — [вус] (высшее учебное заведение).
III. Если одна часть речи переходит в другую.
Данный способ словообразования активно используется в современном русском только при образовании существительных и носит название субстантивации. Чаще всего в разряд имени существительного переходят имена прилагательные, причастия, определительные местоимения: детская (прил.) комната — пришел в детскую (сущ.); рядовой (прил.) боец — рядовой (сущ.); командующий (прич.) округом — командующий (сущ.) отдал приказание; всякий (мест.) товар — всякий (сущ.) знает.
Кроме этого традиционно выделяют переход из одной части речи в другую в результате превращения одной грамматической формы в слово новой части речи: всё было просто (нар.) и хорошо — просто (част.) не знаю; благодаря (предлог) поддержке — благодаря (дееприч.) за службу.
Образцы применения алгоритма «Как определить способ образования слова и не ошибиться»
Пример 1. Определите способ образования слова «поначалу» из предложения:
Поначалу он показался нам обычным добросовестным и скучноватым гидом, пояснения которого ничем не отличаются оттого, что можно самому прочитать в справочниках.
Образец рассуждения
- «Поначалу» — наречие.
- Убираем первую приставку по-, остается слово «началу»: в русском языке такого целого слова нет, есть только форма Д. п. существительного «начало». Следовательно, способ образования слова — не приставочный.
- Убираем последний суффикс -у, остается часть слова «поначал», к которому нельзя добавить окончание прилагательного (-ый) или глагольные суффиксы (-ть). Следовательно, способ образования слова — не суффиксальный.
- Одновременно с суффиксом убираем приставку по- и суффикс -у, остается часть имени существительного «начал(о). Следовательно, способ образования наречия «поначалу» — приставочно-суффиксальный.
Пример 2. Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно (телевизор).
Образец рассуждения
- ПОДУМАЙТЕ — глагол, начальная форма «подумать».
- Убираем первую приставку ПО-, остается целое слово «думать», смысловое значение одинаково. Следовательно, способ образования слова «подумайте» — приставочный.
Пример 3. Найдите в тексте слово, образованное приставочным способом:
Цель его — тоже борьба за учение Коперника, за возможность продолжать исследования. Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честностью, своим именем. Он согласен претерпеть позор инквизиционного суда, потому что ему важнее любых унижений возможность продолжать свой труд.
Образец рассуждения
- Выпишем все слова с приставками в начальной форме: возможность (сущ.), продолжать (гл.), исследование (сущ.), наука (сущ.), согласен (кр. прил.), претерпеть (гл.), позор (сущ.), унижение (сущ.).
- Исключаем существительные, которые обозначают признак / действие как предмет и образованы суффиксальным способом: возможность (возможный), исследование (исследовать), унижение (унижать).
- Применяем алгоритм (убрать приставку, должно остаться целое слово с тем же смысловым значением): продолжать — должать, наука — ука, согласен — гласен, позор — зор — таких слов в русском языке не существует. Следовательно, способ образования данных слов — не приставочный. Претерпеть — терпеть: целое слово с тем же смысловым значением: «стойко переносить что-либо».
- Таким образом, в данном тексте приставочным способом образовано слово – ПРЕТЕРПЕТЬ.
Выводы
- Словообразование представляет совокупность языковых процессов и устойчивых алгоритмов формирования словоформ.
- Слова в русском языке создают словообразовательные морфемы, присоединяясь к основе уже существующего слова.
- Новые лексические единицы создают основы слов и их части, соединяясь друг с другом.
- Новое значение слова приобретают, переходя из одной части речи в другую.
- Существует множество видов словообразования, которые основаны на использовании различных морфем для создания нового слова.
- Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.