«Эдип-царь», краткое содержание трагедии (Софокл)

«Эдип-царь», краткое содержание трагедии (Софокл) Краткое содержание

Литеровед предлагает познакомиться с кратким содержанием трагедии древнегреческого драматурга Софокла «Эдип-царь», которая рассказывает о непреодолимости судьбы.

Главные герои

Эдип – царь Фив.

Иокаста – супруга Эдипа.

Креонт – брат Иокасты.

Тересий – прорицатель.

Пастух – слуга царя Лайя.

Вестник – коринфянин, принесший Эдипу весть о смерти Полиба.

Краткое содержание

Пролог

Действие происходит у царского дворца.  Эдип обращается к людям у дворца, пытаясь узнать, что привело их сюда. Жрец рассказывает ему, что люди умирают, на город напал мор. Эдип является их единственной надеждой. Люди считают, что только он может спасти их от смерти. Когда-то он помог им, дал им счастье, они просят, чтобы и сейчас он сделал то же самое.

Эдип сочувствует им. В то же время он говорит, что каждый из людей страдает только за себя, а ему выпало страдать за весь город. Он знает о том, что происходит, и уже предпринял некоторые шаги. Он отправил посланцев к оракулу, чтобы узнать, как спасти город.

В этот момент возвращается Креонт, посланный Эдипом к оракулу. Он рассказал, что предшественник Эдипа был предательски умерщвлен. В этом участвовало много человек. Аполлон желает, чтобы убийцы были найдены и наказаны. Только это может спасти Фивы. Эдип решает вернуться к прошлому, разобраться в деле убийства.

Парод (хоровая песня)

Хор обращается к богам. Он рассказывает о том, что бедам нет предела. Люди умирают без счета, покойников не успевают хоронить, стоит нестерпимый смрад на улицах. Люди молятся коленопреклоненно об избавлении от мора.

Эписодий первый

Эдип обращается к убийце с просьбой признаться самому. Он обещает, что тот сможет покинуть город. Царь обращается к людям, которые знают убийцу, и обещает наградить их, если они выдадут его. Если они боятся его выдавать, то не должны с ним поддерживать отношения, пускать его в свой дом. Эдип объявляет себя поборником бога и мстителем за умершего царя. Он дает клятву, что найдет убийц и накажет.

Хор подсказывает царю обратиться к Тиресию. Эдип уже послал за старцем, но он медлит с прибытием.

Наконец, появляется слепой прорицатель. Он говорит, что никогда не расскажет правды. Эдип считает, что такой поступок Тиресия оскорбляет город. На что тот отвечает, что все предначертанное сбудется в любом случае. Слова старца вызывают у царя негодование. Он говорит, что Тиресий подошел бы на роль убийцы, если бы был зряч. Эдип говорит, что вырвал бы у него признание, если бы прорицатель не был так стар. Он подозревает своего друга Креонта в предательстве и сговоре со старцем.

Тиресий пророчит страшную судьбу Эдипу. Он говорит, что не найдется другого человека на земле, «кого бы гибель злейшая ждала». Царь называет прорицателя безумцем и уходит.

Стасим первый

Хор размышляет не Эдип ли является злодеем.

Эписодий второй

Креонт печалится о том, что Эдип его считает предателем. Царь встречает Креонта и бросает ему в лицо обвинения в корысти. Креонт пытается доказать обратное.

Услышав их взаимные упреки, выходит из дворца Иокаста. Она укоряет мужчин в том, что они сводят личные счеты, когда городу угрожает опасность. Эдип жалуется ей, что Креонт хочет изгнать его из города с помощью страшных пророчеств. Иокаста утверждает, что нельзя верить пророчествам. Она приводит в пример своего первого мужа, царя Лайя, с которым связывают все несчастья.  Оракул предсказал, что он погибнет от руки сына. Ребенок погиб на Кифероне, а царя убил на перекрестке в Фокиде случайный путник. Эдип поинтересовался, как выглядел Лай. Иокаста описала его и заметила, что он был похож на Эдипа.

Эдипа ее слова встревожили. Он сказал, что прорицатель, по всей вероятности, был прав. Царь попросил Иокасту рассказать все подробности происшествия. Лай поехал на повозке в сопровождении пяти человек. Спасся только один из них. Он вернулся в Фивы, но, узнав, что трон достался Эдипу, попросил отпустить его на горные луга, подальше от города. Эдип потребовал, чтобы слугу привезли в город. Ему очень нужно было с ним встретиться.

Иокаста попросила объяснить, что так встревожило Эдипа. Муж рассказал ей о своей жизни. Его отца звали Полиб, мать – Меропа. Однажды во время пира один из гостей выпил лишнего и назвал Эдипа приемышем. Родители отрицали это, но у Эдипа появились сомнения. Ему нужно было их развеять. Он пошел в Дельфы. Аполлон не дал ему ответа на вопрос, но предрек большие страдания. Он сказал, что суждено ему убить отца, жениться на собственной матери, с которой у него будут дети. Узнав об этом, Эдип бежал из Коринфа, подальше от родителей.

В том месте, где, по словам Иокасты, был убит Лай, он встретил старика в повозке. Тот стал сгонять его с дороги. Они напали на него. Эдип, защищаясь, убил их всех. Если это был Лай, то пророчество сбылось, и Эдип самый несчастный из всех людей. Он живет с Иокастой, мужа которой убил. Из-за него на город обрушилась беда. На родину вернуться он также не может, потому что там он согласно предсказанию умертвит отца и женится на матери.

Эдип теперь надеется на пастуха. Если тот подтвердит, что Лайя убили разбойники, то вины Эдипа в этом нет. Если же пастух скажет, что убийца был один, то это, без сомнения, Эдип.

Стасим второй

В нем хор размышляет о гордыне, которая приносит несчастья. Если смертный превознесся и не чтит богов, то его ждет злая участь.

Эписодий третий

Иокаста обращается к богам с мольбой и дарами. Она просит избавить их от напастей.

Из Коринфа прибыл вестник к Эдипу. Он принес радостную и скорбную весть. Он сообщил, что Полиб умер, коринфяне зовут Эдипа на царство.

Причиной смерти Полиба стала старость. Эдип огорчился, что отец скончался, но и обрадовался, что предсказание не сбылось. И все же он предполагает, что отец тосковал от разлуки с сыном, и это ускорило его конец. Его тревога не проходит вовсе, потому что мать жива, и предсказание еще может иметь силу.

Эдип открыл вестнику причину своего побега из Коринфа. Вестник сказал, что Полиб не был кровным отцом Эдипа. Он принял его в дар от чужака, сам же он был бездетным. Казалось бы, все предсказания рассыпаются, и есть надежда на благополучный исход.

Дальнейший рассказ вестника вызывает еще большую тревогу. Старик в давние времена был пастухом и пас стада на горных склонах. Ребенка ему дал другой пастух, который служил у царя Лайя.

Эдип захотел увидеть того пастуха. Он обратился к народу с вопросом, не знает ли кто-нибудь, жив ли еще царский пастух. Он непременно решил раскрыть тайну своего рождения. Иокаста умоляет его, не делать этого.   Эдип думает, что он незнатного рода, а жена его слишком тщеславна.

Стасим четвертый

Хор предваряет дальнейшие события, которые откроют тайну рождения Эдипа.

Эписодий четвертый

Пришел постаревший пастух. Вестник узнал в нем того, который передал ему младенца. Пастух ни за что не хочет признаваться, что передал ребенка в руки вестника. Эдип неумолим, он требует от старого пастуха признаний. Не в силах больше сопротивляться пастух рассказывает, как было дело.

Услышав предсказание оракула, Иокаста решила избавиться от ребенка. Когда родился сын, она отдал его пастуху, который пас скот на горных пастбищах Киферона. Она приказала бросить сына на растерзание хищникам. Пастух же пожалел младенца и оставил в живых. Он встретил другого пастуха и отдал ему, не сказав, чей это сын. Тот забрал его с  собой в Коринфское царство и отдал царю, у которого не было своих детей. Тот воспитал ребенка как наследника и назвал Эдип.

Мальчик вырос, считая царя своим отцом. Все тайное становится явным, и до Эдипа стали доходить слухи о том, что он приемный сын.  Он обратился к оракулу с вопросом, чей он сын. Ответ не порадовал его: ему предстояло убить отца и жениться на матери.

Стасим четвертый

Человек не бывает счастлив. Лишь только он подумает о счастье, как лишается его. Эдип имел большой почет, а теперь самый несчастный человек на земле.

Эксод

Узнав, что стала женой собственного сына, Иокаста впала в исступление. Она рыдала, призывая Лайя. Эдип метался в горе, он требовал подать ему меч и искал Иокасту. Он выломал двери в спальню и нашел там царицу, которая была уже мертва. Она свела счеты с жизнью. Эдип снял ее с веревки и стал колоть иглой свои глаза. Он кричал, что его глаза не должны видеть «ни мук его, ни им свершенных зол».

Их счастье было столь завидным, сколь велики были теперь позор и страдания.  Эдип сам себя приговорил к изгнанию.

Коммос (плач)

Муки Эдипа очень тяжелы. Он сожалеет, что не умер в младенчестве. Тогда он был бы избавлен от таких страданий. Он просит поскорее увести его отсюда.

Креонт приказал отвести Эдипа в дом, потому что его горе должны видеть только родные ему люди. Он хочет спросить у богов совета, что им теперь делать. Креонт подвел к Эдипу детей, у которых тот просит прощения. Их ждет нелегкая доля.  

Счастливым можно назвать только того, кто дожил до последних дней, не познав несчастий.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий