Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова

Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова Морфемика и словообразование

Наименьшая значимая часть слова – морфема. По некоторым признакам морфема схожа со словом, однако между ними есть ряд отличий. К примеру, слова функционируют самостоятельно, а морфемы – только в составе слова. Из морфем состоят слова, а из слов – предложения. Слова всегда принадлежат к определенной части речи, а у морфем нет лексико-грамматической соотнесенности.

Каждая морфема в слове имеет свое назначение. Главная морфема – корень. Без корня слово существовать не может. В нем заключено общее лексическое значение всех родственных слов. При помощи приставок и суффиксов образуются новые слова, а окончание меняет форму слова.

Для того чтобы понять, какие морфемы есть в слове, принято делать морфемный разбор слова – анализ слова по составу.

Состав слова

К морфемам относятся корень, суффикс, постфикс, соединительная гласная, приставка и окончание.

Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова

В русском языке различают несколько видов морфем:

  • главная морфема — корень слова;
  • аффиксы — приставка, суффикс, окончание, постфикс;
  • интерфиксы и соединительные гласные.

Все морфемы делятся на две группы: словообразующие и формообразующие.

Словообразующие морфемы — это такие морфемы, с помощью которых образуются новые слова.

К таким морфемам относятся словообразующие суффиксы, постфиксы и приставки.

Пример: при- + школьный – пришкольный, мороженое + -щик – мороженщик.

Формообразующие морфемы — это такие морфемы, с помощью которых образуются новые формы слова.

К таким морфемам относятся формообразующие суффиксы, постфиксы и окончания.

Пример: лошадь – лошади, лошадей, лошадью; читать – читал.

Основа слова

Основа – все слово без окончания. В основе заключается лексическое значение слова.

Основа может состоять из одного корня (друг); из корня с суффиксом (друж-ок); из корня с приставкой и суффиксом (под-окон-ник); из корня с приставкой (вы-ход). Если слово не изменяется, то у него нет окончания и оно состоит только из основы.

Основы бывают производные и непроизводные.

Непроизводная основа — это основа, состоящая только из корня, например: брак,  дуб,  умн-ый.

Производная основа — это основа, образованная из непроизводной основы. Например: дуб → дуб-ок, лес → лес-ник.

Непроизводная основа, от которой образовано новое слово, называется производящей. Например, для слова бисер-инк производящей основой будет слово бисер, к которому присоединён суффикс  -инк- .

Если основа содержит один корень, то она называется простой. Основа, содержащая несколько корней, называется сложной. Например: кот-ик — простая основа, кот-о-лов — сложная основа.

Корень

Корень — общая неделимая часть всех родственных слов, в которой заключается их общее лексическое значение (вода – водный – водоём, водяной, водолаз).

Если вы хотите найти корень слова, подберите к нему родственные: звонить, звон, звонок, перезвонить, звонарь. Звон и есть их общий корень.

Не путайте омонимичные корни: мир – мирный – мирно – помирить (мир); замирать – умирать (мир).

Приставка

Приставка — значимая часть слова, расположенная пред корнем и выполняющая словобразующую и формообразующую функции: шумный – бесшумный, бежать – перебежать, делать – сделать.

Большая часть приставок исконно русские. Иноязычных приставок мало: алогичный, антикоррупционный, архинужный, контрудар, дезинформация, диспропорция, импортировать, реорганизовать, ультразвук, экс-президент).

Чтобы найти приставку, нужно:

  • выделить корень;
  • подобрать слова с такой же приставкой.

Например: нужно найти приставку в слове подходить.

1. Находим корень – -ход- (для этого нашли общую часть родственных слов: ходить, ходунки, сход и т.д).

2. Подбираем слова с такой же приставкой: подплыть, поднести, подлететь.

3. Делаем вывод, что приставка в слове под-.

Суффикс

Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и осуществляет словообразующую и формообразующую функции: учить – учитель, обозревать – обозреватель, дед – дедушка, фокус – фокусник, белый – беловатый.

Чтобы найти в слове суффикс, надо:

  • Выделить основу слова, а в ней – корень и приставку (если есть)
  • Подобрать слово, максимально близкое данному по составу и значению
  • Проверить, правы ли вы: подобрать слова с таким же суффиксом.

Окончание

Та часть слова, которая меняется, называют окончанием. Она образует форму слова и у частей речи означает разные грамматические значения (род, число, падеж, лицо). Также окончания связывают слова в словосочетании и предложении.

Окончание является словоизменительной морфемой: оно имеется в составе только изменяемых слов.

Окончания выражают грамматические значения:

  1. У имен существительных – число, падеж.
  2. У имен прилагательных – род, число, падеж.
  3. У глаголов настоящего и будущего времени – лицо, число.
  4. У глаголов прошедшего времени – число, род.

К примеру, проанализируем словосочетание «новый дом». Окончание ый у прилагательного новый показывает, что оно связано с существительным дом. Также оно показывает, что «новый» относится к мужскому роду и употреблено в единственном числе, И.п. или В.п. Существительное дом□ имеет нулевое окончание.

Нулевое окончание не обозначено звуками, но если поменять форму слова, проявляется: ребенок□ – ребёнка – ребёнку.

Что нужно сделать, чтобы найти окончание?

Если вы хотите найти окончание, измените форму слова. Та изменившаяся часть и будет окончанием.

Для того чтобы найти окончание у существительных и прилагательных, надо изменить их по падежам: книга, книги, книге, книгу, книгой, о книге; умный, умного, умному, умного, умным, об умном.

Для того чтобы найти окончание у глаголов настоящего и будущего времени, их надо изменить по лицам и числам: читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают; расскажу, расскажешь, расскажет, расскажем, расскажете, расскажут.

Для того чтобы найти окончание у глаголов прошедшего времени, надо изменить их по родам и числам: мечтал, мечтала, мечтало, мечтали.

Слова, не меняющие форму, не имеют окончаний!

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий