Словообразовательная пара – это… Что такое словообразовательная пара

Словообразовательная пара – это… Что такое словообразовательная пара Морфемика и словообразование

Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, связанных отношениями непосредственной словообразовательной мотивации (мотивированности). Одно из этих слов является мотивирующим (производящим), а второе мотивированным (производным) непосредственно от него с помощью словообразовательной морфемы (морфем).

Каждое производное слово имеет свою пару, которую составляет ему производящая (мотивирующая) лексема: зар-я – зар-ниц-а, бел-ый – бел-оват-ый, громкий – громк-о.

Пример: ночь → ночной. Исходное слово и образованное от него слово являются словообразовательной парой.

Правило Г.О. Винокурова:

Слово можно делить на части только в том случае, если мы найдем более простое по устройству слово, и оно будет являться для нашего слова исходным, производящим.

Основные понятия словообразовательной пары

Все слова русского языка можно разделить на производные и непроизводные.

Производные слова – это слова, образованные от других однокоренных слов: читать → читатель, ночь → ночной.

Непроизводные слова – это слова с непроизводной основой, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это слово: город, ночь, окно, дом, завтра, синий.

Обратите внимание! Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются.

Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени —л, однако в словообразовании мы не учитываем этот суффикс. Основу слова мы определяем по инфинитиву читать.

Сложные слова имеют две и более производящие основы: семь лет → сем-и-лет-н-ий; носΟ, рогΟ → нос-о-рог.

Словообразовательная мотивация

Большинство слов современного русского языка являются производными от других лексем. Слова могут быть словообразовательно мотивированными (производными) и немотивированными (непроизводными). Непроизводные слова не образованы от других слов. Их невозможно определить через посредничество других слов: ночь, стол, брат, окно, красный, читать, сказать.

Непроизводные слова являются простыми. Их основа чаще всего включает только корень: ночь – корень + нулевое окончание, стол – корень + нулевое окончание.

Непроизводные глаголы, как правило, имеют более сложную основу, состоящую из корня и суффикса: чит-а-ть, сказ-а-ть, хот-е-ть, пил-и-ить.

Значение производного слова можно объяснить с помощью производящего: стол – настольный (находящийся на столе), лес – лесник (человек, охраняющий лес).

Основа производного (мотивированного) слова называется производной, а основа производящего (мотивирующего) слова является производящей.

Таким образом, производные слова в языке являются вторичными. Они образуются непосредственно от производящих основ однокоренных лексем с помощью различных словообразовательных аффиксов (приставок, суффиксов, приставок и суффиксов, постфиксов и пр.)

Важно помнить, что в основу не входят формообразующие суффиксы и окончания.

Основные способы словообразования

  1. Приставочный: при-лететь → лететь, при-город → город, до-ныне → ныне;
  2. Суффиксальный: темн-от-а → темный, рыб-н-ый → рыба, борон-и-ть → борона;
  3. Приставочно-суффиксальный: без-работ-иц-а → работа-ть, у-дочер-и-ть → дочь, о-цеп-и-ть → цепь;
  4. Бессуффиксный: переход → переходи-ть;
  5. Сложение:

— целых слов: телефон-автомат → телефон, автомат;

— основ слов с помощью соединительных гласных о, е: хлеб-о-завод → хлеб, завод;

— основ и присоединения суффикса: черн-о-мор-ец → Чёрное море;

— сокращенных частей слова: зарплата → заработная плата;

— начальных букв или звуков: вуз → высшее учебное заведение;

  • Слияние (образование слов из словосочетаний): малопригодный → мало, пригодный;
  • Переход из одной части речи в другую: детская (сущ.) → детская комната (прил.), больной (сущ.) → больной человек (прил.);

Таким образом, между производным и производящим словом всегда существует словообразовательная мотивация.

Как определить мотивирующее (производящее) слово?

Для того чтобы составить словообразовательную пару, необходимо к исследуемому мотивированному (производному) слову подобрать мотивирующее (производящее) слово. Этим словом, как правило, является однокоренная лексема, самая близкая единица языка, которая лучше всего подходит к производному слову по смыслу и по форме. В этом поиске учитываем, что производное слово обычно является более сложным по составу и отличается от производящего однокоренного слова одной-двумя словообразовательными морфемами.

Пример: слон – слон-енок, бежать – у-бежать, побелить – побел-к-а, снег – под-снеж-ник, цвет – со-цвет-и-е.

Каждое производное слово имеет одно производящее слово. Производящее слово может составлять пару нескольким производным словам: земля – земл-ян-ой, земель-к-а, при-земл-и-ть, за-земл-и-ть.

Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.

Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. – является существительное соль; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. – является глагол говорить.

Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.

Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.

Распространенной ошибкой при словообразовательном анализе является неверно выбранное производящее (мотивирующее) слово. При составлении словообразовательной пары учащиеся нередко выбирают один из членов цепочки, игнорируя постепенность словообразования. Так, к примеру, слова «быть» и «убыток» – не являются членами словообразовательной пары, потому что слово «быть» является производящим для глагола «убыть», а следующим в цепочке будет существительное «убыток»: быть → убыть → убыток.

Таким образом, из этих слов можно составить две словообразовательные пары: быть – убыть, убыть – убыток. Производящее слово может быть непроизводным (быть) и производным (убыть).

При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями!

Что еще нужно знать о словообразовательной паре?

  • В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным – существительное женского рода: учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.
  • Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными: бег, торг, выход, осада. Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя формально такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов: беж-ать → бег□, торг-овать → торг□, вы-ход-ить → вы-ход□, осад-ить → осада.
  • Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными: синь, тишь, рань. Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя формально равны по сложности или проще производящих прилагательных: синий → синь□, тихий → тишь□, ран-ний → рань□.
  • В парах: глагол – существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное – производным: петь → пе-ни[j]-е (действие по глаголу), береж-ливый → береж-лив-ость□ (отвлечённый признак).
  • Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных: защищать → защищаться; умыть → умыться.
  • При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида: пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть;
    чит-а-ть → про-чит-а-ть → про-чит-ыва-ть.
  • Наречия с суффиксом , как правило, образованы от прилагательных: хороший → хорошо; весёлый → весело.
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий