Словообразовательная пара — это два однокоренных слова, связанных отношениями непосредственной словообразовательной мотивации (мотивированности). Одно из этих слов является мотивирующим (производящим), а второе мотивированным (производным) непосредственно от него с помощью словообразовательной морфемы (морфем).
Каждое производное слово имеет свою пару, которую составляет ему производящая (мотивирующая) лексема: зар-я – зар-ниц-а, бел-ый – бел-оват-ый, громкий – громк-о.
Пример: ночь → ночной. Исходное слово и образованное от него слово являются словообразовательной парой.
Правило Г.О. Винокурова:
Слово можно делить на части только в том случае, если мы найдем более простое по устройству слово, и оно будет являться для нашего слова исходным, производящим.
Основные понятия словообразовательной пары
Все слова русского языка можно разделить на производные и непроизводные.
Производные слова – это слова, образованные от других однокоренных слов: читать → читатель, ночь → ночной.
Непроизводные слова – это слова с непроизводной основой, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это слово: город, ночь, окно, дом, завтра, синий.
Обратите внимание! Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются.
Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени —л, однако в словообразовании мы не учитываем этот суффикс. Основу слова мы определяем по инфинитиву чита—ть.
Сложные слова имеют две и более производящие основы: семь лет → сем-и-лет-н-ий; носΟ, рогΟ → нос-о-рог.
Словообразовательная мотивация
Большинство слов современного русского языка являются производными от других лексем. Слова могут быть словообразовательно мотивированными (производными) и немотивированными (непроизводными). Непроизводные слова не образованы от других слов. Их невозможно определить через посредничество других слов: ночь, стол, брат, окно, красный, читать, сказать.
Непроизводные слова являются простыми. Их основа чаще всего включает только корень: ночь – корень + нулевое окончание, стол – корень + нулевое окончание.
Непроизводные глаголы, как правило, имеют более сложную основу, состоящую из корня и суффикса: чит-а-ть, сказ-а-ть, хот-е-ть, пил-и-ить.
Значение производного слова можно объяснить с помощью производящего: стол – настольный (находящийся на столе), лес – лесник (человек, охраняющий лес).
Основа производного (мотивированного) слова называется производной, а основа производящего (мотивирующего) слова является производящей.
Таким образом, производные слова в языке являются вторичными. Они образуются непосредственно от производящих основ однокоренных лексем с помощью различных словообразовательных аффиксов (приставок, суффиксов, приставок и суффиксов, постфиксов и пр.)
Важно помнить, что в основу не входят формообразующие суффиксы и окончания.
Основные способы словообразования
- Приставочный: при-лететь → лететь, при-город → город, до-ныне → ныне;
- Суффиксальный: темн-от-а → темный, рыб-н-ый → рыба, борон-и-ть → борона;
- Приставочно-суффиксальный: без-работ-иц-а → работа-ть, у-дочер-и-ть → дочь, о-цеп-и-ть → цепь;
- Бессуффиксный: переход → переходи-ть;
- Сложение:
— целых слов: телефон-автомат → телефон, автомат;
— основ слов с помощью соединительных гласных о, е: хлеб-о-завод → хлеб, завод;
— основ и присоединения суффикса: черн-о-мор-ец → Чёрное море;
— сокращенных частей слова: зарплата → заработная плата;
— начальных букв или звуков: вуз → высшее учебное заведение;
- Слияние (образование слов из словосочетаний): малопригодный → мало, пригодный;
- Переход из одной части речи в другую: детская (сущ.) → детская комната (прил.), больной (сущ.) → больной человек (прил.);
Таким образом, между производным и производящим словом всегда существует словообразовательная мотивация.
Как определить мотивирующее (производящее) слово?
Для того чтобы составить словообразовательную пару, необходимо к исследуемому мотивированному (производному) слову подобрать мотивирующее (производящее) слово. Этим словом, как правило, является однокоренная лексема, самая близкая единица языка, которая лучше всего подходит к производному слову по смыслу и по форме. В этом поиске учитываем, что производное слово обычно является более сложным по составу и отличается от производящего однокоренного слова одной-двумя словообразовательными морфемами.
Пример: слон – слон-енок, бежать – у-бежать, побелить – побел-к-а, снег – под-снеж-ник, цвет – со-цвет-и-е.
Каждое производное слово имеет одно производящее слово. Производящее слово может составлять пару нескольким производным словам: земля – земл-ян-ой, земель-к-а, при-земл-и-ть, за-земл-и-ть.
Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.
Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. – является существительное соль; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. – является глагол говорить.
Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.
Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.
Распространенной ошибкой при словообразовательном анализе является неверно выбранное производящее (мотивирующее) слово. При составлении словообразовательной пары учащиеся нередко выбирают один из членов цепочки, игнорируя постепенность словообразования. Так, к примеру, слова «быть» и «убыток» – не являются членами словообразовательной пары, потому что слово «быть» является производящим для глагола «убыть», а следующим в цепочке будет существительное «убыток»: быть → убыть → убыток.
Таким образом, из этих слов можно составить две словообразовательные пары: быть – убыть, убыть – убыток. Производящее слово может быть непроизводным (быть) и производным (убыть).
При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями!
Что еще нужно знать о словообразовательной паре?
- В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным – существительное женского рода: учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.
- Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными: бег, торг, выход, осада. Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя формально такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов: беж-а—ть → бег□, торг-ова—ть → торг□, вы-ход-и—ть → вы-ход□, осад-и—ть → осад—а.
- Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными: синь, тишь, рань. Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя формально равны по сложности или проще производящих прилагательных: син—ий → синь□, тих—ий → тишь□, ран-н—ий → рань□.
- В парах: глагол – существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное – производным: пе—ть → пе-ни[j]-е (действие по глаголу), береж-лив—ый → береж-лив-ость□ (отвлечённый признак).
- Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных: защищать → защищаться; умыть → умыться.
- При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида: пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть;
чит-а-ть → про-чит-а-ть → про-чит-ыва-ть. - Наречия с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных: хороший → хорошо; весёлый → весело.