Суффиксальный способ образования слов в русском языке – примеры

Суффиксальный способ образования слов в русском языке – примеры Морфемика и словообразование

Суффиксальный способ образования – способ образования слов, при котором новое слово образуется в результате прибавления словообразовательного суффикса к производящей основе.

Примеры: лес – лес-ок, красн-ый – красн-оват-ый.

Суффиксальный способ – один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего

Суффиксальный способ образования новых слов состоит в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

Термин «суффикс» произошёл от латинского слова «suffixus», который переводится на русский язык как «прикреплённый».

Особенности суффиксального способа образования

Суффиксальное словообразование предполагает добавление к основе суффикса: рыба – рыбка, дом – домик, желтый – желтоватый.

В результате этого от слова со строгим значением может образоваться та же часть речи, но уменьшительно-ласкательного смысла: роза – розочка, коса – косичка. При этом часть речи остается той же.

Суффиксальный способ образования предполагает также образование с помощью добавления соответствующего суффикса глагола, прилагательного, наречия. Тогда значение первичной основы может сохраниться либо измениться, к ней может присоединиться либо один суффикс, либо суффикс и префикс.

Суффиксы, которые участвуют в словообразовании, могут также полноценно участвовать в придании новому слову определенного значения. Так, выделяют следующие группы суффиксов:

  • Определяющие принадлежность чего-либо чему-то либо кому-то. Суффиксы -ев, -ин, -ов и т.п. Примеры: бойцов (подвиг), мамин, попугаев (язык).
  • Формирующие название частей или целого предмета. Суффиксы -льник, -щик, -тор, -ник, -янт и др. Примеры: заправщик, куратор, спекулянт, холодильник и т.п.
  • Определяющие пол предмета – имени существительного. Для слов мужского рода употребляются суффиксы: -тель, -ик, -ер, -ец, -як, -ач, -льщик. Примеры: водопроводчик, водитель, кондитер, молодец, коровяк, скрипач, крепильщик. Для слов женского рода употребляются: -к, -ниц, -ш и др. Примеры: грузинка, воспитательница, капитанша.
  • Придающие слову абстрактное значение: -ость, -ни, -и, -изм, -аж и т.п. Примеры: оперативность, магнетизм, конъюнктура.
  • Позволяющие сформулировать субъективную оценку: -к, -ик, -очк, -ушк, -еньк и др. Примеры: стенка, столик, корочка, пирушка, тетенька и т.п.
  • Употребляемые для указания на похожесть, склонность к какому-либо признаку: -ист, -лив и др. Примеры: холмистый, терпеливый.

Виды суффиксального способа словообразования

1. Нулевая суффиксация (бессуффиксный или безаффиксный) – образование деривата посредством нулевого суффикса). Например: синий → синь, тихий → тишь, входить → вход, бегать → бег.

2. Постфиксальный — способ образования слова путём присоединения постфикса к целому слову. Например: какой → какой-либо, где → где-то, кто → кто-нибудь.

3. Суффиксально-постфиксальный способ (суффиксация в сочетании с постфиксацией) — разновидность суффиксального способа образования слова путём одновременного присоединения суффикса и постфикса к основе слова. Например: гордый → гордиться, пост → поститься, ветвь → ветвиться.

Словообразовательные и формообразующие суффиксы

Словообразующие суффиксы – это суффиксы, с помощью которых образуются новые слова.

Формообразующие суффиксы – это суффиксы, с помощью которых образуются формы слов.

Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы. Они прибавляются к уже существующим словам, причём это прибавление способствует образованию слова части речи, отличной от исходного.

Примеры: белый – белизна, время – временной, камень – каменный, красный – краснеть, лень – ленивый, хвастать – хвастовство.

Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только грамматические формы слов, то есть они придают слову другое грамматическое значение при сохранении его общего лексического значения. В этом случае не образуются новых слов, они, по сути, остаются одними и теми же лексическими единицами языка.

Примеры: красивый — красивее (форма сравнительной степени прилагательного); бежать — бежал (форма прошедшего времени глагола); время — времена (форма множественного числа существительного).

В этих примерах нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.

Суффиксальный способ образования разных частей речи

Суффиксальным способом можно образовать новые слова всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:

глаз (сущ.) → глаз-аст-ый (прил.);

синий (прил.) → син-ет-ь (глагол);

весёлый (прил.) → весел-о (наречие);

ау (междометие) → ау-ка-ть (глагол).

От какой части речи образуетсяСуффиксЧто может быть образовано
Существительноещик, чик, ник, ецсуществительное
Существительноен, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, ливприлагательное
Существительное, прилагательноеа, ну, и, е, нича, ирова, изироваглагол
Прилагательноео, е, инаречие
Глаголова, ева, ива, ыва, ваглагол

Суффиксальный способ образования имен существительных

  1. При помощи суффиксов -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуется название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности: лес → лесник, лыжа → лыжник, дача → дачник, переплетать → переплётчик; разведать → разведчик, нормировать → нормировщик, барабан → барабанщик, кормить → кормилец
  2. При помощи суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных: теннисист → теннисистка, студент → студентка, владелец → владелица, учитель → учительница, тигр → тигрица, лев → львица.
  3. Имена существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-обозначают наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов: соус → соусник, багаж → багажник, вопрос → вопросник, творог → творожница, цвет → цветник, осина → осинник, черника → черничник.
  4. От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов: добрый → доброта, нищий → нищета, жёлтый → желтизна, седой → седина, смелый → смелость, свежий → свежесть, похожий → похожесть.
  5. Существительные, обозначающие предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-: попытаться → попытка, прополоть → прополка, перегородить → перегородка, покрасить → покраска, задвигать → задвижка.

Обратите внимание! Такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка: двигать → задвигать → задвижка, красить → покрасить → покраска.

Суффиксальный способ образования имен прилагательных

  1. От имен существительных имена прилагательные образуются с помощью суффиксов: -ан-/ян-, -ин-, -онн-/енн-, -ск-, -ист-, -ат-, -аст-, -ив-/ев-, -лив-: рожь → ржаной, лебедь → лебединый, торжество → торжественный, солома → соломенный, село → сельский, золото → золотистый, нос → носатый, плюш → плюшевый, удача → удачливый.
  2. Большое количество имен прилагательных образовано суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида: одарить → одарённый, рвать → рваный, драть → драный, жарить → жареный, квасить → квашеный, удивить → удивленный.
  3. При помощи суффикса -л- образуются имена прилагательные от глаголов, обозначающих процесс: бывать → бывалый, гнить → гнилой, спеть → спелый, зреть → зрелый, уметь → умелый.

Суффиксальный способ образования глаголов

  1. Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида: бросить → бросать, решить → решать, пленить → пленять;
  2. От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы: белый → белеть, белить, богатый → богатеть, голубой → голубеть, старый → стареть, завтрак → завтракать, сверло → сверлить.
  3. При помощи суффиксов -ова-/-ева- образуются глаголы от имен существительных: тоска → тосковать, танец → танцевать.
  4. От приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида: разгадать → разгадывать, рассказать → рассказывать, настоять → настаивать, утаить → утаивать.
  5. Некоторые глаголы образованы при помощи суффиксов от междометий и звукоподражательных слов: а → акать, агу → агукать, ох → охать, хи-хи → хихикать, мяу → мяукать, гав → гавкать, тик-тик → ти́кать;

Суффиксальный способ образования наречий

  1. С помощью суффиксов -о и -е образуются качественные наречия от имен прилагательных: громкий → громко, близкий → близко, радостный → радостно, внутренний → внутренне, скрипучий → скрипуче.
  2. От имен прилагательных с суффиксов -ск- образуются наречия при помощи суффикса -и-: комический → комически, дружеский → дружески, джентельмен → джентельменски, человеческий → человечески.
  3. От количественных числительных при помощи архаичного суффикса -жды образуются наречия: один → однажды, два → дважды, три → трижды, четыре → четырежды.

Таким образом, суффиксальный способ словообразования активно применяется в русском языке, располагая при этом разветвленным списком используемых суффиксов.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий