Приставочный способ образования слов в русском языке – примеры

Приставочный способ образования слов в русском языке – примеры Морфемика и словообразование

Приставочный (префиксальный) способ образования – образование новых слов с помощью приставок.

Лингвистический термин «префикс» (лат. praefixum < prae — «впереди» , fixus — «прикрепленный») буквально значит «прикрепленный впереди».

Пример: глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере— (пере-плыть ← плыть), а существительное совладелец образовано от существительного владелец с помощью приставки со- (со-владелец ← владелец).

Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.

Приставочный способ продуктивно используется при образовании всех знаменательных частей речи, но чаще всего с его помощью образуются глаголы.

Особенности приставочного способа словообразования

Путем присоединения приставки к корню или основе происходит префиксальное словообразование. Приставочным способом образуются многие знаменательные части речи:

  • Глаголы (чаще всего образуются приставочным способом). Например: писать — написать, бежать — прибежать, звонить — позвонить / позвонишь. При образовании новых глаголов префиксальным путем также меняется их вид (совершенный, несовершенный).
  • Имена существительные: дедушка — прадедушка, искатель — соискатель, баланс-дисбаланс.
  • Имена прилагательные: добрый — предобрый, зрелый — перезрелый.
  • Местоимения: кое-кто, кое-как.
  • Наречия: много — премного, красиво — некрасиво.

Необходимо быть внимательными при определении способа словообразования и правильно находить производящую основу. К примеру, слово «излечение» образовано не префиксальным путем. Восстановив словообразовательную цепочку (лечить — излечить — излечение), становится понятно, что оно появилось с помощью суффиксального метода.

Также важно запомнить, что приставка всегда присоединяется к слову целиком. То есть производные слова, которые образовались после присоединения приставки к слову, будут относиться к той же частиречной категории, что и слова производящие, смены не происходит. Например, если взять прилагательное одаренный и добавить к нему приставку сверх получится слово сверходаренный – тоже имя прилагательное.

Это существенно отличает данный способ как от собственно суффиксального, так и от приставочно-суффиксального. Зато категория слова внутри части речи таким образом измениться может.

С помощью приставки изменяется и значение слова, причем иногда кардинально – на противоположное. Это подтверждают примеры приставочного способа образования слов: порядок – беспорядок, мобилизация – демобилизация.

Одной из интересных способностей приставок, использующихся при таком словообразовательном способе, является их способность становиться частью основы, как это произошло со многими словами, которые сегодня считаются цельными, например, привет, причуда и так далее. С учетом продуктивности корней, можно сказать, что редкими стали модели, по которым эти слова образуются.

Очень часто подобные случаи происходят с заимствованными словами, такими, например, как объект и субъект, где и об- и суб- – это приставки, однако из-за того, что корень -ект- характерен для латинского языка, а никак не для русского, возникают слова, в которых есть только корень, цельный и неделимый.

У глаголов с помощью приставок часто образуются видовые пары – часто к глаголу одного вида достаточно добавить нужную приставку, чтобы он сразу стал глаголом другого вида, например, сердиться – рассердиться. В этой видовой паре второй глагол образован от первого. В некоторых же случаях добавление приставки полностью меняет лексическое значение глагола (решать – разрешать), но есть и такие, где добавление приставки ведет к весьма незначительным смысловым переменам (делать – сделать).

Иноязычные приставки

В приставках часто встречаются иноязычные заимствования. Большинство таких приставок пишутся слитно, но есть случаи, когда нужен дефис:

  • Анти – антиисторический, антинародный. Исключение: Анти-Дюринг как имя собственное.
  • Архи – архиважный, архисложный.
  • Гипер – гиперинфляция, гиперссылка, гиперактивность.
  • Гипо – гипофункция, гиповитаминоз.
  • Де-/дез – деблокировать, дезинформация. Перед согласной используется де-, перед гласной — дез-.
  • Дис-/диз – дисгармония, дисквалификация, дизассоциация, дизъюнкция. Перед согласной пишется дис-, перед гласной и звуком [j] — диз-. Исключение с недавних пор — дизлайк.
  • Интер – интернациональный, интерлингвистика.
  • Интро и интра – интроверсия, интроверт; интранет.
  • Инфра – инфразвук, инфракрасный.
  • Контр – контрнаступление, контригра, контрразведка. Исключение: контр-адмирал.
  • Макси – пишется через дефис: макси-карта, макси-платье, макси-плащ.
  • Мини – пишется через дефис: мини-футбол, мини-маркет, мини-альбом, мини-пресс-конференция. Исключения: минивэн, минимоби́ль, минипьяно, миницикл.

Приставки «мини-» и «макси-» — сокращения от слов «минимум» и «максимум». Они лишь присоединяются к слову и вносят дополнительный оттенок значения. Не следует сюда причислять слова министерство, миниатюра, минимальный, где «мини» — часть корня.

  • Пан – панславянский, паназиатский, панъевропейский. Но: пан-Европа (дефис перед именем собственным).
  • Поли –  полифония, поливитамины. Приставка поли- вносит значение «много, множество».
  • Пост – постмодернизм, постимпрессионизм. Слова постскриптум и постфактум пишутся слитно. Исключения: по́ст-пике́т, пост-соц-а́рт.
  • Прото – прототип, протоиерей, протого́род.
  • Ре – ретрансляция, репродукция, реорганизация.
  • Суб – субпродукты, субтитры, субординация. Исключение: суб-пресс-це́нтр.
  • Супер – супергерой, суперзвезда. Исключения: супер-эго, Супер-гран-при, супер-мини-компьютер.
  • Транс – трансатлантический, трансальпийский, трансъевропейский. Отдельно идут понятия транс-изомерия, транс-изомеры, транс-музыка, транс-форма.
  • Ультра – ультразвук, ультраправый.
  • Экс – в значении «отставной, бывший» — через дефис: экс-министр, экс-чемпион, экс-ведущий, экс-вице-президент. В значении «выход, извлечение, движение изнутри наружу» — слитно. Экстрадиция, экспатриация. Здесь это приставка.
  • Экстра – экстраординарный, экстраверт. Исключения: экстра-класс, экстра-почта, экстра-тайм, экстра-энд.
  • Этно – в значении «этнический» — слитно: этноконфессиональный, этногенез, этнопсихология, этнолингвистика, этногеографический, этнографический. В значении «относящийся к стилю этно» — через дефис: этно-джаз, этно-поп, этно-рок, этно-рок-музыкант, этно-джаз-рок-группа.

Большинство этих приставок пришло в русский язык из древнегреческого и латинского. В связи с этим значение некоторых из них сложно определить. За помощью в определении значения можно обратиться к толковому словарю.

Как определить, что слово образовано приставочным способом?

  1. При словообразовательном анализе слова с приставкой нужно подыскать к нему ближайшую однокоренную лексему с приставкой. Если такой нет, значит, производное слово образовано приставочным способом.
  2. Приставочный способ продуктивен в образовании слов одной и той же части речи. Не происходит смены части речи производного слова, как это бывает при суффиксальном и других морфемных способах словообразования.

Вывод

  • Приставочный способ образования слов относится к категории морфемных.
  • Он не такой распространенный, как суффиксальный, однако с его помощью могут образовываться все значимые части речи.
  • Наиболее часто с помощью приставки происходит образование новых глаголов, которые таким образом могут даже составить видовую пару.
  • У существительных и прилагательных приставка может полностью изменять значение слова на противоположное. Но даже если влияние этой словообразовательной морфемы на смысл слова не столь значительно, она в любом случает привносит свой оттенок значения в новое, образованное с ее помощью слово.
  • Некоторые лексические единицы, которые изначально были образованы приставочным способом, могут со временем стать словом, где приставка стала частью корня.
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий