Родственные слова в русском языке, примеры

Родственные слова в русском языке, примеры Морфемика и словообразование

Родственные – это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Корень является центральной обязательной морфемой в составе слова. Он объединяет слова в одну семью. Образно говоря, родственные слова являются близкими родственниками, так как имеют похожий смысл, который  заключен в одном и  том же корне.

Например, сахарница, сахар, конфета – родственные слова?

Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)

Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

Сахарница – предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар – родственные слова. Конфета – не родственное слово.

Как собрать семью родственных слов

Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.

Соберём семью родственных слов.

Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых,  есть общее значение. Можно  объяснить слова с помощью одного и того же слова. 

Рыбачить – заниматься ловлей рыбы. Рыбка – это  маленькая рыба. Рыбный – сваренный из рыбы. Рыбак – тот, кто ловит рыбу.

Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак – родственные слова.

У нас остались слова ловить и окунь.

Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий – родственные слова?

Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)

Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк – это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь — это родственные  слова.

Окунул – погрузил в жидкость. Окунь, окунул — у этих слов нет общего значения.

Улов – количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов — это родственные слова.

Ловкий – искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий – у  этих слов нет общего значения.

ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!

  • Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом.)
  • Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина).
  • Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, — не родственные слова.
  • Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
  • В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
  • В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова).
  • В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.

Корни в родственных словах

Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней.

Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.

Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.

Произнесем слова окунь, окунёк и послушаем: всегда ли в одном и том же корне одинаковые знаки?

В слове [окун’] гласный звук [о], В слове [акун’ок] гласный звук [а]. Вывод: гласные звуки разные.

Произнесем слова ловить, улов и послушаем: всегда ли в одном и том же корне одинаковые звуки?

В слове [лав’ит’] гласный звук [а], согласный [в], в слове [улоф] гласный звук [о], согласный [ф].

Вывод: гласные и согласные звуки разные.

А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.

Корни родственных слов пишутся одинаково.

Как найти в слове корень

Для того чтобы найти в слове корень, нужно:

  1. Прочитать слово. Понять его смысл.
  2. Подобрать к слову родственные (однокоренные) слова.
  3. Проверить, близки ли они по смыслу.
  4. Выделить в них общую часть
  5. Это и будет корень.

Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый.

Подарок – вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть – дар.

Выкрикнуть – громко крикнуть, издать крик. Корень – крик.

Серебристый – цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень – серебр.

Потренируемся в подборе родственных слов с одним и тем же корнем и форм существительного «бег»:

бег, беготня, бегун, бегунья, бегать, пробегать, пробег, пробежка (родственные слова);

бег — час (чего?) бег-а, интересуюсь (чем?) бег-ом, радуюсь (чему?) бег-у, расскажу всем (о чём?) о бег-е (падежные формы существительного).

Родственные слова существительного «бег» принадлежат к разным частям речи. В своем морфемном составе они имеют дополнительно к общему корню разные приставки и суффиксы (например: пробегать – приставка/ корень/ суффикс/ окончание), которые привносят в общий смысл родственных слов некоторые оттенки значений. В формах существительного «бег» корень один и тот же, а меняется только окончание.

Правила подбора родственных слов

  1.  Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.
  2.  Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно — с грамматическими формами. Например: садовник — сад — садовый (однокоренные слова); садовник — садовники — садовнику (формы одного и того же слова). 
  3.  Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.
  4.  Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например: водить — водитель — водительский.
  5. Проверяй только те слова, которые требуют проверки.
  6. Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.
  7. В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например:  водяной — водный, а не вода).
  8. Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил — проверил — написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.

Отличие родственных слов от форм одного и того же слова

Ошибочно думать, что термины «родственные слова» и «однокоренные слова» являются синонимами. Родственные слова являются однокоренными, но не все однокоренные слова являются родственными.

Связано это с тем, что у однокоренных слов может быть общий корень, но совершенно разные значения.

Слова называются родственными только в том случае, когда они имеют корень и в то же время имеют общее лексическое значение.

Также родственные слова часто путают с формами одного и того же слова.

Формы слов не являются родственными словами.

Следует понимать, например, что «друг» и «друзья» – формы одного и того же слова, а не родственные слова.

Примеры родственных слов

  • болеть – болезнь, больница, болеющий, болезненный, больничный, больно, больной, заболевание, заболеть, переболеть
  • делать — дело, деловой, делец, деляга, проделать, сделать, сдельный, отделать, отдел, наделать, надел, приделать, придел, безделье, бездельник, бездельничать;
  • вода – водица, водичка, водный, водовоз, водоворот, водолаз, водопад, водопой, водопровод, водоём, водяной, наводнение, подводный;
  • добрый — доброта,  добряк, одобрение, одобрить, одобрительный, задобрить;
  • ель — ёлка, ёлочка, еловый, ельник, подъельник;
  • дом – домик, домишка, домашний, домовой, домовитый, бездомный;
  • жалеть — жалкий,  жаль, жалость, жалоба, жалобный, жалобность, жалобно, жалобщик, жалобщица, жалостливый, жалостливо, пожалеть, сжалиться;
  • зреть —  узреть, зрелище, зрелищный, зрелищность, обозреть, обозрение, обозревать, обозреватель, обозримый;
  • зуб — зубик, зубной, зубастый, зубовный (скрежет), зубоскалить, зубоскал, зубодер;
  • играть — игра, игрище, игровой,  игорный, игральный, игрок, игрун,  игрунчик, игрунья, игрушка, игрушечный, проиграть, проигрыш, наигрыш, заиграть, переиграть, отыграть, разыграть, розыгрыш;
  • игла — иголка,  игольный, иголочка, иголочный, игольница, игольчатый;
  • картина — картинка, картиночка, картинный, картинность, картинно;
  • карта — карточка, картотека, карты, картишки, картограф, картография;
  • лениться — лень, ленивый, лениво, ленивец, ленивица, леность, лентяй, лентяйка;
  • лежать — лежалый, лежак, лежачий, лежание, лежанка, лежбище, слежаться, отлежать;
  • малина — малинка,  малинина, малинный, малиновый, малиновка, малинник;
  • работать — работа, рабочий, работный, безработный, работник, работница, работодатель, отработать, заработать, заработок, сработаться;
  • смеяться — смех, смехота, смешной, смешить, смешинка, высмеивать, рассмешить, засмеяться, пересмешник;
  • смелый — смело, смелость, смельчак, смелеть, осмелеть;
  • суд – судить, судья, судейство, подсудимый, неподсудный;
  • трава – травник, травница, травинка, травинушка, разнотравье.
  • хлеб – хлебец, хлебушек,  хлебница, хлебный, хлебобулочный, хлебозавод, хлебопашец, хлебопекарня, хлебороб, хлебоуборочный, нахлебник,

Вывод

  • Общая часть родственных слов называется корнем.
  • Корни родственных слов пишутся одинаково.
  • Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение.
  • Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий