Уважаемые читатели! Предлагаем познакомиться с кратким содержанием романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», опубликованного в 1928 году с посвящением В. П. Катаеву. Прочтение полного текста доставит несравненно большее удовольствие.
Главные герои
Ипполит Матвеевич Воробьянинов (Киса) – бывший предводитель дворянства Старгородского уезда, служащий ЗАГСа, недалекий, жадный человек, стремящийся к прежней обеспеченной жизни.
Остап Бендер – Великий комбинатор, авантюрист, выдающий себя за сына турецкоподданного.
Краткое содержание
Часть 1. Старгородский лев
В уездном городе N было огромное количество парикмахерских и похоронных бюро. Казалось, что жители рождаются, чтобы постричься и умереть. На самом деле умирали они очень редко. Вопросами смерти и женитьбы ведал Ипполит Матвеевич Воробьянинов, так как работал в ЗАГСе. Его жена умерла, он жил с тещей Клавдией Ивановной Петуховой.
События, о которых пойдет речь, начались 15 апреля 1927 года. В этот день теща увидела во сне дочь с распущенными волосами. Она решила, что это дурное предзнаменование.
По пути со службы домой Воробьянинов встретил гробовщиков, которые вели себя странно. Объяснение этому нашлось, когда он вошел в дом. Его встретила соседка, которая сообщила, что у Клавдии Ивановны случился сердечный приступ, она только что исповедовалась.
Перед смертью теща призналась, что спрятала в один из стульев гостиного гарнитура свои бриллианты. Гарнитур остался в Старгороде, откуда они вынуждены были спешно уехать после революции.
В этом она призналась и на исповеди отцу Федору. Тот, узнав секрет, летел домой словно на крыльях. Его страстная душа никогда не знала покоя. Священником он стал, чтобы его не призвали на войну. На самом деле он мечтал о собственном свечном заводике.
Воробьянинов сразу после похорон выезжает в родной город. Туда же отправляется и отец Федор. В Старгород на улицу Ленских событий привела судьба молодого человека лет двадцати восьми. Звали его Остап Бендер. Он познакомился с дворником и быстро договорился с ним насчет ночлега.
В эту же дворницкую пожаловал сам барин Ипполит Матвеевич. После недолгих переговоров Бендер уговорил Кису, так звали Воробьянинова в детстве, взять его в долю. Начинается настоящая охота за стульями.
От дворника они узнали, что всю мебель отвезли в жилотдел. Лишь один стул остался у завхоза в бывшем барском доме, где теперь разместился соцобес. Заведующий Альхен устроил в дом всех своих родственников, один из которых продал стул неизвестному. Выясняется, что им был не кто иной, как отец Федор. Партнеры отобрали у соперника стул, но драгоценностей в нем не оказалось.
Бендер со свойственной ему хваткой продолжает поиски. Он отыскивает архивиста Коробейникова. Тот сообщает, что один стул из гарнитура Гамбса отдали инвалиду войны Грицацуеву, десять других передали в мебельный музей. Вслед за Бендером к архивариусу приходит отец Федор, но ему тот сообщает ложные сведения.
Получив два адреса, где возможно находятся бриллианты, Остап стал обдумывать план дальнейших действий. Он решил жениться на мадам Грицацуевой, чтобы в спокойной обстановке обследовать находящийся у нее стул.
Воробьянинов встречает свою давнюю знакомую Елену Станиславовну Боур. Она собирает на ужин бывших господ, которым Бендер представляет Кису как «особу, приближенную к императору». Он призывает присутствующих к созданию тайного общества под названием «Союз меча и орала». На нужды общества собирается пятьсот рублей.
На следующий день Бендер женился. Всю свадьбу Киса просидел на заветном стуле. После ужина компаньоны вскрыли обивку, но драгоценностей не обнаружили. Поиски продолжились в Москве.
Часть 2. В Москве
В столице Остап ведет Кису к своим знакомым в общежитие. Обустроившись, компаньоны отправились в музей мебели. Там они узнают, что гарнитур завтра будет выставлен на аукцион. В музее они встречают Лизу, жену Коли из общежития. Она поссорилась с мужем и приняла ухаживания Воробьянинова. Он везет ее в ресторан, тратит все свои деньги. Наутро Ипполит Матвеевич очнулся в отделении милиции с двенадцатью рублями в кармане.
На аукционе Остап выигрывает торги. Кроме назначенной цены, нужно было заплатить тридцать рублей комиссионный сбор. У них этих денег не было, и стулья продали в розницу. Остап нанимает мальчишек проследить судьбу стульев.
Первый адрес, по которому отправился Остап, находился в Варсонофьевском переулке, где жила Эллочка-людоедка. Жена инженера Щукина отличалась от всех других женщин необыкновенно лаконичным словарным запасом. Ей хватало тридцати слов, чтобы выражать все свои мысли и эмоции. У Эллочки Остап должен был найти два стула, но она накануне разошлась с мужем. Уходя, он забрал один. Оставшийся стул Остап выменял у нее за ситечко для чая. В нем бриллиантов не оказалось.
Щукин временно поселился у приятеля. Остап застал его всего в мыле на лестничной клетке. Бедный инженер принимал душ, когда вода в кране закончилась. Он выскочил на лестницу кликнуть дворника, а дверь захлопнулась. Бендер без труда открыл дверь, в награду он получил габсовский стул. В нем драгоценностей не было.
Воробьянинов в это время пытался добыть очередной предмет мебели по другому адресу. Его попытка закончилась провалом. Пришлось за дело браться Остапу. Изобразив из себя судебного исполнителя, Бендер выносит стул из квартиры юмориста Изнуренкова. Тот долго бежал за исполнителем, но увидев на улице новый «поворот темы», побежал домой записывать, совершенно забыв о стуле. Драгоценности и там не нашлись.
Киса, читая газету, нашел короткую заметку о Бендере. Там писали, что он попал под лошадь. Взяв в руки газету, Остап обнаружил, что это «Станок». Именно там находился еще один стул. Повод для визита в редакцию был найден.
Благодаря этой заметке, мадам Грицацуева обнаружила сбежавшего мужа. В редакции они и встретились. Он сбегает от нее в очередной раз. Мадам заблудилась в коридорах редакции и уехала домой в одиночестве. Остап добрался до стула в кабинете редактора, но и эта попытка не сделала его богатым.
Путь великого комбинатора лежит к стихоплету Никифору Ляпис-Трубецкому. Он проникает к нему в жилище и вспарывает стул. Бриллиантов не нашлось и в этот раз.
Осталось проверить стулья в товарном дворе Октябрьского вокзала и в театре Колумба. Начать следовало с театра, так как они показывают последний спектакль и уезжают на гастроли по Волге. Компаньоны отправляются на представление, чтобы убедиться, что стулья еще там. В начале второго акта их вынесли на сцену. В семь утра друзья вместе с театром на поезде выехали в Нижний Новгород.
Часть 3. Сокровище мадам Петуховой
Остап узнал, что театр отправляется на гастроли по Волге на пароходе «Скрябин». Он будет сопровождать тиражную комиссию, которая на каждой пристани будет производить тираж выигрышного займа. На пароход билеты не продавали, но Бендер нашел способ проникнуть на судно. Он узнал, что в тиражной комиссии заболел художник. Остап выдал себя за художника, а Воробьянинова представил как ассистента. Они успели обследовать только один стул, он оказался пустым. В Васюках их прогоняют с позором, убедившись в их профессиональной непригодности.
Здесь Великий комбинатор представляет себя как гроссмейстера и проводит сеанс одновременной игры в шахматы. Он расписывает перед жителями картину преображения Васюков в шахматную столицу мира. Проиграв все партии, компаньоны бегут из города. На лодке они добрались до Чебоксар. Продав свое транспортное средство за пять рублей, они едут в Сталинград. Там компаньоны дожидаются артистов. Они выясняют, что далее театр следует в Пятигорск. Друзья покупают один билет на двоих и отправляются сначала в Минеральные Воды, а оттуда в Пятигорск.
Монтер Мечников согласился украсть для них стулья за определенную плату. Киса идет просить милостыню, чтобы оплатить услугу монтера. Остап тоже не сидел без дела. Он направился к месту дуэли Лермонтова. Недалеко от этого места был Провал, к которому вела высеченная в скале галерея. Встав у входа, Остап лихо торговал им лично изготовленными билетами. Вечером компаньоны выкупили два стула, третий монтер не смог взять. Сокровищ в них не было.
Отец Федор также колесит по стране. Разыскав на даче под Батумом инженера Брунса, он на коленях молит продать ему стулья. Попадья распродает имущество, высылает деньги мужу. Он покупает мебель, но ничего не обнаруживает.
Театр Колумба уезжает в Тифлис. За ним вслед отправляются и Остап с Кисой. Они добираются до Владикавказа, потом идут пешком в Тифлис. На Военно-Грузинской дороге им встречается отец Федор. Пытаясь скрыться от конкурентов, он забирается на высокую скалу, откуда в состоянии помешательства его снимают пожарные.
В Тифлисе компаньоны встречают одного из членов «Союза меча и орала» и одалживают у него пятьсот рублей на спасение «отца русской демократии». На радостях друзья пропьянствовали целую неделю. Когда на них, наконец, нашло просветление, в газете «Заря Востока» Остап прочитал, что театр Колумба закончил гастроли в Тифлисе и уехал в Ялту. Пришлось продолжать погоню и перебраться на Крымский полуостров.
В Ялте стояла страшная жара, от которой не было спасения. Вечером компаньоны сходили на представление и убедились, что стул на месте. Пробравшись за кулисы, они отыскали его. Только они протянули к нему руки, как он отпрыгнул от них и провалился сквозь пол к великому изумлению друзей. Началось землетрясение. Компаньоны бросились к выходу. У дверей они нашли стул, вскрыли его, но и здесь их ожидало разочарование.
Оставался еще один стул, который был последней надеждой. Компаньоны возвращаются в Старгород. Бендер получил большой заказ на изготовление адресных табличек. Исполнение заказа он возложил на Кису, а сам занялся поисками стула. За время бриллиантовой гонки Ипполит Матвеевич изменился внешне и внутренне. Взгляд сделался дикий, усы торчали, как у пожилого кота. В характере появилась решительность и жесткость. У него появилась паталогическая подозрительность. Он боялся, что Остап присвоит себе все сокровища. Каждый день он проводил в сильнейшей тревоге из-за того, что Остап не вернется. Бендер приходил каждый вечер, но утешительных известий не приносил. Впрочем, это не умаляло его веселости и энтузиазма.
В один из дней Великий комбинатор явился весь мокрый, красный, но в превосходном расположении духа. Он нашел стул в клубе железнодорожников, который только вчера открылся. Они во весь дух помчались на Каланчевскую площадь. Остап показал предводителю дворянства стул, стоящий в комнате шахматного кружка. Бендер выдернул из рам задвижки, подготовившись к ночному вторжению. Компаньоны еще долго бродили по коридорам клуба, любуясь прекрасными залами.
Посидев в пивной, Остап пришел в чрезвычайно веселое расположение духа. Он строил планы, расспрашивал Кису, на что он потратит деньги. Его шутки вывели Воробьянинова из себя. Вдоволь наглумившись над Кисой, Бендер уснул крепким здоровым сном.
Вне себя от злости Ипполит Матвеевич вышел на улицу, но тут же твердым шагом вернулся назад. Он вытащил двадцать пять рублей из кармана Бендера и взял плоскогубцы. Воробьянинов обмотал руку полотенцем, взял бритву и вонзил ее в горло Остапа.
Совершив убийство, не испытывая угрызений совести, он вышел на улицу и отправился в клуб. Подойдя к окну, он вскочил на подоконник, толкнул раму и оказался в коридоре. В шахматном кабинете он выдернул из стула гвозди, сдернул обивку, и его глазам открылась пружинное нутро стула. Бриллиантов в стуле не было. Под утро Ипполит Матвеевич тяжело вылез из окна. Разгуливая вдоль стен, он все еще не мог поверить случившемуся.
Неожиданно появившийся сторож рассказал необыкновенную историю клуба. Раньше клуб размещался в ветхом здании. Весной купили стул, на который сторож однажды встал, чтобы вкрутить лампочку. Он оступился и порвал обшивку, а из-под нее посыпались бусы. Сокровища мадам Петуховой пошли на строительство нового клуба.
Прикоснувшись к гранитной облицовке, Ипполит Матвеевич закричал дико, как простреленная навылет волчица.